Зиновкина Людмила Афанасьевна
учитель математики МБОУ Вадьковская СОШ
п .Вадьковка, Брянской области
Разработка открытого урока
9 класс
Геометрия
Тема урока : ПЛОЩАДЬ ТРАПЕЦИИ
Раздел: преподавание математики
Вид урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Цель урока: выработать у учащихся знание формулы для нахождения площади трапеции, ее вывод и умение применять полученную формулу для решения задач.
Задачи:
- развивать умение осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного или практического плана;
-воспитание положительного отношения к предмету, умение работать в парах.
Оборудование урока : мультимедийный проектор, компьютер, фигурки трапеций, ножницы, цветные ручки, карточки для ответов.
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка знаний по теме «Площадь фигур»
3. Объяснение нового материала
4. Закрепление изученного материала
5. Домашнее задание
Ход урока
1) Организационный момент.
Вступительное слово учителя (Слайд 1)
2) Проверка знаний по теме «Площади фигур». (карточки для ответов)
1. Блиц-опрос «Что мы знаем?» (Слайд 2)
Записать формулы для вычисления площади известных вам фигур.
2.Блиц-опрос «Что мы умеем?» (Слайд 3,4)
Найти площади фигур. Записать только ответ.
Самопроверка (слайд5)
Ребята проверяют свои ответы. Ставят себе оценку. Задания с ошибками разбираем вместе с учащимися. Сдают работу учителю.
Для какой фигуры не удалось записать формулу и вычислить значение ее площади?
(ответы детей)
3) Объяснение нового материала.
❶. Мы научились находить площади многих фигур, но среди них не было трапеции. Сегодня нас интересует трапеция. Формула для вычисления ее площади.
Итак, тема урока «Площадь трапеции» (слайд 6)
Цели сегодняшнего урока … (Слайд 7)
Давайте вспомним, какой четырехугольник называется трапецией? Как называются ее стороны? Что такое высота трапеции? (ответы детей).
Как же можно найти ее площадь? (переход к следующему этапу урока)
❷.На каждой парте лежат фигурки трапеций. Как можно найти площади этих трапеций, не зная готовой формулы? (ответы и предложения детей). Итак, если фигура разбивается на части, являющиеся простыми фигурами, то площадь этой фигуры равна сумме площадей ее частей.
На какие известные вам фигуры можно разрезать трапецию?
(ответы детей)
1.Берем первую трапецию и разрезаем ее на два треугольника.
Значит, площадь трапеции будет равна сумме площадей этих треугольников. (слайд 8)
Sтр=S₁+Ѕ₂
Ѕтр= + bh =
2.
Берем вторую трапецию и разрезаем ее на два прямоугольных треугольника и прямоугольник. (слайд 9)
Sтр.= S₁+Ѕ₂+S₃
Sтр.= =
3. Для того, чтобы найти площадь третьей трапеции можно от прямоугольника отрезать два прямоугольника, тогда Sтр= S₁-Ѕ₂-S₃
Sтр.=ah - h(2а-x-y)h((а-x-y)+a)= (слайд 10)
Какой из выводов формулы площади трапеции был короче?
(ответ ребят)
Возьмем его за основу. Записываем вывод формулы S= вместе с рисунком в тетрадь. (слайд 8)
А сейчас ребята 1 ряда просчитают площадь каждой трапеции, выполнив соответствующие измерения и подставив их в формулу. Результаты записать в тетрадь.
Ребята 2 ряда просчитают площадь каждой трапеции, пользуясь ее разбиениями, и результаты запишут в тетрадь.
Сравниваем результаты. Учащиеся делают вывод.
❸. Ребята, вернемся к началу нашего урока. (слайд 2,4)
Скажите, мы можем записать формулу площади трапеции в №3?
(ответ ребят)
Скажите, мы можем вычислить площадь трапеции в №5?
(ответ ребят)
4) Закрепление изученного материала.
1. По готовым рисункам записать решение на доске и в тетради (слайд 11)
2. Решить задачу №38
5) Домашнее задание. П.126, №39,повторить формулы S. (слайд 12)
Приложение. Слайд 1-12