Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку геометрии по теме "Теорема Пифагора" (8 класс)»
Вопросы
Что изображено?
Как называются стороны АС и ВС?
Чему равна площадь этого треугольника?
Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?
A
с
b
А +В = 90°
B
a
C
2
Докажите, что треугольники равны.
B
A 1
C 1
A
C
B 1
3
C
B
D
A
E
S ABCDE = S ABC + S ADC + S ADE
3
3
В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 20 °. Найдите второй острый угол.
Один из катетов прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, острые углы равны: а) 60° и 30°; б) по 45°; в) однозначно определить нельзя.
5км
12км
Научиться находить неизвестную сторону прямоугольного треугольника
N
С
В
М
L
с
а
Д
А
K
в
3
Теорема Пифагора
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
c ²=a²+b²
с
а
b
12
Пифагор Самосский
о. Самос
Пифагор Самосский
Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии.
«Ослиный мост»
Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum «ослиный мост» или elefuga - «бегство убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии.
Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.
Предполагают, что во времена Пифагора теорема звучала по-другому:
«Площадь квадрата,
построенного на
гипотенузе
прямоугольного
треугольника,
равна сумме
площадей квадратов,
построенных на его
катетах».
Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее так же “ветряной мельницей”, составляли стихи вроде “Пифагоровы штаны на все стороны равны”, рисовали карикатуры.
Шаржи из учебника XVI века
Ученический шарж XIX века
Для прямоугольных треугольников составить равенства, выражающие зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, по теореме Пифагора.
АВСD – ромб
В
ВС2= ВО2+ ОС2
АВ2=АО2+ ОВ2
О
С
А
DC2= DO2+ OC2
АD2= DO2+ OA2
D
18
Для прямоугольных треугольников составить равенства, выражающие зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, по теореме Пифагора.
С
СК2+ МК2= МС2
МР2+ РС2= МС2
К
Р
КВ2+ КМ2= МВ2
А
В
М
АР2+ РМ2= МА2
18
Для прямоугольных треугольников составить равенства, выражающие зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, по теореме Пифагора.
АВСD – ромб
В
АВ2=АО2+ ОВ2
DC2= DO2+ OC2
АD2= DO2+ OA2
О
С
А
ВС2= ВО2+ ОС2
D
20
Для прямоугольных треугольников составить равенства, выражающие зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, по теореме Пифагора.
С
МР2+ РС2= МС2
КВ2+ КМ2= МВ2
АР2+ РМ2= МА2
К
СК2+ МК2= МС2
Р
А
М
В
20
№ 483
Дано: ∆АВС, С=90º, а=6, b=8
Найти: с.
Решение:
А
∆ АВС – прямоугольный с гипотенузой АВ.
По теореме Пифагора АВ²=АС²+ВС²
с²=а²+b²
с²=6²+8²
с²=36+64
с²=100
c=10
Ответ: 10
?
8
6
В
С
№483
с²=а2+ b2
А
а
c
b
6
8
10
5
√ 61
6
с
в
8
с=√а2+ b2
а
В
С
№484
с²=а2+ b2
c
b
а
5
12
13
А
13² =122+b2
169=144 + b2
√ 48
12
2b
b2=169-144= 25
3b
2
b = 5
Запишем формулы для нахождения катетов прямоугольного треугольника:
с
в
4b²=122+b2
а2+b2=c²
3b²=144
а2=c²-b²
b²=48
а=√c²-b²
а
В
С
b= √ 48
b2=c²-a²
b=√c²-a²
Провести самооценку собственной учебной деятельности по таблице