Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по геометрии в 7 классе " Свойства параллельных прямых"»
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Школа №73»
План-конспект открытого урока-зачёта по геометрии в 7 классе
«Свойства параллельных прямых»
учитель математики:
Шевченко Валентина Фёдоровна
г. Тольятти
2018г.
Тип урока: урок контроля знаний и умений по теме «Свойства параллельных прямых». Урок сочетания устного и письменного контроля.
Цель: проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных действий, предметных знаний, умения решать практические задачи по заявленной теме.
Задачи: выявление знаний, умений и навыков по теме: «Свойства параллельных прямых».
План урока.
1. Организационный этап.
Создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Эти линии все знают.
Направление храня,
Они дружно убегают
В бесконечность от меня.
Мы частенько их встречаем.
Невозможно все назвать:
Пара рельсов у трамвая,
Там, где ноты, целых пять…
Даже если линий много,
Не смешать одну с другой,
Нет у них пересечений -
Знаем это мы с тобой.
О каких линиях идет речь в данном стихотворении? (ответ учеников – о параллельных прямых)
А какие прямые называются параллельными? (ответ учеников – прямые, которыене пересекаются, то есть не имеют ни одной общей точки)
Что в переводе с греческого языка означает термин «параллельные?» ( ответ учеников-рядом идущие)
Каким знаком до 18-того века обозначались параллельные прямые? (ответ учеников-знаком «равно»)
Вспомните, что называют секущей по отношению к двум прямым? (ответ учеников – прямая называется секущей по отношению к двум другим прямым, если она пересекает их в двух точках)
Какие названия пар углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей, вы знаете? (ответ учеников – односторонние, накрест лежащие, соответственные).
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Сегодня мы узнаем, как освоили тему: «Свойства параллельных прямых», научились решать задачи по этой теме, усвоили теретический материал по этой теме. Результаты своей работы занесём в личную карточку. По окончании урока каждый из вас сможет проверить и оценить знания и умения, приобретённые в процессе освоения темы «Свойства параллельных прямых».
3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся учебных действий.
3.1 Устная работа по готовым чертежамв виде фронтального опроса.
3.1.1. Назовите углы, которые образуются при пересечении двух параллельных прямых секущей (по рисунку).
3.1.2. Найдите углы 1,2,4,5,6,7,8 (по рисунку).
3.2 Математический диктант.
Обучающиеся отвечают на вопросы математического диктанта и используя способ самоконтроля оценивают его результаты. Результаты обучающиеся заносят в личную карточку обучающегося.
При пересечении двух параллельных прямых секущей образованы накрестлежащие углы 1 и 2. Угол 1 равен 57 град. Найдите угол 2.
При пересечении двух параллельных прямых секущей образованы соответственные углы 3 и 4. Угол 3 равен 67 град. Чему равен угол 4?
При пересечении двух параллельных прямых секущей односторонние углы 5 и 6. Угол 5 равен 130 град. Найдите угол 6.
Верно ли, что через точку, не лежащую на прямой, проходят две прямые, параллельные данной?
Могут ли два односторонних угла, образованные при пересечении двух параллельных прямых секущей, быть прямыми?
3.3. Теоретический зачёт.
В процессе теоретического зачёта обучающиеся в виде взаимоконтроля проверяют и оценивают знание формулировок свойств параллельных прямых. Результаты заносят в личную карточку обучающегося.
3.4 Физкультминутка.
Учитель формулирует утверждение. Если оно правильное -ребята хлопают в ладоши, если неправильное-топают ногами.
Термин «параллельные прямые» переводится с греческого как «далеко идущие». (Неверно. Верно-«рядом идущие».
Через точку, не лежащую на прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной. (Верно)
Сумма односторонних углов при пересечении двух параллельных прямых секущей равна 200 град. (Неверно. Верно-180)
Накрестлежащие углы при пересечении двух параллельных прямых секущей равны. (Верно)
В древности для обозначения параллельных прямых использовали знак «равно». (Верно)
Сумма смежных углов равна 100 град. ( Неверно)
Вертикальные углы равны. (Верно)
Если один из соответственных углов при пересечении двух параллельных прямых секущей тупой, то и другой тоже тупой. (Верно. Соответственные углы при пересечении двух параллельных прямых секущей равны.)
Параллельные прямые не пересекаются. (Верно)
Если один из односторонних углов при пересечении двух параллельных прямых секущей острый, то и другой тоже острый. (Неверно. Другой будет тупым)
3.5 Практический зачёт.
Обучающиеся решают в заранее подготовленных карточках разноуровневые задачи по готовым чертежам. Результат в процессе решения оценивает учитель и заносит в личную карточку обучающегося.
4. Подведение итогов.
Обучающиеся выставляют себе итоговую оценку методом самоконтроля по результатам трёх оценок: за математический диктант, теоретический зачёт и решение задач по карточкам. Учитель заносит результаты в журнал.
Рефлексия.
Обучаючащиеся устно должны закончить предложение:
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
Сегодня мне удалось…
Было интересно…
Было трудно…
Домашнее задание.
Домашнее задание подразумевает необходимость самостоятельного получения знаний в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, а также элемент творчества и индивидуального труда.
Учитель выдаёт индивидуальные карточки с разноуровневыми задачами для домашнего и объясняет как оформить их решение.
Также обучающимся предлагается творческое задание: сочинить стихотворение, маленький рассказ или басню о параллельных прямых или найти в других источниках.
Примером такого творчества могут служить работы учеников седьмого класса.
Запомнить надо на всю жизнь: словами не бросаются,
Параллельные прямые не пересекаются.
И не по щучьему велению, а по определению.
Другой пример. Басня.
По параллельным двигаясь прямым, мечтали встретиться жирафа и корова.
Жираф ослаб, корова нездорова.
Им остаётся лишь переживать и охать.
Беда же в том, пора понять самим ,
Что геометрию учили в школе плохо.
Спасибо за урок!
Дидактический материал к уроку прилагается:
Личная карточка обучающегося.
Индивидуальное задание по готовым чертежам в виде трёх разноуровневых задач.
Домашнее задание в виде индивидуальной карточки с разноуровневыми задачами.