kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему" Литосфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Обобщение знаний по теме « Литосфера»

Цели:

 1. Образовательные:

способствовать представлению и пониманию значения литосферы;
2.  Развивающие:

создать условия для раскрытия значения литосферы, формировать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры;
3.Воспитательные:

способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.

Оборудование:

·        Физическая карта

·        Слайды на интерактивной доске

 Эпиграф урока:

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.

С. Щипачев.

 Организационный момент (1мин) – концентрация внимания учащихся на теме урока, готовность к уроку.

1. этап Вызов (мотивационный) :

- Сегодня на уроке мы заканчиваем с вами изучать большой раздел. Какой?

Мы выяснили, что основные формы рельефа – это горы и равнины.

Вспомните:

1. Как подразделяются горы и равнины по абсолютной высоте?

2. Почему территорию, где мы с вами живем, называли Западно-Сибирской низменностью, а с 60 –х годов 20 века называют равниной?

3. Где находится самая высокая и самая низкая точки литосферы? Назови и покажи на настенной карте.

4. Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы. Что начинается? – землетрясение.

2 этап Осмысление ( операционный)

Презентация слайдов по землетрясению

-Выделите ключевые слова, характеризующие землетрясение (дети находят слова, дают самостоятельно определение и после этого проверяют правильность определения по учебнику)

Проблемные вопросы:

  1. Ребята, как вы думаете: где и когда произойдет следующее мощное землетрясение?
  2. Какова будет сила?

А теперь осмотритесь, оглянитесь по сторонам (здоровье сберегающий элемент урока) – где – то в классе зашифровано второе стихийное бедствие (дети находят слова жерло, кратер, лава).

- О каком явлении природы будет идти речь? (вулканизм)

- При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм.

- Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).

Работа с картой:

1. По карте  найдите зоны распространения вулканов.

2. В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия).

  • Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками).
  • Сколько зон можно выделить? (4 – Тихоокеанская, Атлантическая, Средиземноморская, Восточно-Африканская).
  • На карте полушарий и физической карте мира назовите: какое условное обозначение вулкана? (дети называют звездочку, сокращение влк и высоту).
  • Найдите и назовите несколько крупных вулканов.

Дискуссионная карта

Проблемный вопрос: Если бы на земле не было бы вулканов?

Работа в группах: определить, используя текст учебника три положительных и три отрицательных аргумента, общее обсуждение при заполнении таблицы.

Положительный аргумент

Отрицательный  аргумент

Не было бы бедствий, разрушений. 

Отсутствовал бы плодородный слой, который образуется через 1-2 года и повышает урожайность с/х культур

 Отсутствие опасности для хозяйственной деятельности человека

Не было бы лавовых потоков которые легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты

Не было бы  опасного стихийного бедствия цунами

Не было бы горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов

Каждая группа выбирает из таблицы один аргумент и защищает свою точку зрения

- Извержение вулканов происходит и на дне Мирового океана (моретрясение), а результатом их извержения являются цунами (просмотр фрагмента фильма).

- В чем опасность цунами? (рассуждения детей).

Вывод учащихся:

В результате вулканизма на дне океана, в Мировом океане образуются вулканические острова. Найдите их на карте. (Гавайские, Курильские).

Задание на карточках:

1.      Проделайте путешествие по меридиану 900 в.д. Какие горы и равнины встретятся на вашем пути?

2.      По физической карте определите высоту следующих гор: Альпы, Кавказ, Урал, Тянь- Шань, Алтай, Гималаи, Кордильеры.

3.      Пользуясь физической картой и планом, дайте описание горам Тянь-Шань: а) географическое положение; б) направление протяженности хребтов; наибольшая высота.

4.      Пользуясь планом, дайте сравнительную характеристику Амазонской и Западно-Сибирской равнинам: а) географическое положение; б) протяженность с севера на юг и с запада на восток; в) наибольшая высота; г) направление уклона низменности; д) сходства и различия.

 3.      Рефлексия 

 Тестирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему" Литосфера"»

Конспект урока

Обобщение знаний по теме « Литосфера»

Цели:

1. Образовательные:

способствовать представлению и пониманию значения литосферы;
2. Развивающие:

создать условия для раскрытия значения литосферы, формировать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры;
3.Воспитательные:

способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.

Оборудование:

  • Физическая карта

  • Слайды на интерактивной доске

Эпиграф урока:

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.

С. Щипачев.

Организационный момент (1мин) – концентрация внимания учащихся на теме урока, готовность к уроку.

1. этап Вызов (мотивационный) :

- Сегодня на уроке мы заканчиваем с вами изучать большой раздел. Какой?

Мы выяснили, что основные формы рельефа – это горы и равнины.

Вспомните:

1. Как подразделяются горы и равнины по абсолютной высоте?

2. Почему территорию, где мы с вами живем, называли Западно-Сибирской низменностью, а с 60 –х годов 20 века называют равниной?

3. Где находится самая высокая и самая низкая точки литосферы? Назови и покажи на настенной карте.

4. Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы. Что начинается? – землетрясение.

2 этап Осмысление ( операционный)

Презентация слайдов по землетрясению

-Выделите ключевые слова, характеризующие землетрясение (дети находят слова, дают самостоятельно определение и после этого проверяют правильность определения по учебнику)

Проблемные вопросы:

  1. Ребята, как вы думаете: где и когда произойдет следующее мощное землетрясение?

  2. Какова будет сила?

А теперь осмотритесь, оглянитесь по сторонам (здоровье сберегающий элемент урока) – где – то в классе зашифровано второе стихийное бедствие (дети находят слова жерло, кратер, лава).

- О каком явлении природы будет идти речь? (вулканизм)

- При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм.

- Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).

Работа с картой:

1. По карте найдите зоны распространения вулканов.

2. В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия).

  • Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками).

  • Сколько зон можно выделить? (4 – Тихоокеанская, Атлантическая, Средиземноморская, Восточно-Африканская).

  • На карте полушарий и физической карте мира назовите: какое условное обозначение вулкана? (дети называют звездочку, сокращение влк и высоту).

  • Найдите и назовите несколько крупных вулканов.

Дискуссионная карта

Проблемный вопрос: Если бы на земле не было бы вулканов?

Работа в группах: определить, используя текст учебника три положительных и три отрицательных аргумента, общее обсуждение при заполнении таблицы.

Положительный аргумент

Отрицательный аргумент

Не было бы бедствий, разрушений.

Отсутствовал бы плодородный слой, который образуется через 1-2 года и повышает урожайность с/х культур

Отсутствие опасности для хозяйственной деятельности человека

Не было бы лавовых потоков которые легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты

Не было бы опасного стихийного бедствия цунами

Не было бы горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов


Каждая группа выбирает из таблицы один аргумент и защищает свою точку зрения

- Извержение вулканов происходит и на дне Мирового океана (моретрясение), а результатом их извержения являются цунами (просмотр фрагмента фильма).

- В чем опасность цунами? (рассуждения детей).

Вывод учащихся:

В результате вулканизма на дне океана, в Мировом океане образуются вулканические острова. Найдите их на карте. (Гавайские, Курильские).

Задание на карточках:

  1. Проделайте путешествие по меридиану 900 в.д. Какие горы и равнины встретятся на вашем пути?

  2. По физической карте определите высоту следующих гор: Альпы, Кавказ, Урал, Тянь- Шань, Алтай, Гималаи, Кордильеры.

  3. Пользуясь физической картой и планом, дайте описание горам Тянь-Шань: а) географическое положение; б) направление протяженности хребтов; наибольшая высота.

  4. Пользуясь планом, дайте сравнительную характеристику Амазонской и Западно-Сибирской равнинам: а) географическое положение; б) протяженность с севера на юг и с запада на восток; в) наибольшая высота; г) направление уклона низменности; д) сходства и различия.



  1. Рефлексия



Тестирование



1 вариант

  1. Внутреннее строение Земли:

    1. Литосфера и мантия.

    2. Мантия и ядро.

    3. Земная кора, мантия и ядро.

    4. Горные породы и магма.

    5. Атмосфера, мантия и ядро.

  2. Толщина земной коры больше:

    1. Под океанами.

    2. Под равнинами.

    3. Под горами.

    4. Под платформами.

    5. Под плитами.

  3. Крупный блок земной коры - это:

    1. Материк.

    2. Платформа.

    3. Равнина.

    4. Литосферная плита.

    5. Горная страна.

  4. Скопления природных образований в земной коре:

    1. Минералы.

    2. Почва.

    3. Удобрения.

    4. Полезные ископаемые.

    5. Горные породы.

  5. Природные вещества, одинаковые по составу и строению, составляющие горные породы:

    1. Минералы.

    2. Почва.

    3. Полезные ископаемые.

    4. Перегной.

    5. Удобрения.


  1. Осадочная горная порода обломочного происхождения:

    1. Песок.

    2. Гранит.

    3. Мрамор.

    4. Известняк.

    5. Каменная соль.

  2. Виды движения земной коры:

    1. Медленное поднятие земной коры.

    2. Медленное опускание земной коры.

    3. Горообразование.

    4. Землетрясения.

    5. Все вышеперечисленные.

  3. Место на поверхности Земли, расположенное над очагом землетрясения:

    1. Кратер.

    2. Жерло.

    3. Вулкан.

    4. Гейзер.

    5. Эпицентр.

  4. Излившаяся на поверхность магма:

    1. Лава.

    2. Гранит.

    3. Жерло.

    4. Базальт.

    5. Вулканическое стекло.

  5. Большинство вулканов расположены на побережье океанов:

    1. Тихого.

    2. Атлантического.

    3. Индийского.

    4. Северного Ледовитого.

    5. Южного.

  6. К потухшим вулканам относятся:

    1. Казбек и Кракатау.

    2. Кракатау и Эльбрус.

    3. Эльбрус и Казбек.

    4. Эльбрус и Эребус

    5. Эребус и Кракатау.

  7. Горячий источник, периодически действующий в виде фон­тана:

    1. Родник.

    2. Источник.

    3. Гейзер.

    4. Скважина.

    5. Кварцит.

  8. Горы, располагающиеся в ряд на сотни километров:

    1. Высокие горы.

    2. Средние горы.

    3. Низкие горы.

    4. Горный хребет.

    5. Горная страна.

14.Понижение между двумя горными хребтами:

А) Горная долина.

В) Впадина.

С) Перевал.

Д) Межгорная котловина.

Е) Ложе.




2 вариант

  1. Самая высокая вершина на Земле находится в горах:

А) Альпах.

В) Гималаях.

С) Андах.

Д) Кордильерах.

Е) Саянах.

  1. Какое выветривание происходит под воздействием воды и воздуха?

А) Физическое.

В) Химическое.

С) Органическое.

Д) Осадочное.

Е) Магматическое.

  1. Обширные территории ровной или холмистой поверхности Земли, отдельные участки которой различаются по высоте:

А) Равнины.

В) Котловины.

С) Долины.

Д) Горизонтали.

Е) Впадины.

  1. Какие из указанных равнин на Земном шаре образовывались из речных наносов и осадков?

А) Индо-Гангская и Месопотамская.

В)Прикаспийская и Индо-Гангская.

С) Великая Китайская и Западно-Сибирская.

Д) Месопотамская и Восточно-Европейская.

Е) Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

  1. Осадочная горная порода (горючая) органического проис­хождения:

А) Известняк.

В) Мрамор.

С) Песок.

Д) Соль.

Е) Торф.

  1. Какие из перечисленных горных пород относятся к магма­тическим?

А) Базальт и гранит.

В) Мел и соль.

С) Торф и каменный уголь.

Д) Песок и глина.

Е) Мрамор и кварцит.



  1. Как называются горные породы, измененные в условиях огромного давления и высокой температуры?

А) Земная кора.

В) Мантия.

С) Осадочные породы.

Д) Магматические породы.

Е) Метаморфические породы.

  1. Твердая оболочка Земли:

А) Биосфера.

В) Литосфера.

С) Мантия.

Д) Гидросфера.

Е) Земная кора.

  1. В каком состоянии находятся горные породы в нижней час­ти мантии?

А) В жидком

В) В твердом.

С) Мягком.

Д) Газообразном.

Е) Расплавленном.

  1. Воронкообразное отверстие на вершине вулкана, из которо­го изливается лава:

А) Кратер.

В) Жерло.

С) Горст.

Д) Горный узел.

  1. Горловина (канал) в земной коре, по которой поднимается расплавленная магма:

А) Лава.

В) Жерло.

С) Кратер.

Д) Очаг.

Е) Ущелье.

  1. Высоко приподнятые над уровнем моря обширные участки земной поверхности, характеризующиеся резкими колебаниями высот:

А) Холмистая равнина.

В) Горы.

С) Ущелье.

Д)Температура.

Е)Давление.

  1. Какие из перечисленных гор самые низкие?

А) Кавказ.

В) Тянь-Шань.

С) Алтай.

Д) Гималаи.

Е) Уральские.

  1. Плоскогорьями называют равнины, лежащие на высоте ... над уровнем моря.

А) Менее 100 м.

В) 100-200 м.

С) Не более 200 м.

Д) 200-500 м.

Е) Более 500 м.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока на тему" Литосфера"

Автор: кипко наталья федоровна

Дата: 27.08.2016

Номер свидетельства: 341040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме  "Вулканизм", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vulkanizm-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413118262"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока  на тему "Вода на Земле" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "142038"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418219585"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "КОНСПЕКТ УРОКА КВН ПО ТЕМЕ  " ПЛАН И КАРТА" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-kvn-po-tiemie-plan-i-karta"
    ["file_id"] => string(6) "242699"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445522445"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока в 5 классе "Земная кора""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt_uroka_v_5_klassie_ziemnaia_kora"
    ["file_id"] => string(6) "356458"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478550295"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по химии "Его Величество Кислород" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-khimii-iegho-vielichiestvo-kislorod"
    ["file_id"] => string(6) "143864"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418589611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства