Просмотр содержимого документа
«Зональность в природе и жизни людей.»
Урок 49. Зональность в природе и жизни людей
Цели урока:
• Сформировать понятия «природная зона», «природно-хозяйственная зона». • Раскрыть связь между природной зоной и хозяйственной деятельностью людей. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе. Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России», «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России». Способы действия учащихся: проанализировать карты (рис. 76, 77, 79, учебника, Таблица 10 Приложения), выполнить задания Практикума. Ценностный компонент урока: вклад А. Гумбольдта, В. В. Докучаева, Л. С. Берга в изучение зональности, зональность в природе и жизни людей.
Ход работы.
Орг. Момент.
Проверка д/з.
III.Изучение нового материала: --- Проблемный вопрос «Что вы знаете о зональности? Какие компоненты природы зональны?»
Читаем статью на странице 2010 – 2011
Вывод: В пределах географических поясов выделяют природные зоны.
Учитель - впервые эту закономерность выявил Александр Гумбольдт — великий немецкий естествоиспытатель. Он установил закономерности в изменении климата и растительности.
В. В. Докучаев, открывший закон широтной зональности как общий закон природы, Л. С. Берг, изучавший особенности природных зон (ландшафтов).
Вывод: Каждая территория имеет свой неповторимый облик (ландшафт),
Проблемный вопрс: Какие факторы являются главными в формировании природных зон?
Ответ на этот вопрос поможет получить текст на с. 210—211 учебника. Здесь же учащиеся знакомятся с определением понятия природная зона.
Вывод : природная зона охватывает значительные пространства со сходными природными условиями и имеет собственный набор компонентов (почва, растительность, животный мир), которые формируются в зависимости от сочетания тепла и влаги. Определяющим фактором при формировании природных зон является климат. От него зависят другие компоненты. Изменение климата приводит к изменению других компонентов природной зоны. На доске можно начертить схему влияния климата на природные компоненты внутри природных зон.
Схема 26
По карте (рис. 76 на с. 210 учебника) определить, какие природные зоны находятся на территории России, какие природные зоны занимают большие площади, и называют их.
Практическая работа используя рис 76 страница 210 распределить распространение природных зон с севера на юг
Рисуем таблицу (которую будем заполнять при изучении всей темы)
Название природной зоны.
Характер увлажнения.
Тепловой режим.
Арктические пустыни.
Тундра.
Лесотундра.
Тайга.
Смешанные леса.
Широколиственные леса.
Лесостепи.
Степи.
Полупустыни.
Пустыни.
Субтропики.
Области высотной поясности.
ВЫВОД: В целом размещение природных зон на территории России подчиняется закону широтной географической зональности (смена природных компонентов при движении от экватора к полюсам вслед за изменением климата).
Используя Таблицу №10 в приложении рис 76 и 77 страница 210-211,используя рубрику Шаг за шагом( выполнить практическое задание)
Заполнить в таблице колонку: Характер увлажнения и теплового режима и сравнить по зонам.
- Сформулировать ограничения для ведения С.Х.
- сравнить структуру сельскохозяйственных угодий и проследить ее связь со специализацией С.Х.
- Установить , в каких зонах расположены крупнейшие города России?
Вывод: Природно-хозяйственная зона, т. е. природная зона, в которой население занимается хозяйственной деятельностью.
Закрепление:
По карте (рис. 77 на с. 211 учебника) установить, природно-хозяйственные зоны.
Какие природно – хозяйственные зоны хорошо освоены человеком. (Почему вы так считаете?)
Учитель – Однако, климат в пределах России изменяется в направлении не только с севера на юг, но и с запада на восток, поэтому отдельные зоны не образуют сплошных полос, а представлены только в европейской части страны (например, полупустыни). Кроме того, широтное расположение зон нарушается областями высотной поясности.
IV. Закрепление.: 1. Что называется природной зоной?
2. Какие природные зоны располагаются на территории России? 3. Почему вместе с понятием «природная зона» используется понятие «природно-хозяйственная зона»?
Оценочный этап урока
V. Д/з.: 1) изучить § 45; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 2—4, 10;