Просмотр содержимого документа
«Блок конспектов уроков "Движение"»
Тема: «Движение», 8 класс.
Учебник:
А. В. Погорелов «Геометрия 7 – 11»
Блок занятий:
Лекция – 3 ч.
Практические занятия 2 ч.
Решение задач – 1 ч.
Консультация с обзором творческих работ – 1 ч.
Зачет – 1 ч.
Анализ зачетной работы с устранением «пробелов» в знаниях, умениях и навыках – 1 ч.
Лекция (3 урока)
Цель:познакомить учащихся с понятием – движение;
свойствами и видами движений: симметрия относительно
точки, симметрия относительно прямой, поворот,
параллельный перенос;
рассмотреть каждый вид движения в отдельности в их
многообразии.
Оборудование:таблицы с изображениями движений всех видов;
интерактивный модуль;
чертежные инструменты;
разноцветные мелки.
1 урок.
Возьмем фигуру F. Если мы каждую точку этой фигуры сместим каким – либо образом, то получим фигуру, равную фигуре F. Эту операцию называют преобразованием фигуры.
Если расстояние между точками одной фигуры сохраняется в другой фигуре, то такое преобразование называется движением.
F F´ F´´
Преобразуем фигуру F в фигуру F´, а затем фигуру F´ в фигуру F´´ движением. Тогда преобразование фигуры F в фигуру F´´ - тоже движение.
Итак,
1.Последовательное преобразование фигур является движением.
2. Движение обратное движению тоже движение.
Свойства движения:
При движении прямые переходят в прямые , полупрямые – в полупрямые, отрезки – отрезки.
При движении сохраняются углы между прямыми.
Виды движения:
Симметрия относительно точки.
Симметрия относительно прямой.
Поворот.
Параллельный перенос.
Рассмотрим каждый из этих видов движения в отдельности.
Симметрия относительно точки.
Возьмем точку О и точку Х. Чтобы построить точку Х´ симметричную точке Х относительно точки О, надо:
1)соединить точки О и Х отрезком;
2)на продолжении отрезка ОХ за точку О отложить отрезок ОХ´, равный отрезку ОХ.
Точка, симметричная точке О, есть сама точка О.
Преобразование фигуры F в фигуру F´, при котором каждая ее точка Х переходит в точку Х´, симметричную относительно данной точки О. называется преобразованием симметрии относительно точки О.
Построим ∆АВС и преобразуем его в ∆А´В´С´ относительно точки О.
Если преобразование симметрии относительно точки О переводит фигуру F в себя, то она называется центрально-симметричной фигурой, а точка О называется центром симметрии.
Пример: Параллелограмм симметричен самому себе относительно точки пересечения диагоналей.
АВСD переходит в АВСD относительно точки О.
Домашнее задание: 1)прочитать §82 – 84, лекцию;
2)выполнить описание к выполненному рисунку;
3)творческая работа: выполнить на листах формата А4
преобразование симметрии относительно точки любого
рисунка ( человека, дом, мультяшки и т. д.)
2 урок.
Симметрия относительно прямой.
Возьмем произвольную точку Х и прямую а. Чтобы построить точку Х´ симметричную точке Х относительно прямой а, надо:
1)из точки Х опустить перпендикуляр АХ на прямую а;
2)на продолжении перпендикуляра за А отложить отрезок АХ´, равный отрезку АХ.
Если точка Х лежит на прямой а, то симметричная ей точка есть сама точка Х. Преобразование фигуры F в фигуру F´, при котором каждая ее точка Х переходит в точку Х´, симметричную относительно данной прямой а, называется преобразованием симметрии относительно прямой а.
Получили ∆А´В´С´ симметричный ∆АВС относительно прямой а.
Если преобразование симметрии относительно прямой а переводит фигуру F в себя, то эта фигура называется симметричной относительно прямой а (симметрия называется осевой симметрией), а прямая а называется осью симметрии.
Пример: Прямоугольник симметричен сам себе относительно любой прямой, проходящей через точку пересечения диагоналей и параллельной любой из сторон.
Вопрос: Сколько таких прямых можно построить?
Ответ: две.
Теорема: Преобразование симметрии относительно прямой является
движением.
Работа с учебником.
Стр.143 изучаем доказательство теоремы.
Поворот.
Поворотом около данной точки называется такое движение, при котором каждый луч, исходящий из этой точки, поворачивается на один и тот же угол в одном и том же направлении. Этот угол называется углом поворота.
Преобразование фигур при повороте также называется поворотом.
Чтобы совершить поворот точки Х относительно точки О на угол α в данном направлении (по часовой или против часовой стрелки), надо:
1)соединить точки Х и О в отрезок;
2)от отрезка ОХ отложить транспортиром угол α в данном направлении;
Получили ∆А´В´С´ после поворота ∆АВС по часовой стрелки на угол 85° относительно точки С.
Домашнее задание: 1)прочитать §85, 86, лекцию;
2)выполнить описание к выполненным рисункам;
3)творческая работа: выполнить на листах формата А4
преобразование симметрии относительно прямой и
поворота любого рисунка ( человека, дом, мультяшки
и т. д.)
3 урок.
4. Параллельный перенос.
Наглядно параллельный перенос определяется как преобразование, при котором точки смещаются в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние. Это определение не является математически строгим.
Существует два способа задания и построения параллельного переноса: по формуле в декартовой системе координат и с помощью вектора.
1) по формуле: х´ = х + а; у´ = у + в.
Эта формула выражает координаты точки (х´; у´) в которую переходит точка (х; у) при параллельном переносе.
2) при задании вектора, который определяет направление и расстояние переноса.
Работа с учебником.
Изучить понятие сонаправленности полупрямых и равенства фигур в§89, 90
Домашнее задание: 1)прочитать §87 - 90, лекцию;
2)творческая работа: выполнить на листах формата А4
преобразование симметрии относительно прямой и
поворота любого рисунка ( человека, дом, мультяшки
и т. д.)
Практические занятия ( 2 урока)
Цель: формирование умений и навыков учащихся по построению любой
фигуры во всех видах движения;
развитие графической культуры учащихся;
установить межпредметные связи данной темы с другими предметами
4)Какое преобразование называется симметрией относительно
точки?
5) Какое преобразование называется симметрией относительно
прямой?
6)Какое преобразование называется поворотом?
7) Какое преобразование называется параллельным переносом?
3. Работа у доски.
Задача 1: Постройте четырехугольник, симметричный четырехугольнику KMNS относительно точки S.
Задача 2: Постройте точку, симметричную точке М(4; -3) относительно оси Х
Задача 3: Постройте отрезок, в который переходит отрезок АК при повороте около точки О на угол 90° против часовой стрелке.
Задача 4: Постройте фигуру, в которую переходит треугольник ХУZ, Х(1; 1), У(2; 5), Z(8; 2) при параллельном переносе по формулам: х´ = х – 3; у´ = у – 2.
Задача 5: Постройте ромб, в который переходит ромб КВАС при повороте около вершины С на угол 130° по часовой стрелке.
4.Групповая работа.
Всех учащихся разбить на группы по 4 – 5 человек. Каждой группе дается для решения, построения и описания одна задача. После чего один из группы выполняет эту задачу у доски и объясняет для всего класса.
Задача1: Постройте шестиугольник, симметричный шестиугольнику АВСDEF относительно точки, лежащей на стороне АВ.
Задача 2: Постройте квадрат, симметричный квадрату PMND относительно прямой PD.
Задача 3: Постройте равнобедренный треугольник, в который переходит треугольник АВС при повороте около точки К, лежащей на стороне АС, на угол 75° по часовой стрелке.
Задача 4: Параллельный перенос задается формулами х´ =х + 2, у´ = у – 1. В какую точку при этом переносе перейдет точка А(-3; -4) и начало координат. Постройте эти точки.
Задача 5: Постройте трапецию, в которую переходит трапеция АВСD при повороте около точки, лежащей на средней линии трапеции, на угол 45°. Рассмотреть два варианта.
Домашнее задание.
№3, №4;№12;№13;№25;№26;27;№28, лекции.
Урок – решение задач по теме (1 ч).
Цель: совершенствование ЗУНов учащихся по данной теме;
решение задач на доказательство и задач, требующих вычислительных
навыков и знаний свойств движения.
Оборудование: доска, мел, учебник.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Проверка домашней работы.
Вопросы: 1)Какое преобразование фигуры называется движением?
2)Свойства движения?
3)Какая фигура называется центрально-симметричной?
4)Что такое ось симметрии фигуры? Приведите примеры.
5)Какие свойства параллельного переноса вы знаете?
6)Какие фигуры называются равными?
3.Решение задач.
Предусмотрена работа как у доски, так и самостоятельно в зависимости от уровня подготовки учащихся.
По учебнику: №1,№5,№8,№14,№17,№28,№31.
4.Домашнее задание.
§82 – 90, №2,№7,№7,№11,№19,№29,№30.
Урок – консультация с обзором творческих работ (1 ч)
Зачетная работа по индивидуальным карточкам (1 ч)
Урок – анализ зачетной работы и устранение «пробелов» (1 ч)