Конспект урока на тему "Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний."
Конспект урока на тему "Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний."
Цель: создать условия для осознания учащимися блока новой учебнойинформации об электромагнитных колебаниях и колебательном контуре, включения субъектного опыта учащихся в процесс познания, повышения мотивации к учению через формирование отношения к изучаемому материалу.
Задачи:
Образовательные: сформировать у обучающихся представления об электромагнитных колебаниях и колебательном контуре; изучить свойства и характеристику электромагнитных колебаниях – период и ее зависимость от параметров колебательного контура. Помочь ребятам осмыслить практическую значимость изучаемого материала.
Развивающие: продолжить формирование общеучебных способов деятельности, развивать мышление, умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызывающими. Развивать познавательный интерес обучающихся, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.
Воспитательные: способствовать формированию компетентностей в сфере социально-трудовой деятельности и в бытовой сфере, привитию культуры умственного труда, содействовать в ходе урока созданию обстановки сотрудничества.
Дидактический тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и первичного закрепления через исследование закономерности).
Форма урока: эвристическая беседа с элементами поиска.
Методическое и материально-техническое обеспечение урока:
Компьютер, мультимедиа-проектор, экран.
Установка, состоящая из катушки с сердечником, имеющая две обмотки: первичной и вторичной, батареи конденсаторов, переключатель.
Рабочий лист для работы учащихся на уроке (Приложение 2).
Компьютерная презентация(Приложение 1), подготовленная учителем и содержащая необходимые для работы рисунки, графики, тексты заданий.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны научиться:
Выделять главный признак электромагнитных колебаний, формулировать определение электромагнитных колебаний и колебательного контура, распознавать электромагнитные колебания и колебательный контур в окружающем мире, при этом грамотно выражать свои мысли.
Понимать смысл величин, характеризующих колебательный контур и электромагнитные колебания; самостоятельно добывать новые знания об этих физических величинах, определяя их экспериментально путем прямых и косвенных измерений.
На основе полученных экспериментальных данных решать простейшие задачи на применение формул, связывающих характеристики колебаний, выражать результаты в СИ.
План-конспект урока.
1.Организационный этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Проверяет готовность обучающихся к работе на уроке. Разъясняет, что во время работы на уроке записи будут вестись в рабочих листах.
Проверяют наличие дидактических материалов на своих столах и видимость текста на экране, подписывают рабочие листы (они будут сданы учителю в конце урока), включаются в деловой ритм.
2. Актуализация знаний
Организует повторение материала, необходимого при изучении новой темы. Предлагает ученикам вспомнить все о колебаниях. (Слайд 1)
Решение кроссворда. Ребята по очереди, с места, дают определение механического колебания, называют примеры колебательных систем и их характеристики: период и частота колебаний. Дают определение электромагнитной волны и ее характеристики.
3. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ (основной этап урока)
Опираясь на бытовой и социальный опыт обучающихся, организует их исследовательскую деятельность, в результате которой ребята
самостоятельно добывают новую информацию.
Активно участвуют в беседе, формулируют определения и выводы, проводят исследования и осмысливают результаты, получают формулы, отражающие смысл характеристик электромагнитных колебаний L и С и связь между ними (формула Томсона), ведут записи в рабочих листах.
3.1 Мотивация и создание проблемной ситуации
Объявляет тему урока (Слайд 2). Создает проблемную ситуацию, предлагая ребятам выделить главный признак электромагнитных колебаний.
Слушают учителя, формулируют цель урока; убеждаются в актуальности материала о колебательном движении.
Пытаются осмыслить, в чем состоит главное отличие колебательного движения от других видов движения.
Учитель: Сегодня мы поговорим об электромагнитных колебаниях и колебательном контуре. (Слайд 2). Тема урока перед вами, исходя из нее, попробуем сформулировать цель урока. Кто из вас может это сделать? (Ученик формулирует цель урока, затем она появляется на Слайд 3)
Учитель:Радиовещание (т. е. передача звуковой информации на большие расстояния) осуществляется посредством электромагнитных волн, излучаемых антенной радиопередающего устройства. Источником электромагнитных волн являются ускоренно движущиеся заряженные частицы. Значит, для того чтобы антенна излучала электромагнитные волны, в ней нужно возбуждать колебания свободных электронов. Такие колебания называются электромагнитными (поскольку они порождают электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве в виде электромагнитных волн).
3.2 Работа над проблемой, усвоение новых знаний, их осмысление
Введение понятия электромагнитных колебаний. Электромагнитные колебания вокруг нас.
Организует эвристическую беседу, уточняет определения и формулировки, даваемые учениками. (Слайд 4,5)
Активно участвуют в беседе: называют главный признак возникновений электромагнитных колебаний. Предлагают устройства, необходимые в электрической цепи для создания электромагнитных колебаний.
Рассматривают принцип возникновения свободных электромагнитных колебаний и удостовериться в их существовании можно с помощью установки на демонстрационном столе. (Слайд 6,7,8, 9,10,11)
4. Практическое применение полученных знаний для установления закономерности зависимости периода колебаний от длины нитяного маятника.
Организует активную познавательную и исследовательскую деятельность учеников, уточняет формулировки определений и выводов, полученных учениками в результате проведенных ими экспериментов.
Активно участвуют в поисковой работе: осмысливают информацию учителя, проводят исследования зависимости периода и частоты электромагнитных колебаний от параметров катушки и конденсатора L и С, делают выводы на основании экспериментов, формулируют определения, устанавливают функциональные зависимости между величинами, ведут записи в тетради для лабораторных работ. (Слайд 14,15,16,17 )
5. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА И РЕФЛЕКСИИ
Подведение итогов работы. Предлагает сделать анализ урока по этапам: что удалось, а что – нет. Оцениваеть свою работу, чем полезен для учащихся изученный материал.. (Слайд 18,19)
Продолжают предложения:
Сегодня я научился …
Мне было интересно (или нет), потому что. _________
Во время работы я испытывал затруднения, так как._
__(Слайд 20)
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 45, упр 42. (Слайд 21)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: создать условия для осознания учащимися блока новой учебнойинформации об электромагнитных колебаниях и колебательном контуре, включения субъектного опыта учащихся в процесс познания, повышения мотивации к учению через формирование отношения к изучаемому материалу.
Задачи:
Образовательные: сформировать у обучающихся представления об электромагнитных колебаниях и колебательном контуре; изучить свойства и характеристику электромагнитных колебаниях – период и ее зависимость от параметров колебательного контура. Помочь ребятам осмыслить практическую значимость изучаемого материала.
Развивающие: продолжить формирование общеучебных способов деятельности, развивать мышление, умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызывающими. Развивать познавательный интерес обучающихся, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.
Воспитательные: способствовать формированию компетентностей в сфере социально-трудовой деятельности и в бытовой сфере, привитию культуры умственного труда, содействовать в ходе урока созданию обстановки сотрудничества.
Дидактический тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и первичного закрепления через исследование закономерности).
Форма урока: эвристическая беседа с элементами поиска.
Методическое и материально-техническое обеспечение урока:
Компьютер, мультимедиа-проектор, экран.
Установка, состоящая из катушки с сердечником, имеющая две обмотки: первичной и вторичной, батареи конденсаторов, переключатель.
Рабочий лист для работы учащихся на уроке (Приложение 2).
Компьютерная презентация(Приложение 1), подготовленная учителем и содержащая необходимые для работы рисунки, графики, тексты заданий.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны научиться:
Выделять главный признак электромагнитных колебаний, формулировать определение электромагнитных колебаний и колебательного контура, распознавать электромагнитные колебания и колебательный контур в окружающем мире, при этом грамотно выражать свои мысли.
Понимать смысл величин, характеризующих колебательный контур и электромагнитные колебания; самостоятельно добывать новые знания об этих физических величинах, определяя их экспериментально путем прямых и косвенных измерений.
На основе полученных экспериментальных данных решать простейшие задачи на применение формул, связывающих характеристики колебаний, выражать результаты в СИ.
План-конспект урока.
1.Организационный этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Проверяет готовность обучающихся к работе на уроке. Разъясняет, что во время работы на уроке записи будут вестись в рабочих листах.
Проверяют наличие дидактических материалов на своих столах и видимость текста на экране, подписывают рабочие листы (они будут сданы учителю в конце урока), включаются в деловой ритм.
2. Актуализация знаний
Организует повторение материала, необходимого при изучении новой темы. Предлагает ученикам вспомнить все о колебаниях. (Слайд 1)
Решение кроссворда. Ребята по очереди, с места, дают определение механического колебания, называют примеры колебательных систем и их характеристики: период и частота колебаний. Дают определение электромагнитной волны и ее характеристики.
3. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ (основной этап урока)
Опираясь на бытовой и социальный опыт обучающихся, организует их исследовательскую деятельность, в результате которой ребята
самостоятельно добывают новую информацию.
Активно участвуют в беседе, формулируют определения и выводы, проводят исследования и осмысливают результаты, получают формулы, отражающие смысл характеристик электромагнитных колебаний L и С и связь между ними (формула Томсона), ведут записи в рабочих листах.
3.1 Мотивация и создание проблемной ситуации
Объявляет тему урока (Слайд 2). Создает проблемную ситуацию, предлагая ребятам выделить главный признак электромагнитных колебаний.
Слушают учителя, формулируют цель урока; убеждаются в актуальности материала о колебательном движении.
Пытаются осмыслить, в чем состоит главное отличие колебательного движения от других видов движения.
Учитель: Сегодня мы поговорим об электромагнитных колебаниях и колебательном контуре. (Слайд 2). Тема урока перед вами, исходя из нее, попробуем сформулировать цель урока. Кто из вас может это сделать? (Ученик формулирует цель урока, затем она появляется на Слайд 3)
Учитель:Радиовещание (т. е. передача звуковой информации на большие расстояния) осуществляется посредством электромагнитных волн, излучаемых антенной радиопередающего устройства. Источником электромагнитных волн являются ускоренно движущиеся заряженные частицы. Значит, для того чтобы антенна излучала электромагнитные волны, в ней нужно возбуждать колебания свободных электронов. Такие колебания называются электромагнитными (поскольку они порождают электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве в виде электромагнитных волн).
3.2 Работа над проблемой, усвоение новых знаний, их осмысление
Введение понятия электромагнитных колебаний. Электромагнитные колебания вокруг нас.
Организует эвристическую беседу, уточняет определения и формулировки, даваемые учениками. (Слайд 4,5)
Активно участвуют в беседе: называют главный признак возникновений электромагнитных колебаний. Предлагают устройства, необходимые в электрической цепи для создания электромагнитных колебаний.
Рассматривают принцип возникновения свободных электромагнитных колебаний и удостовериться в их существовании можно с помощью установки на демонстрационном столе. (Слайд 6,7,8, 9,10,11)
4. Практическое применение полученных знаний для установления закономерности зависимости периода колебаний от длины нитяного маятника.
Организует активную познавательную и исследовательскую деятельность учеников, уточняет формулировки определений и выводов, полученных учениками в результате проведенных ими экспериментов.
Активно участвуют в поисковой работе: осмысливают информацию учителя, проводят исследования зависимости периода и частоты электромагнитных колебаний от параметров катушки и конденсатора L и С, делают выводы на основании экспериментов, формулируют определения, устанавливают функциональные зависимости между величинами, ведут записи в тетради для лабораторных работ. (Слайд 14,15,16,17 )
5. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА И РЕФЛЕКСИИ
Подведение итогов работы. Предлагает сделать анализ урока по этапам: что удалось, а что – нет. Оцениваеть свою работу, чем полезен для учащихся изученный материал. . (Слайд 18,19)
Продолжают предложения:
Сегодня я научился …
Мне было интересно (или нет), потому что ... _________
Во время работы я испытывал затруднения, так как .._