Просмотр содержимого документа
«Презентация Для открытого урока по геометрии по теме "Теорема Пифагора"»
«Геометрия владеет
двумя сокровищами:
одно из них – это
теорема Пифагора»
Иоганн Кеплер
Историческая справка
Пифагор – древнегреческий ученый, живший вVIвеке до нашей эры.
Вообще надо заметить, что о жизни и деятельности Пифагора, который умер две с половиной тысячи лет тому назад, нет достоверных сведений. Биографию учёного и его труды приходится реконструировать по произведениям других античных авторов, а они часто противоречат друг другу.
С именем Пифагора связано много важных научных открытий:в географии и астрономии– представление о том, что Земля – шар и что существуют другие, похожие на неё миры;в музыке– зависимость между длиной струны арфы и звуком, который она издаёт;в геометрии– построение правильных многоугольников (один из них пятиконечная звезда – стал символом пифагорейцев).
Венчала геометриютеорема Пифагора, которой посвящён сегодняшний урок.
Но изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы.
Опорное повторение по готовым чертежам
В
Какой треугольник изображён?
(Определите его вид)
Назовите катеты и гипотенузу данного треугольника.
Как найти площадь
Δ АВС?
С
А
На какие два многоугольника разбит данный многоугольник ABCDE?
Каким свойством площадей необходимо воспользоваться, чтобы найти площадь многоугольника ABCDE?
С помощью каких формул можно найти площадь квадрата ABCF и площадь треугольника DFE?
Запишите формулой площадь многоугольника ABCDE.
В С
D
A E
F
Практическая работа
Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми числами).Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях.Возведите все результаты в квадрат, т. е. Узнайте величины a2; b2; c2.Сложите квадраты катетов (a2+ b2) и сравните с квадратом гипотенузы.У всех ли получилось, что a2+ b2= с2?
Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми числами).
Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях.
Возведите все результаты в квадрат, т. е. Узнайте величины a2; b2; c2.
Сложите квадраты катетов (a2+ b2) и сравните с квадратом гипотенузы.
У всех ли получилось, что a2+ b2= с2?
Современная формулировка
теоремы Пифагора
«В прямоугольном
треугольнике квадрат
гипотенузы равен
сумме квадратовкатетов».
Во времена Пифагора формулировка теоремы звучала так:
«Квадрат, построенный на гипотенузе прямо-угольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных накатетах».
Теорема Пифагора
16
9
2
2
2
5 = 4 + 3
25=16+9
25
Площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.
1.
Дано:
Найти: ВС
В
?
6см
С
А
8см
2.
Дано:
Найти: ВС
В
5см
А
?
7см
С
3.
13см
Дано:
Найти:
А
12см
?
B
D
C
Пифагоровы штаны
«Пифагоровы штаны во все стороны равны. Чтобы это доказать, нужно снять и показать», -так поется в одной шутливой песенке. Эти « штаны » показаны на рисунке, где на каждой стороне прямоугольного треугольника АВС во внешнюю сторону построены квадраты. А сам рисунок появился в знаменитой первой книге трактата Евклида «Начала»и был положен ее автором в основу доказательства теоремы Пифагора.
В англоязычных странах ее называют ветряной мельницей, павлиньим хвостом и креслом невесты .
C
A
B
Шаржи к теореме Пифагора(из учебников XVI века)
Пифагоровы тройки
Изучение свойств натуральных чисел привело пифагорейцев к ещё одной «вечной» проблеме теоретической арифметики (теории чисел) — проблеме, ростки которой пробивались задолго до Пифагора в Древнем Египте и Древнем Вавилоне, а общее решение не найдено и поныне. Начнем с задачи, которую в современных терминах можно сформулировать так: решить в натуральных числах неопределенное уравнение
а2+b2=c2.
Сегодня эта задача именуетсязадачей Пифагора,а её решения — тройки натуральных чисел, удовлетворяющих уравнению (а2+b2=c2)— называютсяпифагоровыми тройками.В силу очевидной связи теоремы Пифагора с задачей Пифагора последней можно дать геометрическую формулировку: найти все прямоугольные треугольники с целочисленными катетами а, bи целочисленной гипотенузой c.
Пифагоровы числа обладают рядом интересных особенностей, которые мы перечислим без доказательств:
Один из «катетов» должен быть кратным трём.
Один из «катетов» должен быть кратным четырём.
Одно из пифагоровых чисел должно быть кратно пяти.
Эти тройки можно найти по формулам:b=(a2-1)/2, c=(a2+1)/2.
а
b
3
c
5
4
5
12
6
8
13
7
9
24
10
11
25
40
13
60
41
15
84
61
85
112
17
113
144
19
145
180
21
20
39
181
80
29
89
Найдите неизвестные стороны треугольников.
6
8
4
3
4
3
3
3
3
3
3
2
36
15
1,5
5
из9
21
Землемеры и строители Древнего Египта размечали прямые углы с помощью веревки, разделенной узлами на 12 равных кусков.
Посмотри!
Построение отрезка, длина которого есть иррациональное число. Улитка Архимеда.
«Смотри чертёж».
Догадайтесь сами, как построены отрезки с такими длинами.
Диагональ d квадрата со стороной а можно рассматривать как гипотенузу прямоугольного равнобедренного треугольника с катетом а. Таким образом:
d2=2a², d= a.
Диагональ d прямоугольника со сторонами а и b вычисляется подобно тому, как вычисляется гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами a и b. Мы имеем d²=a²+b² .
d=
В зданиях готического и романского стиля верхние части окон расчленяются каменными ребрами, которые не только играют роль орнамента, но и способствуют прочности окон. На рисунке представлен простой пример такого окна в готическом стиле. Способ построения его очень прост: Из рисунка легко найти центры шести дуг окружностей, радиусы которых равны
1.ширине окна (b) для наружных дуг
2. половине ширины, (b/2) для внутренних дуг
Остается еще полная окружность, касающаяся четырех дуг. Т. к. она заключена между двумя концентрическими окружностями, то ее диаметр равен расстоянию между этими окружностями, т. е. b/2 и, следовательно, радиус равен b/4. А тогда становится ясным и положение ее центра.
В рассмотренном примере радиусы находились без всяких затруднений. В других аналогичных примерах могут потребоваться вычисления; покажем, как применяется в таких задачах теорема Пифагора.
В романской архитектуре часто встречается мотив, представленный на рисунке. Если b по-прежнему обозначает ширину окна, то радиусы полуокружностей будут равны R = b/2 и r= b/4. Радиус p внутренней окружности можно вычислить из прямоугольного треугольника, изображенного на рис. пунктиром. Гипотенуза этого треугольника, проходящая через точку касания окружностей, равна b/4 + p, один катет равен b/4, а другой b/2 - p. По теореме Пифагора имеем:
(b/4 + p)²= (b/4)²+ (b/2 - p)²
или b²/16 + bp/2 + p²= b²/16 +b²/4 - bp + p²,
откуда
bp/2 = b²/4 - bp.
Разделив на b и приводя подобные члены, получим:
(3/2)p = b/4, p = b/6
В конце девятнадцатого века высказывались разнообразные предположения о существовании обитателей Марса подобных человеку, это явилось следствием открытий итальянского астронома Скиапарелли (открыл на Марсе каналы которые долгое время считались исскуственными) и др.
Естественно, что вопрос о том, можно ли с помощью световых сигналов объясняться с этими гипотетическими существами, вызвал оживленную дискуссию. Парижской академией наук была даже установлена премия в 100000 франков тому, кто первый установит связь с каким-нибудь обитателем другого небесного тела; эта премия все еще ждет счастливца. В шутку, хотя и не совсем безосновательно , было решено передать обитателям Марса сигнал в виде теоремы Пифагора.
Неизвестно, как это сделать; но для всех очевидно, что математический факт, выражаемый теоремой Пифагора имеет место всюду и поэтому похожие на нас обитатели другого мира должны понять такой сигнал.
НАЗАД
И. Дырченко
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим —
И таким простым путем
К результату мы придем.
ОтеоремеПифагора
Пребудет вечной истина, как скоро Все познает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далекий век. Обильно было жертвоприношенье Богам от Пифагора. Сто быков Он отдал на закланье и сожженье За света луч, пришедший с облаков. Поэтому всегда с тех самых пор, Чуть истина рождается на свет, Быки ревут, ее почуя, вслед. Они не в силах свету помешать, А могут лишь закрыв глаза дрожать От страха, что вселил в них Пифагор.
A.Шамиссо
Над озером тихим
С полфута размером
Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко,
И ветер порывом
Отнёс его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашёл же рыбак его
Ранней весною
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
“Как озера вода здесь глубока?”
Какова глубина в современных единицахдлины (1 фут приближённоравен 0,3 м) ?
Решение.
Выполним чертёж к задаче и обозначим глубину озера АС =Х, тогда AD = AB = Х + 0,5 .
Из треугольника ACB по теореме Пифагора имеем AB2– AC2= BC2,
(Х + 0,5)2– Х2= 22,
Х2+ Х + 0,25 – Х2= 4,
Х = 3,75.
Таким образом, глубина озера составляет 3,75 фута.
3, 75 • 0,3 = 1,125 (м)
Ответ: 3,75 фута или 1, 125 м.
На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой с теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река в четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки, осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?
Решение.
Пусть CD – высота ствола.
BD = АВ
По теореме Пифагора имеем АВ = 5 .
CD = CB + BD,
CD = 3 + 5 =8.
Ответ: 8 футов.
Задача Бхаскары
На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой – 20 локтей. Расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли её одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?
Решение
Итак, в треугольнике АDВ: АВ2=ВD2+АD2
АВ2=302+Х2
АВ2=900+Х2;
в треугольнике АЕС: АС2= СЕ2+АЕ2
АС2=202+(50 – Х)2
АС2=400+2500 – 100Х+Х2
АС2=2900 – 100Х+Х2.
Но АВ=АС, так как обе птицы пролетели эти расстояния за одинаковое время.
Поэтому АВ2=АС2,
900+Х2=2900 – 100Х+Х2,
100Х=2000,
Х=20,
АD=20.
Значит, рыба была на расстоянии 20 локтей от большой пальмы.
Ответ: 20 локтей.
"Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать."
"Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его.
Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша? "
Д
Е
40 м
20 м
К
Х
В
А
100 м
1 Пифагор родился на острове:
а).Родос
б)Крит
в)Мадагаскар
г)Самос
а).Родос б)Крит в)Мадагаскар г)Самос
3. Выберите верное равенство для данного треугольника:
Статуя формой своей хороша, А человека украсят дела.
Шуткой беседу укрась, освети. Шутка, что соль. Лишь не пересоли…
Лучше молчи, ну, а коль говоришь, Пусть будет лучше, чем то, что молчишь.
Если ты в гневе, не смей говорить! Действовать резко и злобу сорить.
Пред тем, как станешь говорить, пусть мысль созреет Под языком твоим. Созревшая - все смеет.
Память.
Памятник Пифагору находится в порту города Пифагория и напоминает всем о теореме Пифагора, наиболее известном его открытии. Катет, лежащий в основании треугольника - мраморный , гипотенуза и фигура самого Пифагора в виде второго катета - медные.