формировать способность к позитивному сотрудничеству;
воспитание ответственного отношения к труду;
воспитание тех качеств личности, которые помогают преодолевать трудности и настраиваться на успех.
Новые термины и понятия:
Планируемый результат:
УУД
Личностные: применять теорему Пифагора при решении задач
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Подготовка к дальнейшему изучению геометрии и к изучению физики
Учащиеся объединяются в группы. Всего три группы, в них входят ребята с равными учебными возможностями. Группы работают в своих зонах: зона работы с учителем, зона работы с компьютером, зона работы в группе. В течении урока зоны меняются.
Маршрутные листы
Раздаточный материал,
Компьютер, мультимедийный проектор
План урока
Этап урока
Методы и приемы: виды деятельности
Продолжительность этапа урока, мин
1. Этап
Организационный
Формулируются цели и задачи урока, учащиеся настраиваются на сотрудничество. Мотивационный момент.
1-2 мин
2. Этап
Смена рабочих зон.
Работа по трем группам.(по 5-6 минут на каждый этап)
1 этап:
Первая группа работает самостоятельно. Учащиеся отрабатывают умения на онлайн тренажерах. Результаты записывают в маршрутный лист.
Вторая группа работают вместе. Изучают инструкцию в маршрутном листе, составляют из треугольников квадрат, доказывают теорему, записывают в тетради доказательство, делают вывод.
Третья группа работает с учителем .Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют работу по обучающим карточкам "Применение теоремы Пифагора на практике, решение заданий ОГЭ".
2 этап:
Первая группа работают вместе. Изучают инструкцию в маршрутном листе, составляют из треугольников квадрат, доказывают теорему, записывают в тетради доказательство, делают вывод;
Вторая группа работает с учителем .Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют работу по обучающим карточкам "Применение теоремы Пифагора на практике, решение заданий ОГЭ".
Учащиеся могут работать и самостоятельно.
Третья группа работает самостоятельно. Учащиеся отрабатывают умения на онлайн тренажерах. Результаты записывают в маршрутный лист.
3 этап:
Первая группа работает с учителем .Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют работу по обучающим карточкам "Применение теоремы Пифагора на практике, решение заданий ОГЭ".
Учащиеся могут работать и самостоятельно.
Вторая группа работает самостоятельно. Учащиеся отрабатывают умения на онлайн тренажерах. Результаты записывают в маршрутный лист..
Третья группа работают вместе. Изучают инструкцию в маршрутном листе, составляют из треугольников квадрат, разбирают доказательство теоремы, делают вывод.
15-18 мин
3.Этап
Рефлексия
Домашнее задание Учащиеся высказывают отношение к уроку. Учитель поясняет домашнее задание
1-3 мин.
Каждая группа проходит три зоны: "Зона работы с учителем", "Зона работы онлайн", "Зона работы в группах". В зонах работают по 5-6 минут. Последние 2-3 минуты - рефлексия.
Ход урока.
1.Мотивационно-целевой этап.
-Здравствуйте ребята! Наш урок сегодня посвящен великому ученому Пифагору и его знаменитой теореме.
Эпиграфом урока пусть послужат слова немецкого поэта Шамиссо:
Суть истины вся в том, что нам она — навечно, Когда хоть раз в прозрении ее увидим свет, И теорема Пифагора через столько лет Для нас, как для него, бесспорна, безупречна.
А. фон Шамиссо
Цели урока:
обобщить и закрепить знания теоремы Пифагора;
совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы Пифагора;
показать практическую направленность данной темы;
расширить знания учащихся о жизни великого математика Пифагора и различных способах доказательства теоремы.
Теорема Пифагора по праву считается самой важной в курсе геометрии и заслуживает пристального внимания. Она является основой решения множества геометрических задач, базой для изучения теоретического и практического курса геометрии в дальнейшем. Теорема окружена богатейшим историческим материалом, связанным с её появлением и способами доказательства. Сегодня принято считать,что Пифагор дал первое доказательство ,носящей его имя теоремы. Но от этого доказательства не сохранилось никаких следов. Книга рекордов Гиннесса называет теорему Пифагора теоремой с максимальным числом доказательств. В 1940 году была опубликована книга, которая содержала триста семьдесят доказательств теоремы Пифагора..
Теорему Пифагора доказывали через подобные треугольники, методом площадей и даже через дифференциальные уравнения .
Давайте вспомним формулировку самой теоремы, как она звучит сейчас ( В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов)
Раньше теорему Пифагора формулировали следующим образом:
Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах.
Сегодня вы узнаете почему ученики называли доказательство теоремы - ослиный мост или бегство "убогих" и из-за чего учащиеся называли ее также "ветряной мельницей"составляли стихотворения вроде "Пифагоровы штаны на все стороны равны".
Класс делится на три рабочие зоны: онлайн зона, зона работы с учителем и зона групповой работы , класс делится на группы с учетом индивидуальных способностей к предмету, группам раздаются маршрутные листы с заданиями. Смена рабочих зон происходит по сигналу таймера. Время работы в каждой зоне устанавливает учитель сам в зависимости от сложности материала. Данная модель делает урок более интенсивным, насыщенным учебным материалом, очень увлекает детей.
Маршрут каждой группы учитывает ее специфику.
Маршрут группы 1 (обычно предполагает высокий уровень подготовки) - зона работы онлайн, зона работы в группе и зона работы с учителем. В данной группе ребята мотивированы, имеют хорошую базу знаний для изучения новой темы.
Маршрут группы 2 (средний уровень подготовки) - зона работы в группе , зона работы с учителем, зона работы онлайн. В данной группе ребята могут иметь пробелы в изучаемом предмете.
Маршрут группы 3 (удовлетворительный уровень подготовки) - зона работы с учителем , зона работы онлайн, зона работы в группе. В данной группе ребята могут испытывать сложности в усвоении материала.
У каждого ребенка есть маршрутный лист, на котором указана последовательность прохождения зон его группы, а также задания, над которыми нужно работать в каждой из зон.