Открытый урок по геометрии в 8 классе
Тема урока: Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
Урок провела
учитель математики
Недригайлова Л.И.
Цель: сформировать у учащихся понятия «прямоугольник», «ромб», «квадрат» как частных случаев параллелограмма.
Задачи:
- предметные: умение проводить классификацию, логические обоснования, доказательства математических утверждений; формирование умения построения математической модели решения задач.
- метапредметные: умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.
- личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, понимать смысл поставленной задачи; выстраивать аргументацию, приводить примеры.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные методы обучения: наглядный, репродуктивный, практический и исследовательский.
Формы организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая.
Техническое обеспечение урока: модели четырехугольников, компьютер, карточки для исследовательской работы.
Ход урока.
1.Организационныйт этап.
Здравствуйте, дети! Начинаем урок. Вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке? Что мы знаем о параллелограмме?
2. Актуализация знаний обучающихся
Можно сказать, что параллелограмм - одна из значимых фигур в планиметрии. Он обладает интересными свойствами и достоинствами. А вот какими, вы сейчас вспомните.
Ответы учащихся:
- Противоположные стороны равны.
- Противоположные углы равны.
- Диагонали точкой пересечения делятся пополам.
- Сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180°.
- Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник.
- Биссектрисы соседних углов параллелограмма перпендикулярны.
- Биссектрисы противоположных углов параллельны.
- При пересечении 4 биссектрис получается прямоугольник.
9. Каждая диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника.
Многие из этих свойств вы сами открыли на уроке, когда изучали свойства параллелограмма. Вы на дом получили творческую работу - создать картину параллелограмма, указать одно из его свойств и доказать. Давайте проверим, что получилось. (Показываю работы учащихся, а они комментируют, что хотели выразить своим рисунком.)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Класс делю на 2 группы. Каждой группе даю набор четырехугольников.
Задание: Исключите лишнюю. Почему? — Данный четырехугольник называется трапецией. Откуда такое название?
— Что общего у оставшихся фигур? Как бы вы их назвали?
Объедините параллелограммы в 2 группы. По какому признаку вы это сделали?
Первая группа - параллелограммы с неравными смежными сторонами, вторая группа – с равными сторонами, или первая группа – с прямыми углами, вторая – с острыми и тупыми.
Как называются эти параллелограммы? Какая же тема нашего урока? Что мы сегодня на уроке будем делать?
- Мы изучим определения частных видов параллелограмма и их свойства.
4. Открытие новых знаний
Сейчас вы будете «открывателями» этих свойств.
Практическая работа (исследовательского характера).
Один ученик занимается исследованием свойств прямоугольника.
Второй - занимается исследование свойств квадрата.
Третий– исследует свойства ромба.
На столах - раздаточный материал в виде изучаемых фигур, а также схема исследования. Также на столах учеников находится алгоритм действий, следуя которому учащиеся могут выполнить необходимые исследования.
Схема исследования.
1 КАРТОЧКА
Название фигуры ПРЯМОУГОЛЬНИК
Проведите исследования и закончите предложение ПРЯМОУГОЛЬНИК - это параллелограмм, у которого…
Исследуйте стороны, углы и диагонали прямоугольника и заполните таблицу:
Стороны
Углы
Диагонали
Стороны
1. ,
2. АВ=СD, BC=AD
Углы
1. =
Диагонали
1. AO=OC, BO=OD.
2. АС=ВD
2 КАРТОЧКА
Схема исследования.
Название фигуры КВАДРАТ
Проведите исследования и закончите предложение КВАДРАТ - это параллелограмм, у которого…
Исследуйте стороны, углы и диагонали квадрата и заполните таблицу.
Стороны
1. ,
2. АВ=СD=BC=AD
Углы
1. =
Диагонали
1. AO=OC, BO=OD
2. AC=BD
3. AC ? BD
3. КАРТОЧКА
Схема исследования
Название фигуры РОМБ
Проведите исследования и закончите предложение РОМБ - это параллелограмм, у которого…
Исследуйте стороны, углы и диагонали ромба и заполните таблицу
1. ,
2. АВ=СD=BC=AD
Углы
1. ,
2., ,
,
Диагонали
1.
2. AO=OC, BO=OD
3. AC ? BD
4. AC, BD- биссектрисы углов
По окончании работы каждый ученик сообщает о результате выполненных исследований и представляет свои выводы.
В ходе выступления обучающиеся заполняют таблицу.
4. Первичное закрепление материала
Решение задач.
АВСД – прямоугольник
Найти угол СОД.
АВСД – ромб
АВ=ВД
Найти углы ромба
АВСД – ромб
РАВСД = 16
Найти углы ромба
5. Рефлексия
Наш урок подходит к концу и наступает момент творчества. Мы создадим картину «Радуга настроения». И пусть она соединит в себе ваше настроение, ваши чувства и эмоции от урока.
«Радуга настроения»
- Урок понравился и было интересно (красный цвет)
- Урок заставил задуматься (зеленый цвет)
- Ты изменил свой взгляд на геометрию (синий цвет)
- Урок оставил тебя равнодушным (серый цвет)
Пожалуйста, выберите деталь любого цвета - значения цветов записаны на доске, подойдите к доске (за доской на белом цвете) и наклейте её.
Что же у нас получилось? Очень яркая радуга говорит о том, что вы с интересом работали на уроке, узнали много нового, что заставило вас задуматься и изменить свое отношение к геометрии. Я позволю себе добавить несколько штрихов:
- Пусть бабочка окрыляет нас к успеху и творчеству. (Наклеиваю бабочку)
- Я надеюсь, что урок принес радость не только мне, но и вам, уважаемые мои ученики (Наклеиваю солнце).
- А те знания, что вы приобрели, сегодня пусть останутся с вами навсегда.
6. Домашнее задание
Домашнее задание – творческая работа: Свои выводы после исследования свойств прямоугольника, ромба и квадрата вы оформите на отдельных листах. П.п. 45, 46.
Спасибо за урок. Удачи вам!