способствовать представлению и пониманию значения литосферы; 2. Развивающие:
создать условия для раскрытия значения литосферы, формировать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры; 3.Воспитательные:
способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.
Оборудование:
· Физическая карта
· Слайды на интерактивной доске
Эпиграф урока:
Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.
С. Щипачев.
Организационный момент (1мин) – концентрация внимания учащихся на теме урока, готовность к уроку.
1. этап Вызов (мотивационный) :
- Сегодня на уроке мы заканчиваем с вами изучать большой раздел. Какой?
Мы выяснили, что основные формы рельефа – это горы и равнины.
Вспомните:
1. Как подразделяются горы и равнины по абсолютной высоте?
2. Почему территорию, где мы с вами живем, называли Западно-Сибирской низменностью, а с 60 –х годов 20 века называют равниной?
3. Где находится самая высокая и самая низкая точки литосферы? Назови и покажи на настенной карте.
4. Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы. Что начинается? – землетрясение.
2 этап Осмысление ( операционный)
Презентация слайдов по землетрясению
-Выделите ключевые слова, характеризующие землетрясение (дети находят слова, дают самостоятельно определение и после этого проверяют правильность определения по учебнику)
Проблемные вопросы:
Ребята, как вы думаете: где и когда произойдет следующее мощное землетрясение?
Какова будет сила?
А теперь осмотритесь, оглянитесь по сторонам (здоровье сберегающий элемент урока) – где – то в классе зашифровано второе стихийное бедствие (дети находят слова жерло, кратер, лава).
- О каком явлении природы будет идти речь? (вулканизм)
- При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм.
- Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).
Работа с картой:
1. По карте найдите зоны распространения вулканов.
2. В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия).
Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками).
Сколько зон можно выделить? (4 – Тихоокеанская, Атлантическая, Средиземноморская, Восточно-Африканская).
На карте полушарий и физической карте мира назовите: какое условное обозначение вулкана? (дети называют звездочку, сокращение влк и высоту).
Найдите и назовите несколько крупных вулканов.
Дискуссионная карта
Проблемный вопрос: Если бы на земле не было бы вулканов?
Работа в группах: определить, используя текст учебника три положительных и три отрицательных аргумента, общее обсуждение при заполнении таблицы.
Положительный аргумент
Отрицательный аргумент
Не было бы бедствий, разрушений.
Отсутствовал бы плодородный слой, который образуется через 1-2 года и повышает урожайность с/х культур
Отсутствие опасности для хозяйственной деятельности человека
Не было бы лавовых потоков которые легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты
Не было бы опасного стихийного бедствия цунами
Не было бы горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов
Каждая группа выбирает из таблицы один аргумент и защищает свою точку зрения
- Извержение вулканов происходит и на дне Мирового океана (моретрясение), а результатом их извержения являются цунами (просмотр фрагмента фильма).
- В чем опасность цунами? (рассуждения детей).
Вывод учащихся:
В результате вулканизма на дне океана, в Мировом океане образуются вулканические острова. Найдите их на карте. (Гавайские, Курильские).
Задание на карточках:
1. Проделайте путешествие по меридиану 900 в.д. Какие горы и равнины встретятся на вашем пути?
2. По физической карте определите высоту следующих гор: Альпы, Кавказ, Урал, Тянь- Шань, Алтай, Гималаи, Кордильеры.
3. Пользуясь физической картой и планом, дайте описание горам Тянь-Шань: а) географическое положение; б) направление протяженности хребтов; наибольшая высота.
4. Пользуясь планом, дайте сравнительную характеристику Амазонской и Западно-Сибирской равнинам: а) географическое положение; б) протяженность с севера на юг и с запада на восток; в) наибольшая высота; г) направление уклона низменности; д) сходства и различия.
3. Рефлексия
Тестирование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему" Литосфера"»
Конспект урока
Обобщение знаний по теме « Литосфера»
Цели:
1. Образовательные:
способствовать представлению и пониманию значения литосферы; 2. Развивающие:
создать условия для раскрытия значения литосферы, формировать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры; 3.Воспитательные:
способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.
Оборудование:
Физическая карта
Слайды на интерактивной доске
Эпиграф урока:
Хребтами горбились породы, Взрывались, плавились, кипя. И миллионы лет природа Лепила самое себя.
С. Щипачев.
Организационный момент(1мин) – концентрация внимания учащихся на теме урока, готовность к уроку.
1. этап Вызов (мотивационный) :
- Сегодня на уроке мы заканчиваем с вами изучать большой раздел. Какой?
Мы выяснили, что основные формы рельефа – это горы и равнины.
Вспомните:
1. Как подразделяются горы и равнины по абсолютной высоте?
2. Почему территорию, где мы с вами живем, называли Западно-Сибирской низменностью, а с 60 –х годов 20 века называют равниной?
3. Где находится самая высокая и самая низкая точки литосферы? Назови и покажи на настенной карте.
4. Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы. Что начинается? – землетрясение.
2 этап Осмысление ( операционный)
Презентация слайдов по землетрясению
-Выделите ключевые слова, характеризующие землетрясение (дети находят слова, дают самостоятельно определение и после этого проверяют правильность определения по учебнику)
Проблемные вопросы:
Ребята, как вы думаете: где и когда произойдет следующее мощное землетрясение?
Какова будет сила?
А теперь осмотритесь, оглянитесь по сторонам (здоровье сберегающий элемент урока) – где – то в классе зашифровано второе стихийное бедствие (дети находят слова жерло, кратер, лава).
- О каком явлении природы будет идти речь? (вулканизм)
- При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм.
- Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).
Работа с картой:
1. По карте найдите зоны распространения вулканов.
2. В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия).
Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками).
Сколько зон можно выделить? (4 – Тихоокеанская, Атлантическая, Средиземноморская, Восточно-Африканская).
На карте полушарий и физической карте мира назовите: какое условное обозначение вулкана? (дети называют звездочку, сокращение влк и высоту).
Найдите и назовите несколько крупных вулканов.
Дискуссионная карта
Проблемный вопрос: Если бы на земле не было бы вулканов?
Работа в группах: определить, используя текст учебника три положительных и три отрицательных аргумента, общее обсуждение при заполнении таблицы.
Положительный аргумент
Отрицательный аргумент
Не было бы бедствий, разрушений.
Отсутствовал бы плодородный слой, который образуется через 1-2 года и повышает урожайность с/х культур
Отсутствие опасности для хозяйственной деятельности человека
Не было бы лавовых потоков которые легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты
Не было бы опасного стихийного бедствия цунами
Не было бы горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов
Каждая группа выбирает из таблицы один аргумент и защищает свою точку зрения
- Извержение вулканов происходит и на дне Мирового океана (моретрясение), а результатом их извержения являются цунами (просмотр фрагмента фильма).
- В чем опасность цунами? (рассуждения детей).
Вывод учащихся:
В результате вулканизма на дне океана, в Мировом океане образуются вулканические острова. Найдите их на карте. (Гавайские, Курильские).
Задание на карточках:
Проделайте путешествие по меридиану 900 в.д. Какие горы и равнины встретятся на вашем пути?
По физической карте определите высоту следующих гор: Альпы, Кавказ, Урал, Тянь- Шань, Алтай, Гималаи, Кордильеры.
Пользуясь физической картой и планом, дайте описание горам Тянь-Шань: а) географическое положение; б) направление протяженности хребтов; наибольшая высота.
Пользуясь планом, дайте сравнительную характеристику Амазонской и Западно-Сибирской равнинам: а) географическое положение; б) протяженность с севера на юг и с запада на восток; в) наибольшая высота; г) направление уклона низменности; д) сходства и различия.
Рефлексия
Тестирование
1 вариант
Внутреннее строение Земли:
Литосфера и мантия.
Мантия и ядро.
Земная кора, мантия и ядро.
Горные породы и магма.
Атмосфера, мантия и ядро.
Толщина земной коры больше:
Под океанами.
Под равнинами.
Под горами.
Под платформами.
Под плитами.
Крупный блок земной коры - это:
Материк.
Платформа.
Равнина.
Литосферная плита.
Горная страна.
Скопления природных образований в земной коре:
Минералы.
Почва.
Удобрения.
Полезные ископаемые.
Горные породы.
Природные вещества, одинаковые по составу и строению, составляющие горные породы:
Минералы.
Почва.
Полезные ископаемые.
Перегной.
Удобрения.
Осадочная горная порода обломочного происхождения:
Песок.
Гранит.
Мрамор.
Известняк.
Каменная соль.
Виды движения земной коры:
Медленное поднятие земной коры.
Медленное опускание земной коры.
Горообразование.
Землетрясения.
Все вышеперечисленные.
Место на поверхности Земли, расположенное над очагом землетрясения:
Кратер.
Жерло.
Вулкан.
Гейзер.
Эпицентр.
Излившаяся на поверхность магма:
Лава.
Гранит.
Жерло.
Базальт.
Вулканическое стекло.
Большинство вулканов расположены на побережье океанов:
Тихого.
Атлантического.
Индийского.
Северного Ледовитого.
Южного.
К потухшим вулканам относятся:
Казбек и Кракатау.
Кракатау и Эльбрус.
Эльбрус и Казбек.
Эльбрус и Эребус
Эребус и Кракатау.
Горячий источник, периодически действующий в виде фонтана:
Родник.
Источник.
Гейзер.
Скважина.
Кварцит.
Горы, располагающиеся в ряд на сотни километров:
Высокие горы.
Средние горы.
Низкие горы.
Горный хребет.
Горная страна.
14.Понижение между двумя горными хребтами:
А) Горная долина.
В) Впадина.
С) Перевал.
Д) Межгорная котловина.
Е) Ложе.
2 вариант
Самая высокая вершина на Земле находится в горах:
А) Альпах.
В) Гималаях.
С) Андах.
Д) Кордильерах.
Е) Саянах.
Какое выветривание происходит под воздействием воды и воздуха?
А) Физическое.
В) Химическое.
С) Органическое.
Д) Осадочное.
Е) Магматическое.
Обширные территории ровной или холмистой поверхности Земли, отдельные участки которой различаются по высоте:
А) Равнины.
В) Котловины.
С) Долины.
Д) Горизонтали.
Е) Впадины.
Какие из указанных равнин на Земном шаре образовывались из речных наносов и осадков?
А) Индо-Гангская и Месопотамская.
В)Прикаспийская и Индо-Гангская.
С) Великая Китайская и Западно-Сибирская.
Д) Месопотамская и Восточно-Европейская.
Е) Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.
Осадочная горная порода (горючая) органического происхождения:
А) Известняк.
В) Мрамор.
С) Песок.
Д) Соль.
Е) Торф.
Какие из перечисленных горных пород относятся к магматическим?
А) Базальт и гранит.
В) Мел и соль.
С) Торф и каменный уголь.
Д) Песок и глина.
Е) Мрамор и кварцит.
Как называются горные породы, измененные в условиях огромного давления и высокой температуры?
А) Земная кора.
В) Мантия.
С) Осадочные породы.
Д) Магматические породы.
Е) Метаморфические породы.
Твердая оболочка Земли:
А) Биосфера.
В) Литосфера.
С) Мантия.
Д) Гидросфера.
Е) Земная кора.
В каком состоянии находятся горные породы в нижней части мантии?
А) В жидком
В) В твердом.
С) Мягком.
Д) Газообразном.
Е) Расплавленном.
Воронкообразное отверстие на вершине вулкана, из которого изливается лава:
А) Кратер.
В) Жерло.
С) Горст.
Д) Горный узел.
Горловина (канал) в земной коре, по которой поднимается расплавленная магма:
А) Лава.
В) Жерло.
С) Кратер.
Д) Очаг.
Е) Ущелье.
Высоко приподнятые над уровнем моря обширные участки земной поверхности, характеризующиеся резкими колебаниями высот:
А) Холмистая равнина.
В) Горы.
С) Ущелье.
Д)Температура.
Е)Давление.
Какие из перечисленных гор самые низкие?
А) Кавказ.
В) Тянь-Шань.
С) Алтай.
Д) Гималаи.
Е) Уральские.
Плоскогорьями называют равнины, лежащие на высоте ... над уровнем моря.