kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Устные упражнения на уроке геометрии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены устные упражнения по темам: Отрезок, Масштаб, Линии в круге и другие.

Просмотр содержимого документа
«Устные упражнения на уроке геометрии.»


Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие»









УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ГЕОМЕТРИИ

в 6 классе







Залашкова Ольга Николаевна,

учитель математики




2018

Урок № 1

Тема урока: Отрезок.

Цель урока: Сформировать представления о понятиях «прямая», «луч», «отрезок».

1. Рассмотрите рисунок и назовите прямые линии, лучи и отрезки.




Чем отличается отрезок от прямой линии? Чем отличается луч от отрезка?

2. Назовите отрезок, имеющий наибольшую длину. Назовите отрезок, имеющий наименьшую длину.





3. Отрезок АВ на 8 см меньше, чем отрезок СД. Отрезок АВ на 3 см больше, чем КМ. Назовите наименьший отрезок.

4. Что больше: четвертая или восьмая часть любого отрезка?

Проверьте правильность своего ответа на данном отрезке.



5.Вычислите, сколько сантиметров составляет 1/7 часть отрезка, длина которого 14 см.


Урок № 2

Тема урока: Сложение и вычитание отрезков.

Цель урока: Сформировать навыки сложения и вычитания отрезков.

1.Назовите все отрезки изображенные на рисунке.


Назовите наибольший отрезок. Сравнить длины отрезков ВС и СД; АВ и ВС; АВ и ВД.

2.Длина 1 отрезка 15 см. Найдите длину второго отрезка, если известно, что она в 3 раза меньше. Найдите длину третьего отрезка, если известно, что его длина на 3 см меньше длины первого.

3.Володя из куска проволоки сделал равносторонний треугольник, сторона которого равна 9 см. Найдите длину всей проволоки.

4.Рассмотрите рисунки.

а)


Найдите длину отрезка АВ.

б)


Найдите длину отрезка МС.

Урок № 3

Тема урока: Сложение и вычитание отрезков.

Цель урока: Закрепить навыки сложения и вычитания отрезков.

1. Даны длины отрезков: а=4см, в=2 см. Найдите сумму длин этих отрезков. Найдите разность длин этих отрезков.

2. Длина проволоки 18 дм. Отрезали шестую часть проволоки. Сколько дециметров проволоки отрезали? Сколько дециметров проволоки осталось?

3. В треугольнике одна сторона 8 см, вторая на 3 см меньше первой, а третья сторона в 2 раза больше второй. Найдите:

а) длину второй стороны треугольника;

б )длину третьей стороны треугольника;

в) сумму длин сторон треугольника.

4. Длина одного отрезка 12 см, а длина второго на 2 см короче. Найдите их сумму и разность.

Урок № 4

Тема урока: Масштаб.

Цель урока: Сформировать понятие масштаба, навыки нахождения действительных размеров, изображенных или данных в масштабе, навыки перевода единиц измерения в данный масштаб.

1.На рисунке изображен план земельного участка.



Соответствуют ли размеры реального участка размерам, изображенным на рисунке?

Во сколько раз они меньше действительных?

2. Найдите длину отрезков для изображения их в тетради, если действительная их длина 4 м, 8 м, 7 м, а масштаб равен 1:100.

3. Длина изображенной планки 2 см. Масштаб 100 : 1. Найдите действительную длину планки.

4. Измерьте длину и ширину тетради по геометрии. Найдите размеры для её изображения в масштабе 1 : 5.

Урок № 5

Тема урока: Линии в круге.

Цель урока: Сформировать представление понятий «круга», «окружности», «радиуса».

1.Рассмотрите рисунок.



Как называются эти линии? Среди замкнутых кривых линий назовите знакомую геометрическую фигуру. Назовите несколько предметов, имеющих форму круга, окружности. Объяснить какая разница между кругом и окружностью.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность.

Она идет по краю круга

И называется окружность.

2. Рассмотрите рисунок.



Назовите точки, которые принадлежат

а) окружности

б) кругу

Как называется точка 0?

Какие точки соединяет отрезок ОК? Как называется отрезок ОК? Сколько можно построить радиусов на рисунке. Сравните их длину.

3.Радиус первого круга 5 см, а второго 3 см. Какой круг больше?

4.Радиус первого круга 8 см, а второго 20 мм. Какой круг меньше?

Урок № 6

Тема урока: Линии в круге.

Цель урока: Сформировать представление понятия «диаметр», навыки нахождения диаметра окружности по её радиусу и радиуса по диаметру.

1.Продолжите высказывание.

Радиусом называется отрезок, соединяющий ______________

2. Диаметром называется отрезок, соединяющий ___________

3. Найдите длину диаметра окружности, если её радиус равен 4 см.

4. Найдите длину радиуса окружности, если длина её диаметра 6 см.

5. Диаметр первой окружности 10 см, а радиус второй окружности 6 см. Какой круг больше?

Урок № 7

Тема урока: Линии в круге.

Цель урока: Сформировать понятие «хорда», «дуга». Закрепить раннее изученные понятия «радиус», «диаметр».

1.Какой отрезок называется радиусом окружности?

2.Какой отрезок называется диаметром окружности?

3.Продолжите предложение:

Отрезок, соединяющий 2 точки окружности, называется _______________

4.Чем отличается диаметр от хорды?

5.Найти длину диаметра окружности, если её радиус 1 см 5 мм.

6.Рассмотрите рисунок и назовите каждый отрезок.



Что общего у отрезков СД и АВ и чем они отличаются?

Назовите 5 дуг, изображенных на рисунке.

Урок № 8

Тема урока: Уровень и отвес.

Цель урока: Сформировать представление понятий «горизонтальное» и «вертикальное» положение тел. Изучить приборы: уровень и отвес, - служащие для проверки указанных положений тел.

1. Рассмотрите рисунок. По какому общему признаку отрезки можно разделить на 3 группы?



2.Назовите предметы, находящиеся в классе в

а) вертикальном положении;

б) горизонтальном положении;

в) наклонном положении.

3. Сколько прямых можно провести через точку? Сколько прямых можно провести через точку в горизонтальном положении? в вертикальном?

Урок №9

Тема урока: Взаимное положение прямых на плоскости.

Цель урока: Сформировать представление о «пересекающихся» прямых и «непересекающихся» прямых.

1.Рассмотрите рисунок.


1.Что изображено в каждом столбике? Чем отличаются прямые, лучи, отрезки друг от друга?

2.По какому общему признаку рисунки разделены по строчкам?

3.Какие прямые называются пересекающимися?

4.Продолжите предложение:

Если прямые не имеют общих точек, то они называются ____________.

5.Рассмотрите рисунок.

С В


Назовите прямые, изображенные на рисунке и точку их пересечения. Сколько точек пересечения могут иметь прямые?

Урок № 10

Тема урока: Перпендикулярные прямые. Знак 

Цель урока: Сформировать представление понятия «перпендикулярные» прямые, навыки их построения с помощью прямоугольного треугольника и их обозначения.

1.Рассмотреть рисунок.


I 1. Какие прямые изображены на рисунке?

2. Сколько углов образуется при пересечении двух прямых.

3. Назовите все углы и определите их вид.

II. Продолжите предложение:

Две прямые называются перпендикулярными, если _____________

III. Прочитайте записи

АВ  СД; МЕ  АК; СР  АД.

IV. Рассмотрите рисунок.



Сколько можно провести через точку С прямых, перпендикулярных АВ.

Урок № 12

Тема урока: Параллельные прямые. Знак //.

Цель урока: Сформировать понятие «параллельные» прямые, навыки их обозначения и изображения.

1.Рассмотрите рисунок.

Назовите:

а) пересекающиеся прямые;

б) непересекающиеся прямые.


2.Рассмотрите рисунок.



а) Как называются прямые АК и СЕ? Ответ обосновать.

б) NM  СЕ, ВД  СЕ. Сравните длины отрезков MN и ВД, MN и РL.

Откуда мы идем, придем куда?

Не знаем сами никогда.

Друг к другу мы стремимся вечно,

Как две сестры, бок о бок мы идем.

Нас под прямым углом прямая рассекает,

Её отрезок слиться нам мешает.

Ему везде одна и та же мера

И сократить её нам силы не дано.

3.Прочитайте записи:

АВ // СД; КЕ // АС; РL // МЕ.

4.Сколько прямых, параллельных АВ и проходящих через точку Д можно провести?



Урок № 12

Тема урока: Построение параллельных прямых.

Цель урока: Сформировать навыки построения параллельных прямых, закрепить понятие о параллельных и перпендикулярных прямых.

  1. Рассмотрите рисунок.

Назовите:

а) параллельные прямые;

б) перпендикулярные прямые;

в) пересекающиеся прямые.

Ответы обоснуйте.


  1. Продолжите высказывания.

а) Две прямые на плоскости называются параллельными, если ___________ .

б) Две прямые на плоскости называются перпендикулярными, если __________.

  1. Прочитайте записи:

СЕ║АД; МК║РС; АВ┴КР.

4. Рассмотрите рисунок.

Назовите:

а) параллельные отрезки;

б) перпендикулярные отрезки;

Как называются данные четырёхугольники?

Урок №13


Тема урока: Высота треугольника.

Цель урока: Сформировать понятие «высота треугольника». Повторить виды треугольников в зависимости от их углов.

  1. Рассмотрите рисунок.

а) Какая фигура «лишняя»?

б) Как называются треугольники?

в) Назовите основания этих треугольников.


Я – треугольник.

Со мной хлопот не оберётся школьник.

По разному всегда я называюсь,

Когда углы иль стороны даны:

С одним тупым – тупоуголен,

Коль острых два, а третий прям -

Прямоуголен я.


  1. Рассмотрите рисунок.

Найдите и назовите прямые углы.

Как называются отрезки BD, KN, BC?

  1. Продолжите утверждение:

Высота в треугольнике – это ________________.


  1. Рассмотрите рисунок. Определите у данных треугольников высоту.


Урок 14.

Тема урока: Высота треугольника.

Цель урока: Сформировать навыки построения высоты треугольника. Повторить виды треугольников в зависимости от длины их сторон.

1. Рассмотрите рисунок.

а) Как называется каждый треугольник в зависимости от длин сторон?

б) Какой треугольник называется

  • равносторонним;

  • равнобедренным;

  • разносторонним.

2. Сколько высот можно провести в треугольнике? Сколько высот можно провести из каждой вершины? Ответ объясните.

  1. Верно ли проведены высоты в треугольниках? Ответ обоснуйте.


4. Дайте определение, что такое высота треугольника.


Урок №16

Тема урока: Периметр многоугольника.

Цель урока: Повторить понятие «многоугольник», сформировать понятие «периметр многоугольника», навыки вычисления периметра треугольника.

  1. Рассмотрите рисунок. Назовите геометрические фигуры, изображённые на рисунке.

а) Как называются все фигуры, изображённые на рисунках 1, 3, 5, 7, 4?

б) Как называются все фигуры, изображённые на рисунках 1, 3, 5, 7?

в) Продолжите высказывание:

Многоугольник – это __________________.

  1. Найдите «лишнюю» фигуру.


  1. Вычислите сумму длин треугольников.


Как называется сумма длин сторон треугольника?

Прочитайте запись: P = 12 см.

  1. Найдите периметр равностороннего треугольника, сторона которого 6 см; 4см; 3 см.

  2. Периметр равностороннего треугольника 12 см. Найдите сторону этого треугольника.

Урок №17

Тема урока: Периметр многоугольника.

Цель урока: Закрепить понятие «периметр» многоугольника. Сформировать навыки нахождения периметра прямоугольника.

  1. Вычислите периметр фигур, изображённых на рисунке.

  1. Решите задачу.

Сад прямоугольной формы огородили забором. Найдите длину забора, если длина сада 7 м, ширина 6 м. Вычислите периметр 3 способами. Какой из перечисленных способов короче?

  1. Сформулируйте правило, как найти периметр прямоугольника.

  2. Вычислите периметры прямоугольников, если их стороны равны:

а) 3 см и 4 см;

б) 7м и 8 м;

в) 2 см 5 мм и 3 см.

  1. Найдите длину всего плинтуса в комнате, если её длина 6 м, ширина 4 м.


Урок №19

Тема урока: Периметр многоугольника.

Цели урока:




2.Из данных слов выберите те, которыми можно назвать изображенную фигуру





многоугольник, треугольник, квадрат, четырехугольник, прямоугольник, пятиугольник.

3.Сравните фигуры. Что общего у этих фигур? Чем они отличаются?

Вычислите периметры этих фигур. Как можно другими способами вычислить периметр квадрата? Какой из этих способов короче?

4.Сформируйте правило нахождения периметра квадрата.

5.Вычислите периметр квадрата, если его сторона равна

а) 2см; б) 5 м; в) 3 см 8 мм.

6.Найти сторону квадрата, если его периметр 20 м.

Урок № 19

Тема урока: Осевая симметрия.

Цель урока: Сформировать представление о фигурах, симметричных относительно прямой.

Ход урока.

1.Рассмотрите рисунок.



а) Сравните заштрихованную часть фигуры с незаштрихованной.

б) Как называется прямая, которая делит фигуру на две равные части?

2. Назовите предметы, которые можно разделить на две равные части. Сколько можно привести таких примеров?

б) Назовите несимметричные предметы.

3. Сколько осей симметрии можно провести в геометрических фигурах, изображенных на рисунке.


4.Как называются отрезки, являющиеся осью симметрии в равностороннем треугольнике? В круге?

Урок 20

Тема урока: Осевая симметрия. Построение симметричных фигур, относительно прямой.

Цель урока: Сформировать навыки построения фигур, симметричных относительно прямой.

1.Из данных фигур на рисунке назовите фигуры несимметричные относительно прямой.


2. Найдите на рисунке фигуру, в которой неверно проведена ось симметрии.




3.Рассмотрите рисунок.


Какие фигуры изображены на рисунке? Сравните АК и КА1.


Урок 21

Тема урока: Построение фигур, симметричных относительно прямой.

Цель урока: Закрепить навыки построения фигур, симметричных относительно прямой.

1.Рассмотрите рисунок.

Верно ли построены симметричные фигуры? Если нет, то найдите ошибку.

2.Сторона равностороннего треугольника равна 4 см. Чему равна сторона треугольника, симметричная данному относительно прямой?

3. Сторона квадрата равна 3 см. Найдите периметр квадрата, симметричного данному относительно прямой.

4.Рассмотрите рисунок.

ВD – ось симметрии равнобедренного АВС.

Можно ли ещё провести ось симметрии?

Урок № 22

Тема урока: Центральная симметрия.

Цель урока: Сформировать представление о центральной симметрии.

1.Длина отрезка 6 см. Найдите длину отрезка равного половине данного.

2.Длина отрезка АВ=8 см. Найдите длину отрезка СD = ½ АВ.

3.Длина отрезка МК = 7 см. Найдите длину отрезка РN = ½ МК.

4.Рассмотрите рисунок.




Является ли точка О серединой отрезка АС? МN?

5.Продолжите предложение:

Точка О является центром симметрии отрезка, если она _____________ .

Урок № 23

Тема урока: Центральная симметрия.

Цель урока: Сформировать навыки построения центра симметрии отрезка, симметричных отрезков относительно точки.

1.Рассмотрите рисунок.




Назовите точки симметричные относительно центра симметрии О.

2.Рассмотрите рисунок.




Найдите симметричные точки на окружности относительно О.

3.Рассмотрите рисунок.





Найдите точки, симметричные относительно центра симметрии О.

4.Отрезок СД = 5 см. Найдите длину отрезка С1Д1, симметричного данному относительно центра О.

Урок № 24

Тема урока: Отрезок. Сложение и вычитание отрезков.

Цель урока: Повторить определение отрезка, способы его обозначения, закрепить навыки сложения и вычитания отрезков.

1.Рассмотрите рисунок.



а) Назовите виды линий, изображенных на рисунке.

б) Что общего между прямой и лучом? Между прямой и отрезком? Чем они отличаются?

2. Назовите отрезки, изображенные на рисунке.




3. Отрезки: а= 3см в = 2 см. Найдите длину отрезка с = а + в; d = а – в.

4. Отрезки: а = 3 см 5 мм в= 4см 5 мм

Найдите длину отрезка с = а + в; d = в-а.

5.Сформулируйте определение отрезка.

Урок № 25

Тема урока: Масштаб.

Цель урока: Повторить понятийное представление о масштабе. Закрепить навыки нахождения действительных размеров по чертежам и обратного действия.

1.На рисунке изображен план земельного участка прямоугольной формы. Найти размеры изображений, если М 1: 100.



2. Найти действительные размеры предметов, имеющих форму квадрата, если длина изображения 2 м, а М 1: 100, М= 2:1.

3. От Москвы до Ленинграда 651 км. Найти длину отрезка, изображающего это расстояние в М 1: 100.

  1. Длина крылышка мухи 3 мм. Найти длину отрезка, изображающего крылышко в М 3: 1.

Урок № 26

Тема урока: Линии в круге.

Цель урока: Повторить определение радиуса, диаметра, закрепить навыки их вычисления, исходя из длины одного из них.

1.Рассмотрите рисунок.




Назовите радиус окружности, диаметр окружности.

2. Продолжите предложения:

а) Радиусом окружности называется отрезок, соединяющий __________.

б) Диаметром окружности называется отрезок, соединяющий _________.

3. Радиус окружности равен 6 см. Найти диаметр этой окружности.

4. Диаметр окружности равен 5 см. Найти радиус этой окружности.

5. Сколько радиусов и сколько диаметров можно провести в окружности. Что можете сказать о длине каждого из радиусов?

Урок № 27

Тема урока: Линии в круге.

Цель урока: Закрепить понятия радиуса, диаметра, хорды.

1.Рассмотреть рисунок.


Назовите линии в круге. Дайте определение каждой линии.

2. Что общего имеют отрезки АD, АВ и СD. Чем они отличаются?

3. Радиус первой окружности 4 см. Диаметр второй окружности 8 см. Сравните полученные круги.

4.Диаметр окружности 6 см. Чему равна наибольшая хорда этой окружности?

Урок № 28

Тема урока: Взаимное расположение прямых на плоскости.

Цель урока: Повторить определение параллельных и перпендикулярных прямых. Закрепить навыки их построения с помощью прямоугольного треугольника.

1.Рассмотрите рисунок


Как называются прямые, изображенные на рисунке?

2.Прочитайте записи:

АВ // СD; МN // РЕ.

3.Сформулируйте определения:

а) параллельных прямых$

б) перпендикулярных прямых.

4.Сколько прямых можно провести через точку, не лежащую на данной прямой;

а) параллельную данной;

б) перпендикулярную данной.

5.Рассмотрите рисунок.

Назовите параллельные и перпендикулярные стороны прямоугольника.

Урок № 29

Тема урока: Периметр многоугольника.

Цель урока: Повторить формулы вычисления периметра прямоугольника, квадрата.

1.Сформулируйте определение периметра многоугольника.

2.Длина прямоугольного участка земли 7 м, ширина – 8 м. Найти длину забора вокруг данного участка.

3.Сторона квадрата 4 см. Найти периметр данного квадрата.

4.Периметр квадрата 20 см. Найти сторону данного квадрата.

5.Периметр прямоугольника 30 см. Найти его ширину, если длина равна 10 м.

Урок № 30

Тема урока: Симметричные фигуры относительно прямой и точки.

Цель урока: Повторить определения фигур, симметричных относительно прямой и симметричных относительно точки.

1.Рассмотрите рисунок.



Какие из данных фигуры можно разделить на 2 равные части прямой линией?

Как называется такая прямая?

2.Сколько осей симметрии может иметь квадрат, окружность, прямоугольник?

3.Точка О является серединой отрезка АВ. Как можно еще назвать точку О?

4.Являются ли данные квадраты, симметричными относительно прямой l l



  1. Сторона квадрата равна 5 см. Найдите периметр квадрата, симметричного первому относительно прямой



































Литература.

1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика (под ред. Б. П. Пузанова.) Гуманитарный издательский центр "Владос" 2005 г.





2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Издательство "Просвещение" г. Москва

2004 г.

3.О. А. Бибина " Изучение геометрического материала в 5- 6 классах специальной (коррекционной ) образовательной школы VIII вида."

Пособие для учителя – дефектолога. Гуманитарный издательский центр "Владос" 2005 г.



4 Математика 7 класс. Т.В. Алышева . Издательство "Просвещение" 2005г.



5. И. Л. Никольская, Л. И. Тигранова "Гимнастика для ума". Издательство "Просвещение" г. Москва 1997 г.

.

6. Т.И Тарабарина, Н. В. Ёлкина. И учеба, и игра математика. Издательство Академия развития. г. Ярославль 2000 г.



7. Программа для специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Гуманитарный издательский центр "Владос" 2001 г.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Геометрия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Устные упражнения на уроке геометрии.

Автор: Залашкова Ольга Николаевна

Дата: 12.11.2018

Номер свидетельства: 485064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Устные упражнения по геометрии в 7 классе на готовых чертежах "
    ["seo_title"] => string(76) "ustnyie-uprazhnieniia-po-ghieomietrii-v-7-klassie-na-ghotovykh-chiertiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "100201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402371594"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока геометрии на тему "Треугольник""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokaghieomietriinatiemutrieugholnik"
    ["file_id"] => string(6) "299385"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456505518"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок геометрии в 8 классе по теме Площадь прямоугольника"
    ["seo_title"] => string(66) "urok_ghieomietrii_v_8_klassie_po_tiemie_ploshchad_priamoughol_nika"
    ["file_id"] => string(6) "371439"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482167986"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Презентация к уроку геометрии в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-k-uroku-ghieomietrii-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "144466"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418732326"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок геометрии 8 класс "Четырехугольники и их свойства" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-ghieomietrii-8-klass-chietyriekhughol-niki-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "100696"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402389839"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства