kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока в 7 классе на тему: Сила трения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока

___.___.2015

7 класс

Занятие № ___

Тема урока:  Сила трения. Учет свойств трения в механике.

Форма занятий – урок.

Тип урока -  комбинированный.

Основные методы: Словесные методы: объяснение-беседа, Наглядные методы: демонстрация слайда.

Цели урока:

1.Образовательная:  ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать по­нятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;

2.Развивающая: Развивать коммуникабельные способности, уметь выделять главное;  сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения.    

3.Воспитательная: Воспитывать чувства ответственности за качество и результат  работы.

Ход урока

1 Организационный момент – проверка присутствующих, решение организационных вопросов.   Встаньте ровно, выпрямитесь. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Садитесь, ребята. Дежурные, назовите отсутствующих в классе. 

2 Актуализация изученного.

1)    Фронтальный опрос с места.

1. При каком условии появляются силы упругости?

2. Каким образом возникают деформации тел?

3. Почему безопасен прыжок акробата на сетку батута с большой высоты?

4. Сформулируйте определения силы реакции опоры и силы натяжения?

5. Сформулируйте закон Гука.

6. Выясните физический смысл жесткости пружины.

7. Что такое невесомость.

3 Изучение нового материала.

 Трение – наш друг и враг

Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало,
Что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взял ты что-то вдруг,
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить 
И их всех остановить.
Очень нужно тренье нам 
Всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
И немало разных бед:
В станках, приборах трутся части –
И это главное несчастье.

Ну а все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение – друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной силой природы – силой трения.Откройте свои тетради, запишите тему нашего урока «Сила трения. Учет свойств трения в механике »

С явлением трения мы знакомы уже давно. В походе можно услышать : «Не натрите ноги», в школе – «Сотрите с доски записи». Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку в руке – трение, пишем вот эту фразу – трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают –трение; гвозди держат полку с книжками, не вылезают из стены –трение. Чтобы дать определение силе трения, давайте обратимся к опыту

Опыт №1.По наклонной плоскости съезжает машинка и доезжает до края стола.

Опыт№2. На стол расстелить кусок материи, теперь машинка останавливается, не доезжая до края.

Опыт №3.На стол расстелить мех или поролон, машинка, заехав на них, сразу же останавливается.

Вопросы:

Что является причиной изменения скорости тела (машинки)?

Какая сила заставила остановиться машинку во всех трех случаях и почему машинка проехала разные расстояния?

При соприкосновении тел друг с другом возникает взаимодействие, препятствующее относительному движению, которое называется трением. Итак, вводим определение силы трения: Сила возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения (записывают в тетрадь) (Совместно вспоминаем, чем характеризуется любая сила:1)модулем или числовым значением;2)направлением;3)точкой приложения)

Чтобы выяснить причины трения, еще раз обратимся к опыту, показанному в начале урока

Вопросы: Почему машинка при движении по меху сразу остановилась? (мех ворсистый, ворс зацепляется за колеса машинки и останавливает ее)

Даже стол на первый взгляд ровный и гладкий имеет много неровностей (открывают учебники на стр 71, рис 79

1причина трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

Вопрос: Как изменится сила трения, если неровности уменьшить, например тело отшлифовать очень хорошо и отполировать?

Практика показывает, что по мере уменьшения неровностей сила трения будет снова уменьшаться, но когда поверхности будут очень хорошо отполированы, то сила трения снова увеличивается. Почему? (вспомните строение веществ)

2причина: взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

(Делаем соответствующие записи в тетради)

Чтобы измерить силу трения, давайте вспомним, с помощью какого прибора измеряют силы? (с помощью динамометра).

Чтобы измерить силу трения скольжения деревянного бруска по столу, надо прикрепить к нему динамометр, затем равномерно двигать брусок по столу, держа динамометр горизонтально

Вопрос: Какую силу покажет динамометр?  (силу упругости, так как  пружина деформируется).

Но так как брусок движется равномерно, то на него действуют сразу две силы, направленные горизонтально, одна – это сила упругости пружины (она же является силой тяги), направленная в сторону движения, а другая – сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то это значит, что равнодействующая этих двух сил равна нулю, а значит, силы равны по модулю и противоположны по направлению Динамометр показывает силу упругости, равную по модулю силе трения (учащиеся измеряют силу трения скольжения).

Выясним, как зависит сила трения от силы, прижимающей тело к поверхности.

Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше сила трения.

При контакте твердых тел возможны три вида трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя.

Если тело скользит по поверхности другого тела, то возникает трение скольжения (примеры)

Если тело катится по поверхности другого тела, то возникает трение качения (примеры)

Если тело лежит на поверхности другого тела, то возникает трение покоя (примеры). Учащиеся записывают виды трения в тетрадь, оформляют в виде блок –схемы.

Виды трения:1.трение скольжения

                        2.трение качения

                        3.трение покоя.

А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления силы трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.

Н.А.Некрасов

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой.

Полное счастье, с горы ледяной.  (сила трения скольжения)

Вдоль опушки Вова едет

На своем велосипеде

И везет варенье

Всем на угощенье.  (Сила трения качения)

Кошка за Жучку

Жучка за внучку

Внучка за бабку

Бабка  за дедку

Дедка за репку

Тянут, потянут, вытянуть не могут (Сила трения покоя)

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился (трение качения)

В природе и технике трение имеет большое значение. Оно может быть полезным и вредным. Когда трение полезно его стараются увеличить (сделать поверхность более шероховатой), а когда вредно – то уменьшить (ввести смазку)
А сейчас я предлагаю вам решить «Житейские задачки»

«Житейские задачки»

1.     Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?

2.     Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком.  Почему он так сделал?

  1. Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легка снялся. На чем основано Ванино предложение?
  2. Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?
  3. Ваня собрался с друзьями на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чем основан совет?
  4. Ваня заметил, что зимой  автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль) Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей?
  5. Когда, летом Ваня ходил в поход, он поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что…

4. Закрепление изученного материала

1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?

2. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?

3. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

4. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?

5. Что такое сила трения?

6. Когда она возникает?

7. Как направлена?

8. Каковы причины её возникновения?

9. Какие виды знаете?

10. От чего она зависит и от чего не зависит?

5. Домашнее задание

______________________________________

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока в 7 классе на тему: Сила трения. »

План – конспект урока

___.___.2015

7 класс

Занятие № ___

Тема урока: Сила трения. Учет свойств трения в механике.

Форма занятий – урок.

Тип урока - комбинированный.

Основные методы: Словесные методы: объяснение-беседа, Наглядные методы: демонстрация слайда.

Цели урока:

1.Образовательная:  ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать по­нятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;

2.Развивающая: Развивать коммуникабельные способности, уметь выделять главное; сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения.

3.Воспитательная: Воспитывать чувства ответственности за качество и результат  работы.

Ход урока

1 Организационный момент – проверка присутствующих, решение организационных вопросов.  Встаньте ровно, выпрямитесь. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Садитесь, ребята. Дежурные, назовите отсутствующих в классе. 

2 Актуализация изученного.

  1. Фронтальный опрос с места.

1. При каком условии появляются силы упругости?

2. Каким образом возникают деформации тел?

3. Почему безопасен прыжок акробата на сетку батута с большой высоты?

4. Сформулируйте определения силы реакции опоры и силы натяжения?

5. Сформулируйте закон Гука.

6. Выясните физический смысл жесткости пружины.

7. Что такое невесомость.

3 Изучение нового материала.

Трение – наш друг и враг

Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало,
Что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взял ты что-то вдруг,
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить 
И их всех остановить.
Очень нужно тренье нам 
Всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
И немало разных бед:
В станках, приборах трутся части –
И это главное несчастье.

Ну а все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение – друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной силой природы – силой трения .Откройте свои тетради, запишите тему нашего урока «Сила трения. Учет свойств трения в механике »

С явлением трения мы знакомы уже давно. В походе можно услышать : «Не натрите ноги», в школе – «Сотрите с доски записи». Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку в руке – трение, пишем вот эту фразу – трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают –трение; гвозди держат полку с книжками, не вылезают из стены –трение. Чтобы дать определение силе трения, давайте обратимся к опыту

Опыт №1.По наклонной плоскости съезжает машинка и доезжает до края стола.

Опыт№2. На стол расстелить кусок материи, теперь машинка останавливается, не доезжая до края.

Опыт №3.На стол расстелить мех или поролон, машинка, заехав на них, сразу же останавливается.

Вопросы:

Что является причиной изменения скорости тела (машинки)?

Какая сила заставила остановиться машинку во всех трех случаях и почему машинка проехала разные расстояния?

При соприкосновении тел друг с другом возникает взаимодействие, препятствующее относительному движению, которое называется трением. Итак, вводим определение силы трения: Сила возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения (записывают в тетрадь) (Совместно вспоминаем, чем характеризуется любая сила:1)модулем или числовым значением;2)направлением;3)точкой приложения)

Чтобы выяснить причины трения, еще раз обратимся к опыту, показанному в начале урока

Вопросы: Почему машинка при движении по меху сразу остановилась? (мех ворсистый, ворс зацепляется за колеса машинки и останавливает ее)

Даже стол на первый взгляд ровный и гладкий имеет много неровностей (открывают учебники на стр 71, рис 79

1причина трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

Вопрос: Как изменится сила трения, если неровности уменьшить, например тело отшлифовать очень хорошо и отполировать?

Практика показывает, что по мере уменьшения неровностей сила трения будет снова уменьшаться, но когда поверхности будут очень хорошо отполированы, то сила трения снова увеличивается. Почему? (вспомните строение веществ)

2причина: взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

(Делаем соответствующие записи в тетради)

Чтобы измерить силу трения, давайте вспомним, с помощью какого прибора измеряют силы? (с помощью динамометра).

Чтобы измерить силу трения скольжения деревянного бруска по столу, надо прикрепить к нему динамометр, затем равномерно двигать брусок по столу, держа динамометр горизонтально

Вопрос: Какую силу покажет динамометр? (силу упругости, так как пружина деформируется).

Но так как брусок движется равномерно, то на него действуют сразу две силы, направленные горизонтально, одна – это сила упругости пружины (она же является силой тяги), направленная в сторону движения, а другая – сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то это значит, что равнодействующая этих двух сил равна нулю, а значит, силы равны по модулю и противоположны по направлению Динамометр показывает силу упругости, равную по модулю силе трения (учащиеся измеряют силу трения скольжения).

Выясним, как зависит сила трения от силы, прижимающей тело к поверхности.

Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше сила трения.

При контакте твердых тел возможны три вида трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя.

Если тело скользит по поверхности другого тела, то возникает трение скольжения (примеры)

Если тело катится по поверхности другого тела, то возникает трение качения (примеры)

Если тело лежит на поверхности другого тела, то возникает трение покоя (примеры). Учащиеся записывают виды трения в тетрадь, оформляют в виде блок –схемы.

Виды трения:1.трение скольжения

2.трение качения

3.трение покоя.

А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления силы трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.

Н.А.Некрасов

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой.

Полное счастье, с горы ледяной. (сила трения скольжения)

Вдоль опушки Вова едет

На своем велосипеде

И везет варенье

Всем на угощенье. (Сила трения качения)

Кошка за Жучку

Жучка за внучку

Внучка за бабку

Бабка за дедку

Дедка за репку

Тянут, потянут, вытянуть не могут (Сила трения покоя)

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился (трение качения)

В природе и технике трение имеет большое значение. Оно может быть полезным и вредным. Когда трение полезно его стараются увеличить (сделать поверхность более шероховатой), а когда вредно – то уменьшить (ввести смазку)
А сейчас я предлагаю вам решить «Житейские задачки»

«Житейские задачки»

  1. Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?

  2. Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком. Почему он так сделал?

  1. Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легка снялся. На чем основано Ванино предложение?

  2. Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?

  3. Ваня собрался с друзьями на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чем основан совет?

  4. Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль) Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей?

  5. Когда, летом Ваня ходил в поход, он поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что…

4. Закрепление изученного материала

1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?

2. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?

3. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

4. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?

5. Что такое сила трения?

6. Когда она возникает?

7. Как направлена?

8. Каковы причины её возникновения?

9. Какие виды знаете?

10. От чего она зависит и от чего не зависит?



5. Домашнее задание

______________________________________




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План - конспект урока в 7 классе на тему: Сила трения.

Автор: Геливеря Кристина Игоревна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 203035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План - конспект урока по теме "Сила трения " 7 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "plan_konspekt_uroka_po_teme_sila_treniia_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "561998"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604219231"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План - конспект урока по теме "Сила трения " 7 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "plan_konspekt_uroka_po_teme_sila_treniia_7_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "562001"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604219578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Разработка урока физики по теме "Сила трения" (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-fiziki-po-tiemie-sila-trieniia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232503"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442853044"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150855"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства