kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Рельеф Африки "-7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект урока по географии

Тема урока: Рельеф Африки.

Класс: 7

Цель: 
1.Образовательная: способствовать формированию общих представлений о взаимосвязях рельефа с другими компонентами ПТК, главных особенностях рельефа материка и процессах обусловивших его развитие в разных частях; закономерностях размещения полезных ископаемых; 
2. Развивающая: способствовать формированию приема показа по карте крупных форм рельефа, географических координат вулканов по карте; 
3. Воспитательная: формирование интереса к предмету. 
Планируемые результаты обучения: 
1) Называть и показывать крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых 
2) Определять географическое положение форм рельефа, координат вулканов, объяснять происхождение материка, образование крупных форм рельефа, размещение месторождений полезных ископаемых. 
 Оборудование: физическая карта Африки, карта строения земной коры, атласы, учебник, раздаточный материал, клей, цветная бумага, ножницы.
Тип урока: комбинированный
План урока: 
1.                Организационно-мотивационный этап урока  (10мин.) 
2.                Процессуально -содержательный этап урока. (25мин) 
3.                Закрепление. (4 мин.) 
4.                Итоги урока и домашнее задание. (4мин.)

5.                Рефлексия(2мин.)

Ход урока: Технологическая карта

Смысловой блок 

Познавательные задачи 

Деятельность учащихся, приемы 

Вопросы для выявления уровня

подготовленности учащихся 

  1. Сообщение темы урока, создание мотивационной установки
  2. Сообщение задач урок
  3. Создание мотивационной  установки
  4. Актуализация опорных знаний и умений

1. Связь с предыдущим материалом. Определить место природного компонента «рельефа» в системе ПТК. Определить тему урока

1. Как рельеф влияет на другие компоненты ПТК? 

Здравствуйте ,ребята! Как ваше настроение ?  Я хочу вам сделать подарок. Держите! Не отчаивайтесь  ,если не поймали. Они всё равно попадут в кармашку, за пазуху или ещё куда ни будь  .А что это :хорошее настроение, желания получать новые знания, уважение к друг другу и конечно любовь к нашей Родине. Слайд  №1 и отрывок четверостишья

Реки Африки порожисты, бурливы,
Правда это или блеф?
А причина этого – …?(рельеф)

Занесите  что знаете о Африке в первую графу таблицы в раздаточного материала

Занесите  что хотите узнать о Африке в третью графу таблицы в раздаточного материала .и в конце урока занесёте ,что узнали о рельефе Африки во вторую графу таблички.

Сигнальные карточки красный цвет-«5»:синий –«4»;оранжевый-«3»;и желтый цвет-«2».На смайликах дублируете оценку  и закрепляете на индивидуальную карту.

Индивидуальная работа составление схемы «Рельеф суши» по окончанию работы проверяют составление схемы по слайду 4.выставляют оценки сигнальными карточками.

Отвечают на вопросы учителя, составляют схему в тетради: 
Рельеф: климат, 
Внутренние воды, 
Почвы. 
 растительность 

Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? Что изображено на слайде и на макете?(говорят рельеф  и добавляют Африки)

Что изображено на физической карте Африки?

Что вы знаете о Африки?

Что хотели бы узнать о рельефе Африки?

А что нам необходимо для изучения нашей  темы урока?

1.Что называется рельефом?
2. Назовите основные формы рельефа. 
3. Почему рельеф изучается перед изучением других компонентов ПК? 

II. Процессуально-содержательный этап урока.
1. Общая характеристика рельефа материка. 

Усвоить представление о том. Что Африка, это материк возвышенных равнин. 
Проблемный вопрос
 В Африке нет таких высоких и протяженных цепей, как например Анды. Кордильеры или Гималаи. Как это можно объяснить? 

Описывают рельеф Африки по карте. Отвечают на вопросы, формулируют выводы, участвуют в эвристической беседе. 
Работа с текстом учебника на странице 100. Ответы на вопрос проблемы. 

1. Определите преобладающую форму рельефа материка (горы или равнины?) 
2. Какую примерно часть поверхности материка они занимают? 
3. Определите преобладающий по высоте вид равнин. 
4. Определите, какие виды равнин занимают меньшую площадь, где находятся? 

2. Связь рельефа со строением земной коры и ее движением. 

Динамическая пауза

Как рельеф связан со строением земной коры? 
Проблемный вопрос: 
Почему в рельефе Африки преобладают равнины? 

Сигнальные загадки движение литосферных  плит

Работа в группах: А) Анализируют карту строения земной коры, составляют макет образования рельефа Африки .отвечают на вопросы: 
1. Какая древняя платформа лежит в основании материка? 
2. Какие части материка ею образованы? 
3. Что такое платформа, какое она имеет строение? 
4. Каким формам рельефа соответствует древняя Африканская платформа? 
Б)защищают работу ,оценивают сами

Показывают руками образование горстов ,грабен и разломы земной коры.

1. Африку называют материком равнин. Подтвердите этот тезис. 
2. Какие элементы земной коры формируют материк? 
3. Почему высшая точка Африки – вулкан Килиманджаро – находится в пределах платформы, а не в складчатой области, как на других материках? 
4. Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов в Африки, будут усиливаться. 

3. Характеристика основных форм рельефа. 

Научиться показывать, определять, географическое положение, описывать и объяснять размещение на материке основных форм рельефа. 

Работа в парах

А) Анализируют карту строения земной коры и отвечают на вопросы: 
1. В пределах, какой литосферой плиты лежит материк? 
2. С какими другими литосферными плитами взаимодействует данная плита? 
3. Какие геологические процессы происходят на границе плит? 
4. Определите, какие элементы земной коры лежат в основании форм рельефа: Атлас  гор, Капских гор, 
Драконовых гор, Эфиопского нагорья, -Африканского плоскогорья, Впадин Чад, Конго, Калахари. 
Б) Показывают горы, нагорья, плоскогорья и впадины на физической карте Африки, определяют их географическое положение, подписывают на контурной карте, описывают горы по плану, с использованием картин: 1) Географическое положение 2) Протяженность (направление на сколько км.) 3) строение гор 4) Возраст гор 5) Средние высоты 6) высшая точка, её координаты 

1. Где находятся горы Африки? 
2. Докажите, что Атлас горы - молодые. 
3. Почему Капские и Драконовы горы имеют плоскую как стол поверхность?
4. Какие процессы влияют на разрушение гор? 
5. Назовите и покажите крупные горные системы материка, объясните их размещение. 
6. Покажите зависимость форм рельефа от строения земной коры 

4. Различия в высоте разных частей Африки 

Выявить различия, научиться описывать рельеф разных частей материка и систематизировать материал в таблицу 

Анализируют карты атласа и самостоятельно заполняют таблицу «Различия в рельефе Африки». Сравнивают Северную и Западную Африку с Восточной и Южной Африкой. Сравнение происходит по следующим пунктам: а) часть материка б) формы рельефа в) высоты 
г) какими горными породами сложена д)преобладающие полезные ископаемые 

1. Какие различия в строении Африканской платформы отразились на рельефе Северной и Западной Африки, а также Восточной и Южной Африки? 
2. Какие части материка наиболее приподняты и почему? 
3. Какую Африку называют низкой, а какую высокой? По каким признакам их выделяют? 

5. Полезные ископаемые материка 

Научиться объяснять закономерность размещения полезных ископаемых по территории материка, называть и показывать их на карте, наносить их на контурную карту. 

А) Анализируют карту строения земной коры и физическую карту атласа, отвечают на вопросы: 
1. В каких частях Африканской платформы образовались скопления осадочных горных пород, или какие части платформы покрыты осадочным чехлом? 
2. Какие полезные ископаемые находятся в осадочном чехле платформы и где? 
Где находятся участки фундамента платформы, не закрытые осадочным чехлом? 
3. Какие полезные ископаемые есть на этих участках? 
Б) Наносят полезные ископаемые на контурную карту 
1. В каких частях Африки преобладают полезные ископаемые осадочного происхождения, магматического происхождения? 
2. В Северной Африке имеются крупные месторождения топливных полезных ископаемых – нефть и газ, а также фосфоритов. Объясните их размещение здесь. 
3. Какие полезные ископаемые Атлас гор связаны с магматическими горными породами? 

Закрепление 
  

Закрепление игра «буквенная мозаика»

На индивидуальной карте есть «Буквенная мозаика» ответьте на вопросы по «рельеф Африки» и занесите ответы буквами на чистый лист А-4

Дети отвечая ,получают слово «МОЛОДЦЫ»

IV. Итоги урока и домашнее задание 

 Рефлексия

Поставьте себе оценку по вашим смайликам в дневник и скажите где у вас по теме было затруднение.

§ 17 упр.4,5стр 70-обязательно.удиви соседа :стихотворение,  сказку, кроссворд  -по желанию   

Ребята, подойдите ко мне. Давайте встанем в круг. И попробуем изобразить ,что мы сегодня изучали.Дети одни приседают (низкая Африка),другие стоят и на восточной стороне показывают разломы.Вот  на этом  и окончим наш урок.Спасибо за сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Рельеф Африки "-7 класс »

Конспект урока по географии

Тема урока: Рельеф Африки.

Класс: 7

Цель: 
1.Образовательная: способствовать формированию общих представлений о взаимосвязях рельефа с другими компонентами ПТК, главных особенностях рельефа материка и процессах обусловивших его развитие в разных частях; закономерностях размещения полезных ископаемых; 
2. Развивающая: способствовать формированию приема показа по карте крупных форм рельефа, географических координат вулканов по карте; 
3. Воспитательная: формирование интереса к предмету. 
Планируемые результаты обучения: 
1) Называть и показывать крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых 
2) Определять географическое положение форм рельефа, координат вулканов, объяснять происхождение материка, образование крупных форм рельефа, размещение месторождений полезных ископаемых. 
 Оборудование: физическая карта Африки, карта строения земной коры, атласы, учебник, раздаточный материал, клей, цветная бумага, ножницы.
Тип урока: комбинированный
План урока: 
1.                Организационно-мотивационный этап урока (10мин.) 
2.                Процессуально -содержательный этап урока. (25мин) 
3.                Закрепление. (4 мин.) 
4.                Итоги урока и домашнее задание. (4мин.)

5. Рефлексия(2мин.)

Ход урока: Технологическая карта

Смысловой блок 

Познавательные задачи 

Деятельность учащихся, приемы 

Вопросы для выявления уровня

подготовленности учащихся 


  1. Сообщение темы урока, создание мотивационной установки




  1. Сообщение задач урока







Создание мотивационной установки


Актуализация опорных знаний и умений


1. Связь с предыдущим материалом. Определить место природного компонента «рельефа» в системе ПТК. 

Определить тему урока


























1. Как рельеф влияет на другие компоненты ПТК? 

Здравствуйте ,ребята! Как ваше настроение ? Я хочу вам сделать подарок. Держите! Не отчаивайтесь ,если не поймали. Они всё равно попадут в кармашку, за пазуху или ещё куда ни будь .А что это :хорошее настроение, желания получать новые знания, уважение к друг другу и конечно любовь к нашей Родине. Слайд №1 и отрывок четверостишья

Реки Африки порожисты, бурливы,
Правда это или блеф?
А причина этого – …
?(рельеф)


Занесите что знаете о Африке в первую графу таблицы в раздаточного материала


Занесите что хотите узнать о Африке в третью графу таблицы в раздаточного материала .и в конце урока занесёте ,что узнали о рельефе Африки во вторую графу таблички.


Сигнальные карточки красный цвет-«5»:синий –«4»;оранжевый-«3»;и желтый цвет-«2».На смайликах дублируете оценку и закрепляете на индивидуальную карту.


Индивидуальная работа составление схемы «Рельеф суши» по окончанию работы проверяют составление схемы по слайду 4.выставляют оценки сигнальными карточками.

Отвечают на вопросы учителя, составляют схему в тетради: 
Рельеф: климат, 
Внутренние воды, 
Почвы. 
 растительность 




Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? Что изображено на слайде и на макете?(говорят рельеф и добавляют Африки)


Что изображено на физической карте Африки?

Что вы знаете о Африки?

Что хотели бы узнать о рельефе Африки?




А что нам необходимо для изучения нашей темы урока?



1.Что называется рельефом?
2. Назовите основные формы рельефа. 
3. Почему рельеф изучается перед изучением других компонентов ПК? 

II. Процессуально-содержательный этап урока.
1. Общая характеристика рельефа материка. 

Усвоить представление о том. Что Африка, это материк возвышенных равнин. 
Проблемный вопрос
 В Африке нет таких высоких и протяженных цепей, как например Анды. Кордильеры или Гималаи. Как это можно объяснить? 

Описывают рельеф Африки по карте. Отвечают на вопросы, формулируют выводы, участвуют в эвристической беседе. 
Работа с текстом учебника на странице 100. Ответы на вопрос проблемы. 

1. Определите преобладающую форму рельефа материка (горы или равнины?) 
2. Какую примерно часть поверхности материка они занимают? 
3. Определите преобладающий по высоте вид равнин. 
4. Определите, какие виды равнин занимают меньшую площадь, где находятся? 

2. Связь рельефа со строением земной коры и ее движением. 







Динамическая пауза

Как рельеф связан со строением земной коры? 
Проблемный вопрос: 
Почему в рельефе Африки преобладают равнины? 



Сигнальные загадки движение литосферных плит


Работа в группах: А) Анализируют карту строения земной коры, составляют макет образования рельефа Африки .отвечают на вопросы: 
1. Какая древняя платформа лежит в основании материка? 
2. Какие части материка ею образованы? 
3. Что такое платформа, какое она имеет строение? 
4. Каким формам рельефа соответствует древняя Африканская платформа? 
Б)защищают работу ,оценивают сами


Показывают руками образование горстов ,грабен и разломы земной коры.

1. Африку называют материком равнин. Подтвердите этот тезис. 
2. Какие элементы земной коры формируют материк? 
3. Почему высшая точка Африки – вулкан Килиманджаро – находится в пределах платформы, а не в складчатой области, как на других материках? 
4. Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов в Африки, будут усиливаться. 

3. Характеристика основных форм рельефа. 

Научиться показывать, определять, географическое положение, описывать и объяснять размещение на материке основных форм рельефа. 

Работа в парах

А) Анализируют карту строения земной коры и отвечают на вопросы: 
1. В пределах, какой литосферой плиты лежит материк? 
2. С какими другими литосферными плитами взаимодействует данная плита? 
3. Какие геологические процессы происходят на границе плит? 
4. Определите, какие элементы земной коры лежат в основании форм рельефа: Атлас гор, Капских гор, 
Драконовых гор, Эфиопского нагорья, -Африканского плоскогорья, Впадин Чад, Конго, Калахари. 
Б) Показывают горы, нагорья, плоскогорья и впадины на физической карте Африки, определяют их географическое положение, подписывают на контурной карте, описывают горы по плану, с использованием картин: 1) Географическое положение 2) Протяженность (направление на сколько км.) 3) строение гор 4) Возраст гор 5) Средние высоты 6) высшая точка, её координаты 

1. Где находятся горы Африки? 
2. Докажите, что Атлас горы - молодые. 
3. Почему Капские и Драконовы горы имеют плоскую как стол поверхность?
4. Какие процессы влияют на разрушение гор? 
5. Назовите и покажите крупные горные системы материка, объясните их размещение. 
6. Покажите зависимость форм рельефа от строения земной коры 

4. Различия в высоте разных частей Африки 

Выявить различия, научиться описывать рельеф разных частей материка и систематизировать материал в таблицу 

Анализируют карты атласа и самостоятельно заполняют таблицу «Различия в рельефе Африки». Сравнивают Северную и Западную Африку с Восточной и Южной Африкой. Сравнение происходит по следующим пунктам: а) часть материка б) формы рельефа в) высоты 
г) какими горными породами сложена д)преобладающие полезные ископаемые 

1. Какие различия в строении Африканской платформы отразились на рельефе Северной и Западной Африки, а также Восточной и Южной Африки? 
2. Какие части материка наиболее приподняты и почему? 
3. Какую Африку называют низкой, а какую высокой? По каким признакам их выделяют? 

5. Полезные ископаемые материка 

Научиться объяснять закономерность размещения полезных ископаемых по территории материка, называть и показывать их на карте, наносить их на контурную карту. 

А) Анализируют карту строения земной коры и физическую карту атласа, отвечают на вопросы: 
1. В каких частях Африканской платформы образовались скопления осадочных горных пород, или какие части платформы покрыты осадочным чехлом? 
2. Какие полезные ископаемые находятся в осадочном чехле платформы и где? 
Где находятся участки фундамента платформы, не закрытые осадочным чехлом? 
3. Какие полезные ископаемые есть на этих участках? 
Б) Наносят полезные ископаемые на контурную карту 
 

1. В каких частях Африки преобладают полезные ископаемые осадочного происхождения, магматического происхождения? 
2. В Северной Африке имеются крупные месторождения топливных полезных ископаемых – нефть и газ, а также фосфоритов. Объясните их размещение здесь. 
3. Какие полезные ископаемые Атласских гор связаны с магматическими горными породами? 

Закрепление 
  

Закрепление игра «буквенная мозаика»

На индивидуальной карте есть «Буквенная мозаика» ответьте на вопросы по «рельеф Африки» и занесите ответы буквами на чистый лист А-4

Дети отвечая ,получают слово «МОЛОДЦЫ»

IV. Итоги урока и домашнее задание 





. Рефлексия


Поставьте себе оценку по вашим смайликам в дневник и скажите где у вас по теме было затруднение.

§ 17 упр.4,5стр 70-обязательно.удиви соседа :стихотворение, сказку, кроссворд -по желанию  


Ребята, подойдите ко мне. Давайте встанем в круг. И попробуем изобразить ,что мы сегодня изучали. .Вот на этом и закончим наш с вами урок








Дети одни приседают (низкая Африка),другие стоят и на восточной стороне показывают разломы.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Рельеф Африки "-7 класс

Автор: Зубова Наталья Евгеньевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему:"Рельеф Африки и полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-riel-ief-afriki-i-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "111118"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407089661"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока географии в 6 коассе "Океанические течения" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-koassie-okieanichieskiie-tiechieniia"
    ["file_id"] => string(6) "154310"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421148323"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока географии "Океанические течения" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-okieanichieskiie-tiechieniia-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "154319"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421149287"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока на тему" Литосфера""
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekturokanatiemulitosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "341040"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472314279"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "конспект урока-исследования "Климат Африки" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-klimat-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "141688"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418148928"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства