Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие природы и населения»
Класс 9
Дата: 03. 10.14 год
Тема: Взаимодействие природы и населения
Цель: Сформировать у учащихся понимания взаимодействия природы и населения
Задачи:
1.Выявить взаимодействие природы и человека
2.Определить влияние «грязных» производств на природу и здоровье человека
3.Рассмотреть экологические проблемы, вызванные изменением природных комплексов на примере своей местности
Тип урока: интегрированный
Форма обучения: комбинированная
Технологии обучения: Здоровьесберегающие.
Организационный момент:
Ход урока:
Учитель географии: Завершив тему «Природные ресурсы России», которые в настоящее время востребованы в различных отраслях хозяйства страны, напрашивается вопрос: «Каким образом человек оказывает влияние на природу?»
Ученик: На природу оказывает влияние больше хозяйственная деятельность человека. Например: транспорт загрязняет выхлопными газами атмосферу, вредные выбросы с заводов также загрязняют окружающую среду.
Следовательно, тема урока звучит так: «Хозяйственная деятельность и изменение природной среды».
Учитель географии: Предлагаю рассмотреть круговую диаграмму «Выбросы в атмосферу различных хозяйственных комплексов» и сделать вывод об их влиянии
на атмосферу.(круговая диаграмма)
Учитель биологии: Большое количество вредных веществ приходятся на ТЭК и др. межотраслевые комплексы (называет виды вредных веществ)
Учитель географии: Как видно из диаграммы выбросы приходятся на отрасли промышленности, которые используют различные природные ресурсы, являясь неотъемлемой частью межотраслевых комплексов. Какое влияние они оказывают на природу и здоровье людей?
Учитель биологии: приводит примеры пагубного воздействия на атмосферу и в связи с дыханием вызывает конкретные болезни.
Учитель географии: Прошу обратить внимание на диаграмму «Сточные воды разных сфер хозяйства» и ответить на вопрос: «Какие сферы хозяйства загрязняют больше водоемы?»
Ученик: 64% приходится на промышленность, а это самый большой процент.
Учитель географии: Какие же отрасли промышленности оказываются основными загрязнителями?
Ученик: Цветная, химическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, пищевая ( сахарное производство).
Учитель биологии: А каким же образом загрязняет природу сельское хозяйство?
Ученик: Внесение минеральных удобрений в почву, препараты для борьбы с вредителями растений, затем их вынос грунтовыми или поверхностными водами в реки или озера
Учитель биологии: называет вредные для здоровья вещества, которые после попадания в организм человека вызывают заболевания.
Учитель географии: Вернемся к транспорту, о котором упоминали в начале урока и попросим Елену Николаевну предоставить данные о загрязнении окружающей среды различными видами транспорта ( например при использовании солярки, бензина и газа).
Учитель географии: чтобы ответить на вопрос о «грязных» и «чистых» производствах обратимся к стр. 44 учебника. Показать на политико-административной карте субъекты федерации с «грязными производствами» (Свердловская, Челябинская, Кемеровская области и др.)
Ученик: «Чистые» производства такие, которые не используют природные ресурсы (например машиностроительные заводы), демонстрируют Центральную Россию, Поволжье)
Ученик: «Грязные» отрасли такие, которые работают за счет сжигания различных видов топлива, а также предприятия, использующие большое количество воды. Растворяя в себе вредные вещества, превращаются в мощный загрязнитель.
Учитель биологии: Какой напрашивается вывод?
Ученик: Работа «грязных» производств приводит к резкому изменению природных комплексов и становятся причиной возникновения экологических катастроф., пагубно влияющих на здоровье людей.
Учитель биологии: Какие вам известны экологические катастрофы, затронувшие не только нашу страну, но и сопредельные государства?
Ученик: Взрыв на Чернобыльской АЭС(демонстрируют на карте)
Учитель биологии: Верно. Отголоски этой катастрофы дошли до нашего района. Из 110 человек 40 ушли из жизни, а остальные безнадежно больны.
На нашей памяти 2007 год, когда во время шторма в Азовском море затонуло несколько
судов, в том числе нефтеналивной танкер и два судна с грузом серы. А это, к сожалению, наши берега. Их очищают уже третий год, но акватория моря остается загрязненной.
Учитель географии: в нашем районе также функционируют «грязные» производства:
Завод по производству сахара, использующий воды реки Кубань и асфальтовый завод, которые загрязняют реку и атмосферу. Но это еще не все. В районе существует также проблема по утилизации твердых бытовых отходов. Стихийные и санкционированные свалки не улучшают ландшафт, сокращают площади под сельскохозяйственные угодья так необходимые в агропромышленном комплексе района.
Учитель географии: подведем итог нашего урока
Ученик: Природная среда, изменяется от влияния на нее хозяйственной деятельности человека. Отношение к природе, к сожалению, чаще бывает негативным, что приводит к различным заболеваниям, а стране нужны здоровые люди. Поэтому наша задача в будущем не позволить ухудшать природную среду, какую бы профессию мы не приобрели.
Д/З: прочитать п.8, ответить на вопросы устно. Нанести на к/к районы с «грязными производствами» и выявить болезни, вызываемые ими.