kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Географические пояса и природные зоны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Географические пояса и природные зоны.

Цель:

Образовательная: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.

Развивающая: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон

Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру

Ход урока

1.Организационный момент (психологический настрой учащихся)

2.Ориентировочно-мотивационный этап ( постановка учебной задачи)

Наше путешествие мы начнём с географической разминки.

  1. Давайте вспомним, что называется природный комплекс?
  2. Приведите по 3 примера ПК и АПК
  3. Что такое географическая оболочка
  4. Из чего состоит географическая оболочка
  5. Какую роль географическая оболочка в жизни людей
  6. Что бы было если бы географическая оболочка исчезла
  7. Относятся ли птицы к географической оболочке

4. Изучение нового материала

– Почему в нашей местности не растут бананы?
– Что такое климат?
– Сколько на Земле климатических поясов?

- Ребята, везде ли на земном шаре природа одинакова? Почему?

(Из-за распределения солнечных лучей)

- Да и в самом деле шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко. Чем дальше от экватора, тем под большим углом лучи достигают земной поверхности и, следовательно, меньше тепловой энергии приходится на единицу площади.

      Вспомните, что такое  зональность?

На экваторе и вблизи него расположен пояс влажных экваториальных и субэкваториальных лесов (от лат. sub — под), к северу и югу от него, сменяя друг друга, протянулись пояса тропиков и субтропиков с лесами, пустынями и саваннами, умеренный пояс со степями, лесостепями и лесами, далее простираются безлесные пространства тундры, и, наконец, у полюсов располагаются полярные пустыни.

  Но поверхность суши Земли в разных местах получает не только разное количество солнечной энергии, но имеет и множество дополнительных непохожих условий - например, удалённость от океанов, неровности рельефа (горные системы или равнины) и, наконец, неодинаковую высоту над уровнем моря. Каждое их этих условий сильно влияет на природные особенности Земли.

     Природные зоны – это природный комплекс с однородными температурами, увлажнением  и почвами, где вырастают соответствующие им виды растений и поселяются соответствующие животные. Называется природная зона по типу растительности. Например, тайга, широколиственные леса.

Эти зоны во многом определяют и условия жизни Земли. 

Основная причина неоднородности географической оболочки — неравномерное перераспределение солнечного тепла на поверхности Земли.

   Сегодня на уроке мы будем говорить не только о том, что климат влияет на количество видов, обитающих в разных природных зонах, но и том, как животные и растения приспособились к этим внешним условиям среды. Для этого мы совершим путешествие по всем основным природным зонам Земли.

Природные зоны

Климат

Растительный мир

Животный мир

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Географические пояса и природные зоны. »

Географические пояса и природные зоны.

Цель:

Образовательная: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.

Развивающая: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон

Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру

Ход урока

1.Организационный момент (психологический настрой учащихся)

2.Ориентировочно-мотивационный этап ( постановка учебной задачи)

Наше путешествие мы начнём с географической разминки.

  1. Давайте вспомним, что называется природный комплекс?

  2. Приведите по 3 примера ПК и АПК

  3. Что такое географическая оболочка

  4. Из чего состоит географическая оболочка

  5. Какую роль географическая оболочка в жизни людей

  6. Что бы было если бы географическая оболочка исчезла

  7. Относятся ли птицы к географической оболочке

4. Изучение нового материала

– Почему в нашей местности не растут бананы?
– Что такое климат?
– Сколько на Земле климатических поясов?

- Ребята, везде ли на земном шаре природа одинакова? Почему?

(Из-за распределения солнечных лучей)

- Да и в самом деле шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко. Чем дальше от экватора, тем под большим углом лучи достигают земной поверхности и, следовательно, меньше тепловой энергии приходится на единицу площади.

      Вспомните, что такое  зональность?

На экваторе и вблизи него расположен пояс влажных экваториальных и субэкваториальных лесов (от лат. sub — под), к северу и югу от него, сменяя друг друга, протянулись пояса тропиков и субтропиков с лесами, пустынями и саваннами, умеренный пояс со степями, лесостепями и лесами, далее простираются безлесные пространства тундры, и, наконец, у полюсов располагаются полярные пустыни.

  Но поверхность суши Земли в разных местах получает не только разное количество солнечной энергии, но имеет и множество дополнительных непохожих условий - например, удалённость от океанов, неровности рельефа (горные системы или равнины) и, наконец, неодинаковую высоту над уровнем моря. Каждое их этих условий сильно влияет на природные особенности Земли.

     Природные зоны – это природный комплекс с однородными температурами, увлажнением и почвами, где вырастают соответствующие им виды растений и поселяются соответствующие животные. Называется природная зона по типу растительности. Например, тайга, широколиственные леса.

Эти зоны во многом определяют и условия жизни Земли. 

Основная причина неоднородности географической оболочки — неравномерное перераспределение солнечного тепла на поверхности Земли.

   Сегодня на уроке мы будем говорить не только о том, что климат влияет на количество видов, обитающих в разных природных зонах, но и том, как животные и растения приспособились к этим внешним условиям среды. Для этого мы совершим путешествие по всем основным природным зонам Земли.


Природные зоны

Климат

Растительный мир

Животный мир

Степь

 

 

 

Пустыня

 

 

 

Лес

 

 

 

Тундра

 

 

 

Ледяная пустыня




Итак, отправляемся в своеобразное путешествие по природным зонам.

Учитель географии рассказывает  об особенностях размещения, климате, рельефе, почвах. Учитель биологии о растениях и животных и об их  приспособлениях.

Арктические пустыни

Учитель географии. Полярные пояса. Здесь очень холодная, суровая зима, холодное лето. Недостаток тепла, почва заболочена, местами встречается многолетняя мерзлота. У полюсов, где климат самый суровый, возникают материковые льды (как в Антарктиде) или морские льды (как в Арктике).

Учитель биологии. Растительность отсутствует или представлена мхами и лишайниками.

  Весной в Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах. Эти птицы отлично плавают, ныряют, летают. Самым крупным хищником является белый медведь. Толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки.

Тундра.

   Учитель географии. Тундра расположена над мерзлыми грунтами, которые оттаивают летом лишь на 0,5-2 м. Вечная мерзлота охлаждает почву, а, значит, и воздух. Снежный покров тонкий, который к тому же выдувают сильные ветры. Низкие температуры зимой, лето короткое, не позволяет оттаять почве. Много озер и болот.

  Учитель  биологии.  Тундра красива дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья березки, и ивы.

    В тундре нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, морошка, карликовая березка). Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы растут в тундре выше деревьев.

    Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы. Много перелетных птиц летом.

Зона тайги.

Учитель географии. Обширные пространства Северного полушария в Евразии и Северной Америки заняты хвойными лесами, образующими особую природную зону – тайгу. Она занимает около 10 % всей поверхности суши. Различают светлохвойную тайгу, основу которой составляют различные виды сосен и лиственниц, и темнохвойную тайгу, образованную елью, пихтой и кедровой сосной. Лето в тайге теплое, зима суровая. Возможны заморозки в июне и августе, затяжные дожди, ливни.

Учитель биологии.  Из-за суровости климата условия жизни в тайге сложны. Но таежные животные хорошо приспособлены к ним. У многих зверей зимой отрастает густой и длинный мех. А снежный покров для некоторых животных служит хорошим убежищем, в нем они устраивают временные жилища. Например, заяц-беляк и тетерев ночуют, зарывшись в снег, а в сильные морозы, метели остаются там и на день. 
Глубокий и рыхлый снежный покров в тайге затрудняет передвижение животных. Однако многие звери и к этому приспособились. У зайца-беляка, рыси и росомахи широкие лапы. Кроме того, зимой на лапах у них вырастают длинные жесткие волосы, и они ходят по снегу не проваливаясь. Своеобразны приспособления к жизни в тайге и у некоторых птиц. Например, у глухаря и рябчика пальцы оторочены роговидной бахромой. На зиму эта бахрома отрастает и помогает птицам удерживаться на обледенелых ветвях деревьев. 
Черты приспособленности деревьев к жизни в тайге: листья-хвоинки, которые сменяются постепенно (малая поверхность, малое количество устьиц, покрыты восковым налетом – все это уменьшает испарение воды); ветви – упругие и гибкие, это позволяет противостоять тяжести снега зимой; сравнительно медленный рост; хорошая всхожесть семян.

Широколиственные  леса

Учитель географии. В зоне широколиственных лесов более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима.

     В широколиственных лесах деревья стоят реже, чем в тайге. Поэтому сюда попадает много света и образуется густой подлесок из молодых деревьев и кустарников. Широколиственные леса образуют дуб, граб, бук, липа, клены и ясени. Под их пологом растут лещина, жимолость, бузина и разнообразные травы, многие из которых зацветают ранней весной еще до распускания листьев на деревьях.

     В широколиственных лесах живет большое количество диких копытных – зубр, косуля, олень, кабан. Кроме них здесь обитают заяц, лиса, волк, бурый медведь. Среди птиц характерны сойка, кукушка, сова неясыть, а из насекомых – украшение этих лесов – жук – олень.

Степь

   Учитель географии.      Степь. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина. Она кажется, в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Лишь в северной ее части растут ярко цветущие растения разнотравья. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна в степи длится не долго – 2-3 недели. Это время между снежным покровом и засушливым летом. Лето в степи продолжительное и теплое. Осадков выпадает мало. Почвы степей обладают высоким плодородием. Опасные природные явления степей – это засуха. Суховеи – горячие сухие ветры, иссушающие почву. Пыльные бури, причиной которых является распашка степей

 Учитель биологии.  Это то время, когда появляются в степи растения – эфемеры: тюльпаны, ирисы, пионы и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений – луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода.

       Большинство копытных, встречающихся в степях, обладают острым зрением и способны к быстрому и длительному бегу. Это, прежде всего различные антилопы – сайгаки и дерены. Живущие в степях грызуны – суслики и сурки – строят сложно устроенные норы, порой напоминающие миниатюрные города. Характерными птицами степей являются дрофа, степной орел и степной жаворонок. Встречаются в степях и хищные звери, такие, как степная лисица – корсак и степная кошка – манул.

А как вы думаете, почему у растений степи длинные разветвленные корни, маленькие опущенные листья?

Пустыня

  Учитель географии.    Природная зона пустынь расположена к югу от степей. Пустыня – это солнце и тепло. Осадков здесь выпадает меньше, чем в степях, а испарение больше. Лето жаркое, а следовательно, испарение с поверхности почвы вызывает перемещение в верхние горизонты солей и приводит к засолению почв. Растительность не образует сплошного покрова, как в степи. В пустыне ночью температура резко понижается. Очень приятны прохладные летние вечера и ночью.  Прохлада конечно относительна. Если днем температура 35 – 40 градусов, то вечером она понижается до25 градусов, а ночью до 18 градусов.  

    Учитель биологии.  Растения пустынь имеют длинные корни, мелкие листья, нередко превращенные в колючки. В песчаных пустынях Средней Азии растут саксаул, песчаная акация, верблюжья колючка.

     Живущие в пустыне животные способны не только быстро перемещаться по разогретому  грунту, но и по долгу обходиться без воды. Это, прежде всего ящерицы, змеи и черепахи, а также насекомые, фаланги и скорпионы. Многие животные активны ночью, когда спадает дневная жара. Среди них различные грызуны – тушканчики и песчанки, а также охотящиеся на них хищники – гиена, каракал, и лисица – фенек. Среди копытных в пустынях обитают джейраны, верблюды.

   Вспомните, какие приспособления имеют обитатели пустыни? Почему у многих растений длинные корни?

Саванна  

     Учитель географии.  Между тропическими лесами и пустынями Африки располагаются саванны.

Учитель биологии. Характерной чертой растительного ландшафта саванны являются разбросанные повсюду небольшие группы деревьев или одиноко стоящих деревьев на фоне густого травянистого покрова, состоящего, главным образом, из различных злаков. Лето в саванне теплое и влажное, зима жаркая и сухая.  У растений  имеются приспособления.   Например, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй. Акация имеет широкую плоскую крону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания.

     Среди саванных трав преобладают злаки, такие, как слоновая трава, а из деревьев чаще всего встречаются баобаб и зонтиковидная акация.

     А Африканской саванне встречается большое количество крупных травоядных животных – антилопы, зебры, жирафы, буйволы, слоны. На них охотятся различные хищники – львы, гепарды, пятнистые гиены.    

Влажный тропический лес.

 Учитель географии.    В экваториальной зоне Африки, Индонезии и Южной Америки находятся области влажных вечнозеленых лесов.  

   Учитель биологии.   Здесь  деревья – великаны, точно колонны, подпирающие небесный свод. У них дисковидные корни – подпорки, отходящие от ствола. Они придают устойчивость дереву – великану. Встречается много деревьев с ходульными корнями, напоминающими лапы огромных пауков. Ходульные корни начинаются на высоте 2-3 метра и тоже служат для поддержания дерева. Стволы деревьев покрыты эпифитами – мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой, и питание получают из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Стволы деревьев перевиты лианами.

     В зоне влажных экваториальных лесов влажно и тепло. В этих лесах нет снега, не бывает холода и засухи, т. е. неблагоприятных условий, которые вызывали бы листопад. Учитель биологии. Деревья не сбрасывают листву в течение одного сезона, а делают это равномерно в течение всего года. В лесу всегда сумрачно, у самой поверхности почвы мало растений, потому что все тянутся к свету, а внизу его не хватает.  Крона деревьев раскидистая, находится на вершине ствола. У деревьев нет годичных колец, кора ствола зеленая. Множество лазающих, прыгающих и летающих животных.

  1. Закрепление. Учитель биологии.  А теперь ребята давайте обратим на слайд презентации. Здесь указаны формы приспособлений. Вам необходимо  определить какие приспособления, в каких природных зонах  существуют у  животных и растений

  Необходимо обратить внимание на то, что многие природные зоны мира сильно изменены человеком: леса вырубаются, луга и пашни истощаются. Во всех природных зонах возникают крупные города, прокладываются дорожные трассы, ведется добыча полезных ископаемых. Воздействие человека на природные зоны приводит к  тому, что многие растения и животные находятся под угрозой вымирания.

5.Обобщение.

    На земном шаре обитает огромное число видов растений и животных, распространение которых зависит от многих факторов, но важнейшим из них является распределение тепла и влаги, что создает в разных широтах неодинаковые условия для жизни организмов. Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют природные зоны.

Игра «Узнай меня»

Отгадайте животного и назовите, где он обитает.

Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб амбар, 
Еды в них – на семь суток!   (Верблюд – степь)

Хоть верь – хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.     (Северный олень – тундра)

Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.  (Кит – Крайний Север)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.  (Медведь – тайга)

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.  (Жаворонок – степь)

На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть!  (Волк – лесная зона)

Злее прочих змей бываю,
Но при встрече в рост встаю,
Тут же шею раздуваю,
Знак «опасность» подаю.  (Кобра – пустыня)

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! – 
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица – степь)

Подведение итогов

Д.з Подготовить презентацию об одной любой природной зоне

Выставление оценок





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Географические пояса и природные зоны.

Автор: Гончарова Ирина Юрьевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 211043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) ""Природные зоны Евразии" "
    ["seo_title"] => string(26) "prirodnyie-zony-ievrazii-1"
    ["file_id"] => string(6) "211047"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431533586"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Практическая работа №6 "Составление плана описания и творческая характеристика природной зоны своего края""
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskaia_rabota_6_sostavlieniie_plana_opisaniia_i_tvorchieskaia_kharakt_1"
    ["file_id"] => string(6) "355658"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478360608"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Природные зоны Евразии "
    ["seo_title"] => string(24) "prirodnyie-zony-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "121051"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413873500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Природные зоны "
    ["seo_title"] => string(15) "prirodnyie-zony"
    ["file_id"] => string(6) "121055"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413874595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ :ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ аФРИКИ "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prirodnyie-zony-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "242704"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445523048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства