kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок геометрии на тему "Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование урока для __8_______ класса _геометрия________(предмет)

Дата _18.10.2013__________________

№ урока __13_______________________

Тема урока_Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки_________________________________

____________________________________________________________________________________

Цель:__Сформировать знания о теореме Фалеса__________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задачи:_Образовательные: сформировать  навыки  построения  простейших  чертежей,________

измерительных навыков; сформировать  и  развить  умения  и  навыки  решения  геометрических _

задач на вычисление, на доказательство и на построение;____________________________________

Развивающие: умственное развитие умений обосновывать и доказывать утверждения,___________

развитие  логического  мышления  учащихся;  математической  интуиции  и ___________________

потенциальных творческих способностей каждого учащегося; _______________________________

Воспитательные: воспитание  культуры  общения,  уважения  к  истории, приобщение к________ _ценностям, накопленным математической наукой в ходе __________________________________

ее развития;__________________________________________________________________________

Тип урока:_изучение и первичное закрепление новых знаний______________________________

Методы обучения_Объяснительно – иллюстративный___________________________________

 

Структура урока 

  1. Организационный момент 

2. Мотивация урока.

Дорогие ребята!
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.

^ 3. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос учащихся:
1. Какие отрезки называются равными? 
2. Какие прямые называются параллельными? На рис. 1 покажите параллельные прямые.
3. Какие углы называются вертикальными, внутренними накрест лежащими? Покажите их на рис.2
4. Сформулируйте теорему о свойстве параллельных прямых, пересечённых третьей прямой.
5. Сформулируйте признаки равенства треугольников. По каким признакам равны треугольники на рис 3?

4. Изучение нового материала.
Историческая справка.
К 6 веку до нашей эры главным городом греческого государства был Милет.
В это время в Греции был расцвет науки и культуры. Почти все философы Древней Греции тщательно занимались математикой, в частности, геометрией.
      Фалес – купец, политический деятель, астроном, математик, живший в Милете, первый доказал ряд геометрических теорем. Эти положения были частично известны еще вавилонянам и египтянам, но в отличие от вавилонской и египетской геометрии, имевшей преимущественно практический характер, греческая геометрия характеризуется стремлением установить, что геометрические факты справедливы в любом случае.
       К сожалению, до нас не дошли работы Фалеса и другие первоисточники, относящиеся к раннему периоду развития греческой математики, когда создавались первые математические доказательства. Мы можем судить о том времени только по отдельным отрывкам, сохранившимся в более поздних сочинениях.
      Как философ, Фалес учил, что явления мира не случайны, мир не хаотичен, а закономерен. Он считал, что вода есть начало всего. Из нее возникло все существующее и в нее, в конце концов, опять превращается.
      Фалес сделал ряд открытий в области астрономии: установил время равноденствий и солнцестояний, определил продолжительность года, впервые наблюдал Малую медведицу. Особую славу ему принесло предсказание солнечного затмения, происшедшего в 585 г. до н. э. Вот почему он был причислен к группе “семи мудрецов древности”.
    Фалес также входил в число знаменитых семи мудрецов, чьи изречения дошли до наших дней. Ему приписывают следующие:
- Старше всех вещей – Бог, ибо он не рожден. 

- Прекраснее всего – космос, ибо он – творение Бога. 
- Больше всего – пространство, ибо оно вмещает всех. 
- Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает всё.
- Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки. 

- Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.

Теорема Фалеса гласит, если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.



Докажем теорему Фалеса: если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки.

Решение:
     Пусть на прямой l1 отложены равные отрезки А1А2, А2А3, А3А4, … и через их концы проведены параллельные прямые, которые пересекают прямую l2 в точках В1, В2, В3, В4, …(рис. 1). Требуется доказать, что отрезки В1В2, В2В3, В3В4, … равны друг другу. Докажем, например, что В1В2 = В2В3.
     Рассмотрим сначала случай, когда прямые l1 и l2 параллельны (рис. 1, а). Тогда А1А2 =В1В2 и А2А3= В2В3 как противоположные стороны параллелограммов А1В1В2А2 и А2В2В3А3. Так как А1А2=А2А3, то и В1В2=В2В3. Если прямые l1 и l2 не параллельны, то через точку В1 проведем прямую l, параллельную прямой l1(рис. 1, б). Она пересечет прямые А2В2 и А3В3 в некоторых точках C и D. Так как А1А2 = А2А3, то по доказанному В1С=CD. Отсюда получаем В1В2=В2В3. Аналогично можно доказать, что В2В3=В3В4 и т. д. 

                              

Рис.1. а)                                                     б)

5. Закрепление нового материала.

Решение задач по№60,61,64(1).
Задача.
Разделите данный отрезок АВ на n равных частей. 
Решение. Проведем из точки А полупрямую а, не лежащую на прямой АВ (рис.3). Отложим на полупрямой а равные отрезки: АА1,А1А2, А2А3, …, Аn-1An. Соединим точки Аn и В. Проведем через точки А1, А2, …,Аn-1 прямые, параллельные прямой АnВ. Они пересекают отрезок АВ в точках В1,В2, …,Вn-1, которые делят отрезок АВ на n равных отрезков (по теореме Фалеса).



 6. Физминутка для глаз.

-Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, треугольник, изображенный на стенде по часовой стрелке и равный ему треугольник против часовой стрелки. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и …
7. Самостоятельная работа учащихся.
Решить № 64(2).

8.Итоги урока. Рефлексия.
Что больше всего тебе запомнилось на уроке?
Что удивило?
Что понравились больше всего?
Каким ты хочешь увидеть следующий урок?
Домашнее задание: выучить п.4, вопросы 1-2 с.20, решить №30
(творческое): подготовить сообщение «Занимательные странички из жизни Фалеса».
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии на тему "Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки"»

Планирование урока для __8_______ класса _геометрия________(предмет)

Дата _18.10.2013__________________

урока __13_______________________

Тема урока_Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки_________________________________

____________________________________________________________________________________

Цель:__Сформировать знания о теореме Фалеса__________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задачи:_Образовательные: сформировать навыки построения простейших чертежей,________

измерительных навыков; сформировать и развить умения и навыки решения геометрических _

задач на вычисление, на доказательство и на построение;____________________________________

Развивающие: умственное развитие умений обосновывать и доказывать утверждения,___________

развитие логического мышления учащихся; математической интуиции и ___________________

потенциальных творческих способностей каждого учащегося; _______________________________

Воспитательные: воспитание культуры общения, уважения к истории, приобщение к________ _ценностям, накопленным математической наукой в ходе __________________________________

ее развития;__________________________________________________________________________

Тип урока:_изучение и первичное закрепление новых знаний______________________________

Методы обучения_Объяснительно – иллюстративный___________________________________



Структура урока

  1. Организационный момент 

2. Мотивация урока.

Дорогие ребята!
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.

^ 3. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос учащихся:
1. Какие отрезки называются равными? 
2. Какие прямые называются параллельными? На рис. 1 покажите параллельные прямые.
3. Какие углы называются вертикальными, внутренними накрест лежащими? Покажите их на рис.2
4. Сформулируйте теорему о свойстве параллельных прямых, пересечённых третьей прямой.
5. Сформулируйте признаки равенства треугольников. По каким признакам равны треугольники на рис 3?

4. Изучение нового материала.
Историческая справка.
К 6 веку до нашей эры главным городом греческого государства был Милет.
В это время в Греции был расцвет науки и культуры. Почти все философы Древней Греции тщательно занимались математикой, в частности, геометрией.
Фалес – купец, политический деятель, астроном, математик, живший в Милете, первый доказал ряд геометрических теорем. Эти положения были частично известны еще вавилонянам и египтянам, но в отличие от вавилонской и египетской геометрии, имевшей преимущественно практический характер, греческая геометрия характеризуется стремлением установить, что геометрические факты справедливы в любом случае.
К сожалению, до нас не дошли работы Фалеса и другие первоисточники, относящиеся к раннему периоду развития греческой математики, когда создавались первые математические доказательства. Мы можем судить о том времени только по отдельным отрывкам, сохранившимся в более поздних сочинениях.
Как философ, Фалес учил, что явления мира не случайны, мир не хаотичен, а закономерен. Он считал, что вода есть начало всего. Из нее возникло все существующее и в нее, в конце концов, опять превращается.
Фалес сделал ряд открытий в области астрономии: установил время равноденствий и солнцестояний, определил продолжительность года, впервые наблюдал Малую медведицу. Особую славу ему принесло предсказание солнечного затмения, происшедшего в 585 г. до н. э. Вот почему он был причислен к группе “семи мудрецов древности”.
Фалес также входил в число знаменитых семи мудрецов, чьи изречения дошли до наших дней. Ему приписывают следующие:
- Старше всех вещей – Бог, ибо он не рожден. 

- Прекраснее всего – космос, ибо он – творение Бога. 
- Больше всего – пространство, ибо оно вмещает всех. 
- Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает всё.
- Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки. 

- Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.

Теорема Фалеса гласит, если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.



Докажем теорему Фалеса: если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки.

Решение:
Пусть на прямой l1 отложены равные отрезки А1А2, А2А3, А3А4, … и через их концы проведены параллельные прямые, которые пересекают прямую l2 в точках В1, В2, В3, В4, …(рис. 1). Требуется доказать, что отрезки В1В2, В2В3, В3В4, … равны друг другу. Докажем, например, что В1В2 = В2В3.
Рассмотрим сначала случай, когда прямые l1 и l2 параллельны (рис. 1, а). Тогда А1А2 1В2 и А2А3= В2В3 как противоположные стороны параллелограммов А1В1В2А2 и А2В2В3А3. Так как А1А22А3, то и В1В22В3. Если прямые l1 и l2 не параллельны, то через точку В1 проведем прямую l, параллельную прямой l1(рис. 1, б). Она пересечет прямые А2В2 и А3В3 в некоторых точках C и D. Так как А1А2 = А2А3, то по доказанному В1С=CD. Отсюда получаем В1В22В3. Аналогично можно доказать, что В2В33В4 и т. д. 



Рис.1. а) б)

5. Закрепление нового материала.

Решение задач по№60,61,64(1).
Задача.
Разделите данный отрезок АВ на n равных частей. 
Решение. Проведем из точки А полупрямую а, не лежащую на прямой АВ (рис.3). Отложим на полупрямой а равные отрезки: АА11А2, А2А3, …, Аn-1An. Соединим точки Аn и В. Проведем через точки А1, А2, …,Аn-1 прямые, параллельные прямой АnВ. Они пересекают отрезок АВ в точках В12, …,Вn-1, которые делят отрезок АВ на n равных отрезков (по теореме Фалеса).



 6. Физминутка для глаз.

-Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, треугольник, изображенный на стенде по часовой стрелке и равный ему треугольник против часовой стрелки. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и …
7. Самостоятельная работа учащихся.
Решить № 64(2).

8.Итоги урока. Рефлексия.
Что больше всего тебе запомнилось на уроке?
Что удивило?
Что понравились больше всего?
Каким ты хочешь увидеть следующий урок?
Домашнее задание: выучить п.4, вопросы 1-2 с.20, решить №30
(творческое): подготовить сообщение «Занимательные странички из жизни Фалеса».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок геометрии на тему "Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки"

Автор: Кажкенова Раушан Батаевна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Методическая разработка по геометрии "
    ["seo_title"] => string(43) "mietodichieskaia-razrabotka-po-ghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "100907"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402399054"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Математика 8 класс. Календарно- тематическое планирование. "
    ["seo_title"] => string(62) "matiematika-8-klass-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "225656"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439814442"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1860 руб.
2660 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства