учитель математики О.И. Трофимова
5.Развитие математической речи, умения сравнивать, выдвигать гипотезы.
Прием «Допиши фразу».
Представление информации в кластерах.
Тема «Площадь трапеции» в структуре курса геометрии 8 класса является заключительной при изучении главы «Площадь». Основной задачей урока является в получение и доказательство формулы площади трапеции. Поэтому был определён тип урока как урок формирования новых знаний с элементами первичного закрепления. На следующих уроках будет происходить дальнейшее закрепление формулы площади трапеции путём решения более сложных задач.
К этому уроку учащиеся уже знакомы с формулами площадей основных многоугольников и умеют их доказывать. Поэтому для этого урока и был выбраны такой вид урока как исследовательская работа и проблемно – поисковый метод изучения нового материала.
Считаю, что все цели: образовательные, развивающие, воспитательные на уроке были достигнуты.
На этапе актуализации была организована фронтальная работа с классом (опрос основных понятий и формул) и индивидуальная работа учащихся по решению задач. Она была организована с использованием интерактивной доски и электронных учебных модулей (работа за компьютером), которые позволили в интерактивной форме без вмешательства учителя проверить знания учащихся по теме «Трапеция» и «Площадь многоугольника». В конце этого этапа учащиеся самостоятельно сформулировали задачу урока.
Для «открытия» теоремы и поиска способа доказательства был использован такой метод научного исследования как аналогия. На этом уроке учитель выполнял роль организатора, а не участника процесса. Результаты работы фиксировались, сравнивались и делались самими детьми. Особый интерес у учащихся вызвал момент урока, где они самостоятельно разбивали и достраивали трапецию. Они увлечённо и заинтересованно предлагали различные варианты решения этой проблемы. Применение методов проблемного обучения на уроке позволило активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, научить их мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворенность от учебной работы, положительное отношение к математике. В результате этой работы учащимися самостоятельно были получены несколько способов доказательства теоремы. На уроке шла работа по созданию ситуации успеха для каждого ребенка, корректировка знаний для детей, испытывающих затруднения.
В домашнее задание включены упражнения на закрепление полученных на уроке знаний, а также творческое задание на самостоятельный поиск доказательства теоремы.
Проведённый урок способствовал умственному развитию учащихся во всех его аспектах: получили новую теорему, учитель раскрывал методологию математики (законы и приёмы познания математических закономерностей), развивались интеллектуальные качества ума. А включение учащихся в поисковую деятельность на основе аналогии позволяет формировать у них интуитивное мышление, которое является необходимым компонентом творческого мышления независимо от их будущей профессиональной деятельности.
Урок « Деление » является первым из темы ( является уроком изучения нового материала).
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент Цель: проверка готовности к уроку. |
| Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих. Включает презентацию слайд №2 Нацеливает на работу -Как вы понимаете эти слова? | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку Выражают свои мнения по поводу данного высказывания |
2.Проверка домашнего задания Цель: проверить степень усвоения материала в процессе самостоятельной работы. Коррекция знаний обучающихся. |
Проверка на слайде по готовому решению | Организует проверку, включает слайд №3 презентации | Самопроверка, исправление ошибок |
3.Устный счёт. Цель: Актуализация знаний. Повторение правил сложения, вычитания, умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, алгоритмов. |
| Демонстрирует слайды презентации №4,5,6 Выполняет контроль, выясняет степень владения материалом | Выполняют задания, записывают ответы в тетради, формулируют правила. |
4.Формулирование темы Вызов (пробуждение имеющихся знаний; интереса к получению новой информации) Цель :Развитие критического мышления, умения выделять главное и делать выводы |
| Демонстрирует слайд №7 Предлагает выполнить задания и сформулировать тему урока | Выполняют задание, анализируют его, формулируют тему урока. |
5.Изучение нового материала Цель: вывести правило деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками, формировать навыки применения алгоритма деления. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). |
Стадия Вызов 1)Повторение смысла действия деления 4*3=12; 12:4=3; 12:3=4 Стадия Осмысление (коллективная поисковая работа по осмыслению материала) Чтение статьи учебника с остановками, составление кластера «Гроздь» по ходу чтения Деление Отрицательные числа числа с разными знаками нуль делить нельзя Знак «+» Знак «-» 3.Составление сравнительной таблицы умножение | знаки | деление | знаки | «-»* «-» | + | «-»: «-» | + | «+»* «-» | - | «+»: «-» | - | «-»* «+» | - | «-»: «+» | - | | Руководит работой обучающихся, задаёт вопросы, направляет -Как деление связано с умножением? -Что можно узнать при помощи деления? Эту связь мы будем использовать при делении отрицательных чисел и чисел с разными знаками 2. Помогает осмыслению материала, составлению кластера по ходу чтения. Изображает кластер на доске Контролирует правильность составления таблицы и формулировку сравнительных результатов | Отвечают на вопросы. Деление позволяет по известному произведению и одному из множителей найти другой множитель.. 2.Читают текст с остановками, составляют кластер «Гроздь» Приводят свои примеры 3.Составляют сравнительную таблицу, делают вывод. Знаки результата действия деления такие же, как и при умножении. |
Физкультминутка Цель: предупреждение утомляемости, здоровьесбережение. |
Закрепление изученного материала Цель: способствовать формированию умений и навыков деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками, усвоению алгоритма |
1.. Верю -не верю (лови ошибку) №1149 2.Самостоятельное решение примеров №1150(1столбик) Самопроверка слайд 13 3.Самостоятельное решение примеров. Слайд 14. Взаимопроверка. 4. Решение уравнений | 1.Проводит игру. Выслушивает мнения обучающихся. При необходимости корректирует ответы. 2. Включает слайд презентации, корректирует работу, оценивает. 3.Предлагает работу, включает слайд презентации. Наблюдает за работой обучающихся, даёт консультации, организует взаимопроверку работы, сообщает критерии, оценивает. Включает слайд №15, следит за работой, корректирует действия слабых, оценивает работу | 1.Комментируют каждый случай вычисления, аргументируют свой выбор. 2. Выполняют самопроверку 3.Работают самостоятельно, проводят самопроверку, оценивают по критериям. 4.Решают по цепочке с комментированием. |
8. Самостоятельная работа (разноуровневая, обучающая) Цель: проверить степень усвоения материала, выявить пробелы, корректировать знания учащихся |
Чему равно частное? | Варианты ответа | 87a и 87 -3,7k и 3,7 9m и m -41с и 41 -1,9y и y 2,3b и b 0,25d и 0,25 -18n и -18 | 8,7; а; 1 -k; -1; 3,7 9; m; 1 -1; -с; 41 - y; -1,9; -1 2,3; b; 1 1; 0,25; d 1; -1; n | Решите уравнение варианты ответов -Х · 4 = -100 -25; 25; 15 3 · (-Х) = -2,7 0,9; 9; -9 -0,1 · Х = 33 -330; 3,3; -3,3 -0,75 · Х = -1,5 -3; 0,2; 2; -18 · Х = 0 18; 0; -1 0,25 · Х = -1 -4; -0,25; -25 Верно ли выполнено деление варианты ответов 34:(-2) = 17 да; нет -60:1,5 = -4 да; нет -7,6:(-4) = 1,9 да; нет 2,7:(-2,7) = 0 да; нет -1:(-5) = 0,2 да; нет 8,5:(-1) = 8,5 да; нет Сравните с нулём варианты ответов -68 : 9 = а ао, а -4,5 : (-45) = а ао, а 7,3 : (-8) = а ао, а -8 : (-1.25) = а ао, а 0 : 34,2 = а ао, а Найдите частное варианты ответов -38:19 = … 2; -2; -0,2 45:(-15) = … -3; 3; -5 -5,1:(-17) = … 0,3; -0,03; -0,3 -4,4:4 = … 11; -1,1; 1,1 -8,6:(-4,3) = … 0,2; -2; 2 48,1:(-48,1) = … -1; 0; 1 -950:9,5 = … -100; 10; -10 -5,42:(-27,1) = … -0,2; 0,2; 0,3 10,01:(-1,3) = … -7,7; 12,7; -9,7 | Раздаёт задания на карточках, проверяет выполнение, оказывает помощь при необходимости | Выполняют работу, проверяют на компьютере (Мультимедийный тест), оценивают свою работу |
9.Рефлексия Цель: формирование личностного отношения к изученному материалу, переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. |
1 2. Рефлексия: - Чем данный урок был полезен для вас? - Что нового для себя вы открыли на уроке? - Полностью ли вы использовали свои возможности? - Хотели бы ещё заняться подобного рода деятельностью? | пПодводит итоги, демонстрирует слайд №16 (интерактивный тест) ЗЗадаёт вопросы, побуждая обучающихся к анализу своей деятельности на уроке, выслушивает мнения каждого Выражает удовлетворение от работы на уроке, выставляет отметки, благодарит за работу на уроке. | Выполняют тест, проверяют работу 2.Отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность на уроке, выражают пожелания. Выставляют отметки в дневник. |
9. Домашнее задание Цель: закрепление изученного материала, выработка умений и навыков по изученному материалу. |
П.36,правило,№1172 (1 ст), №1173 (1 ст) | Задаёт задание, комментирует | Записывают задания в дневник. |