kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почвы и земельные ресурсы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: Почвы и земельные ресурсы.

Цель:

1.Показать научный подвиг и значение работ В.В.Докучаева.

2. Сформировать знания о почвах, как особом природном теле.

3. Раскрыть значение почв в природе и жизни людей.

4. Продолжить формирование экологического мышления, чувства ответственного отношения к почвам, как к уникальному и бесценному дару природы, развивать стремление участвовать в мероприятиях по охране почвы.

 

Средства обучения:

Карта «Почвы России», атласы по географии, стенд «Земля-любовь моя», таблицы «Основные типы почв», гербарий злаковых растений ( рожь, лён, ячмень, пшеница и т.д.), пословицы, портрет В.В.Докучаева, стол с булочками, каравай, рушник.

 

Тип урока: познавательная экскурсия-практикум.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя.

Звучит музыка Френкеля «Русское поле»

Сегодня у нас необычный урок. Урок экскурсия. Он посвящён великому русскому ученому, основателю почвоведения В.В.Докучаеву. Мы не только подробно познакомимся с его работами, но и, используя эти данные, научимся характеризовать почвы. По ходу урока составим краткий конспект в виде таблицы.

  1. Проверка домашнего задания.

Итак ,представьте ,что мы с вами находимся в музее почв. Перед вами иллюстрация к сказке о дождевом черве по имени Кузя. После чтения сказки я вам задам вопросы по рядам. В результате самый внимательный ряд окажется победителем.

Фронтальный опрос:

  1. Что такое почва

  2. Как называется самая плодородная почва

  3. Что это за тёмный слой, из которого при горении выделяется неприятный запах

  4. Из чего состоит почва

  5. Какие живые организмы обитают в почве

  6. В какой почве жил Кузя раньше

  7. Какие удобрения вносят в дерново-подзолистую почву

  8. Какое растение хорошо растёт в чернозёмной почве

Подведение итогов.

  1. Изучение новой темы

Теперь перейдём к следующему экспонату. Это портрет В.В.Докучаева. О нём нам расскажет экскурсовод……………..

Откройте тетради, запишите число, тему урока. Перед вами таблица.

Внимательно посмотрите на почвенную карту в атласе. Назовите, какие есть почвы в нашей стране.

Используя иллюстрацию «Почвенно-климатическая зональность по Докучаеву» назовите основные типы почв.

Рассказ учителя о типах почв, их характеристика

  1. Тудрово-глеевая , ей соответствует зона тундр. Она проморожена, деструктирована. Запишите.

-Можно ли заниматься земледелием на такой почве. Почему.

 

Дерново-подзолистая- зона тайги.

Откройте учебник на странице 121. Найдите абзац «Почвы подзолистого типа…»

Прочитайте, и ответе на вопросы:

  1. Какие растения растут под пологом леса в тайге.

  2. Какой климат в этой природной зоне.

  3. За счёт чего образуются питательные вещества в почве.

Итог: Питательных веществ в почве мало, да и те вымываются, поэтому гумусовый слой здесь 15-20 см. В.В. Докучаев пишет об этих почвах «Они пылевидные в сухую погоду и тяжёлые глины- в дожди. Почвы требуют ежегодного внесения удобрений и дают хорошие урожаи ржи и льна.

Запишите это в таблицу.

Следующая зона-зона широколиственных лесов. В широколиственных лесах увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, сквозное промывание происходит весной. В этих условиях возрастает накопление гумуса и образуются серые лесные почвы. На такой почве произрастают ячмень, овёс, рожь.

-Почему эти почвы плодороднее.

Разнотравно- типчаково-ковыльные степи. Здесь чернозёмные почвы. О них нам расскажет………………..

( Заслушивание сообщения о чернозёме)

-Что происходит каждый год с огромной массой травянистой растительности в степи.

Посмотрите на рис. 83 на странице 119.

-Какая почва изображена на почвенном профиле. ( каштановая)

Каштановая почва преобладает в зоне типчаково-полынных степей. Климат более сухой. Здесь произрастает яровая пшеница.

Серые и бурые почвы, солонцы характерны для пустынь и полупустынь.

  1. Самостоятельная работа.

Прочитайте абзац на стр.121 со слов «В Прикаспийской низменности….».

Заполните последнюю строку самостоятельно.

- Что можно сказать о плодородии таких почв.

-При каких условиях здесь возможно земледелие

Итак таблица заполнена, подведём итог нашей работе.

-От каких факторов зависит плодородие почвы.

Есть ещё один фактор, который влияет на плодородие почв. Это деятельность человека.

-В чём проявляется деятельность человека на почву.

-Можно ли подойти к этому вопросу однозначно.

Теперь мы перешли к выставке «Земля- любовь моя»

Ученик: Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок свято дело- вырастить хлеб.

Выходит учащаяся в национальном русском костюме и с караваем на рушнике и читает стихотворение:

***

Каравай земли и неба

На твоём столе-

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом света

Строен и высок

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

 

-Объясните как вы понимаете пословицу:

«Земля- матушка, а хлеб-батюшка.» (Ответы ребят)

Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит её можно убить.

Он уже более ста лет назад увидел негативное влияние человека на почвы и выявил деградации земли.

Запишите в тетради причины деградации земли по Докучаеву:

  1. Истощение земли возделыванием одних и тех же культур.

  2. Снижение плодородия почвы из-за сева с/ х культур без учёта свойств почвы.

  3. Нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием.

  4. Сведение лесов.

  5. Распашка берегов рек.

Докучаев не только выявил причины падения плодородия почвы, но разработал и внедрил методы защиты почв. Перечислим их.

1.Насаждение лесополос в степи.

2. Укрепление оврагов, посадка лесов.

3.Устройство лесов, платин.

4. Регулирование стока рек.

5. Снегозадержание.

6. Расчистка ключей и колодцев.

Таким образом, проводя экологические мероприятия, вы являетесь продолжителями дела Докучаева.

  1. Закрепление и обобщение пройденного материала

  1. Каково значение работ Докучаева?

  2. В чем суть теории почвенно-климатической зональности по Докучаеву?

  3. Назовите причины деградации и методы защиты почв.

  1. Итог

На этом наша экскурсия завершена. Если понравилась она вам то поднимите руки.

  1. Дома: параграф 19 с.120-125 в. 1,2.

На контурную карту нанести типы почв

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почвы и земельные ресурсы »

Муниципальное казенное учреждение

«Замзорская средняя общеобразовательная школа»










Урок-экскурсия


«Почвы и земельные ресурсы»


























Учитель: Краснопевцева С.М.








2014 г.


Тема: Почвы и земельные ресурсы.

Цель:

1.Показать научный подвиг и значение работ В.В.Докучаева.

2. Сформировать знания о почвах, как особом природном теле.

3. Раскрыть значение почв в природе и жизни людей.

4. Продолжить формирование экологического мышления, чувства ответственного отношения к почвам, как к уникальному и бесценному дару природы, развивать стремление участвовать в мероприятиях по охране почвы.


Средства обучения:

Карта «Почвы России», атласы по географии, стенд «Земля-любовь моя», таблицы «Основные типы почв», гербарий злаковых растений ( рожь, лён, ячмень, пшеница и т.д.), пословицы, портрет В.В.Докучаева, стол с булочками, каравай, рушник.


Тип урока: познавательная экскурсия-практикум.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя.

Звучит музыка Френкеля «Русское поле»

Сегодня у нас необычный урок. Урок экскурсия. Он посвящён великому русскому ученому, основателю почвоведения В.В.Докучаеву. Мы не только подробно познакомимся с его работами, но и, используя эти данные, научимся характеризовать почвы. По ходу урока составим краткий конспект в виде таблицы.

  1. Проверка домашнего задания.

Итак ,представьте ,что мы с вами находимся в музее почв. Перед вами иллюстрация к сказке о дождевом черве по имени Кузя. После чтения сказки я вам задам вопросы по рядам. В результате самый внимательный ряд окажется победителем.

Фронтальный опрос:

  1. Что такое почва

  2. Как называется самая плодородная почва

  3. Что это за тёмный слой, из которого при горении выделяется неприятный запах

  4. Из чего состоит почва

  5. Какие живые организмы обитают в почве

  6. В какой почве жил Кузя раньше

  7. Какие удобрения вносят в дерново-подзолистую почву

  8. Какое растение хорошо растёт в чернозёмной почве

Подведение итогов.

  1. Изучение новой темы

Теперь перейдём к следующему экспонату. Это портрет В.В.Докучаева. О нём нам расскажет экскурсовод……………..

Откройте тетради, запишите число, тему урока. Перед вами таблица.

Внимательно посмотрите на почвенную карту в атласе. Назовите, какие есть почвы в нашей стране.

Используя иллюстрацию «Почвенно-климатическая зональность по Докучаеву» назовите основные типы почв.

Рассказ учителя о типах почв, их характеристика

  1. Тудрово-глеевая , ей соответствует зона тундр. Она проморожена, деструктирована. Запишите.

-Можно ли заниматься земледелием на такой почве. Почему.


Дерново-подзолистая- зона тайги.

Откройте учебник на странице 121. Найдите абзац «Почвы подзолистого типа…»

Прочитайте, и ответе на вопросы:

  1. Какие растения растут под пологом леса в тайге.

  2. Какой климат в этой природной зоне.

  3. За счёт чего образуются питательные вещества в почве.

Итог: Питательных веществ в почве мало, да и те вымываются, поэтому гумусовый слой здесь 15-20 см. В.В. Докучаев пишет об этих почвах «Они пылевидные в сухую погоду и тяжёлые глины- в дожди. Почвы требуют ежегодного внесения удобрений и дают хорошие урожаи ржи и льна.

Запишите это в таблицу.

Следующая зона-зона широколиственных лесов. В широколиственных лесах увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, сквозное промывание происходит весной. В этих условиях возрастает накопление гумуса и образуются серые лесные почвы. На такой почве произрастают ячмень, овёс, рожь.

-Почему эти почвы плодороднее.

Разнотравно- типчаково-ковыльные степи. Здесь чернозёмные почвы. О них нам расскажет………………..

( Заслушивание сообщения о чернозёме)

-Что происходит каждый год с огромной массой травянистой растительности в степи.

Посмотрите на рис. 83 на странице 119.

-Какая почва изображена на почвенном профиле. ( каштановая)

Каштановая почва преобладает в зоне типчаково-полынных степей. Климат более сухой. Здесь произрастает яровая пшеница.

Серые и бурые почвы, солонцы характерны для пустынь и полупустынь.

  1. Самостоятельная работа.

Прочитайте абзац на стр.121 со слов «В Прикаспийской низменности….».

Заполните последнюю строку самостоятельно.

- Что можно сказать о плодородии таких почв.

-При каких условиях здесь возможно земледелие

Итак таблица заполнена, подведём итог нашей работе.

-От каких факторов зависит плодородие почвы.

Есть ещё один фактор, который влияет на плодородие почв. Это деятельность человека.

-В чём проявляется деятельность человека на почву.

-Можно ли подойти к этому вопросу однозначно.

Теперь мы перешли к выставке «Земля- любовь моя»

Ученик: Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок свято дело- вырастить хлеб.

Выходит учащаяся в национальном русском костюме и с караваем на рушнике и читает стихотворение:

***

Каравай земли и неба

На твоём столе-

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом света

Строен и высок

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.


-Объясните как вы понимаете пословицу:

«Земля- матушка, а хлеб-батюшка.» (Ответы ребят)

Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит её можно убить.

Он уже более ста лет назад увидел негативное влияние человека на почвы и выявил деградации земли.

Запишите в тетради причины деградации земли по Докучаеву:

  1. Истощение земли возделыванием одних и тех же культур.

  2. Снижение плодородия почвы из-за сева с/ х культур без учёта свойств почвы.

  3. Нарушение структуры почвы неправильной вспашкой и боронованием.

  4. Сведение лесов.

  5. Распашка берегов рек.

Докучаев не только выявил причины падения плодородия почвы, но разработал и внедрил методы защиты почв. Перечислим их.

1.Насаждение лесополос в степи.

2. Укрепление оврагов, посадка лесов.

3.Устройство лесов, платин.

4. Регулирование стока рек.

5. Снегозадержание.

6. Расчистка ключей и колодцев.

Таким образом, проводя экологические мероприятия, вы являетесь продолжителями дела Докучаева.

  1. Закрепление и обобщение пройденного материала

  1. Каково значение работ Докучаева?

  2. В чем суть теории почвенно-климатической зональности по Докучаеву?

  3. Назовите причины деградации и методы защиты почв.

  1. Итог

На этом наша экскурсия завершена. Если понравилась она вам то поднимите руки.

  1. Дома: параграф 19 с.120-125 в. 1,2.

На контурную карту нанести типы почв




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Почвы и земельные ресурсы

Автор: Краснопевцева Светлана Михайловна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация для урока "Почва - особое природное тело" "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-dlia-uroka-pochva-osoboie-prirodnoie-tielo"
    ["file_id"] => string(6) "173093"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423923624"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок Географии 8 класс по теме « Образование почв и их разнообразие» "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-gieoghrafii-8-klass-po-tiemie-obrazovaniie-pochv-i-ikh-raznoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "144087"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418652996"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок Географии 8 класс по теме « Почва- особое природное тело.» "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-gieoghrafii-8-klass-po-tiemie-pochva-osoboie-prirodnoie-tielo"
    ["file_id"] => string(6) "144093"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418653336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Проектная работа на тему "Почва и её значение" "
    ["seo_title"] => string(53) "proiektnaia-rabota-na-tiemu-pochva-i-ieio-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "144635"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418753788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Разработка урока на тему "Зональная характеристика и диагностика типов почв Казахстана. Черноземная зона.""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_na_temu_zonalnaia_kharakteristika_i_diagnostika_tipov_pochv_kaz"
    ["file_id"] => string(6) "593414"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638560570"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства