kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии "Население Африки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Население Африки». Цель урока: •Образовательная: - обобщить и систематизировать материал по теме: «Географическое положение. Природа Африки». •Формировать знания об этническом составе населения Африки, динамику их размещения; •Развивающая:- развивать критическое мышление, пространственное представление, память. •Усовершенствовать практические умения работы с тематическими картами атласа. Тип урока: комбинированный. Оборудование: политическая карта Африки, карточки с заданиями, учебник, атласы, картинки с населением Африки, сигнальные карточки, шаблоны Африки, финики; Базовые и опорные: население, расы, народы, плотность. «Да здравствует милаяАфрика» Корней Чуковский Ход урока I. Организационный момент II.Обобщение знаний и умений 1. Педагогическая технология «Да или нет» У каждого учащегося на парте лежат сигнальные карточки. Согласно, задаваемого вопроса учащиеся поднимают ту карточку, которая соответствует данному ответу. А) Африку омывает Тихий океан. Б) Африка почти посередине пересекается экватором. В) Африка расположена во всех географических поясах Г) Африка расположена во всех полушариях Д) Крайняя южная точка- мыс Рас- Гафун Е) Африка - самый большой по площади материк 2. «Ошибка картографа» ? группа Картограф прислал нам конверты с заданиями, в которых успел изобразить только контуры Африки. Наша с вами задача нанести основные географические названия на соответствующие места на карте. ?? группа «Собери карту» Ученик собирает разрезанную карту Африки III. Мотивация учебной и познавательной деятельности. Между компонентами природы существует множество связей, взаимодействий. Взаимодействие между компонентами объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Человек - неотъемлемая часть природы. Вы уже знаете об особенностях природы Африки, следующий этап наших исследований - ее население. В изучении нового материала нам будут помогать учебник (стр. 98) и карты атласа (стр.15). Раскрывая данную тему, мы будем использовать план изучения материка. IV. Изучение нового материала. 1.Численность и плотность населения. Африка, как вы помните, является прародиной человека. Давайте посмотрим видео-ролик. После просмотра вы должны будете ответить на мои вопросы. – Итак, кто является прародителями современного человека? (Бушмены.) – На какой территории появились первые люди бушмены? (На юге Африки.) – Сколько лет назад? (60 тыс. лет назад) Урок по этой теме целесообразно начать с изучения численности населения Африки и его распределения по материку. Т.к Африка - это самый, самый, то объявляется конкурс на того кто быстрее найдет данные о численности и плотности населения. А сейчас познакомимся с размещением населения материка? Для этого будем работать с картой плотности населения. Учитель в ходе беседы выясняет, какой показатель характеризует размещение населения, учащиеся анализируют карту плотности населения Африки, и выделяют районы с высокой и низкой плотностью населения. В ходе беседы находятся причины, которые влияют на высокую и низкую плотность населения и записывают их в тетрадь. В данной работе используется карта "Природные зоны мира", которая сопоставляется с картой "Народы и плотность населения". В заключении этапа учащиеся делают вывод о размещении населения на материке Африка. 1) население распределяется крайне неравномерно. 2) очень большие пространства материка имеют низкую плотность населения (от 1 до 10 или 50 человек на 1 км?), а значительные территории вообще не заселены. 3) Более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), а также на берегах озер. ВЫВОД: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности. 2. Расы и народы. Ребята рисуют шаблон Африка, на который во время изучения нового материала наносят народы Африки. В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения. Основную часть жителей материка составляют: коренное население, которое относится к представителям двух больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной). Большую часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому Африку часто называют Черным материком. Население Северной Африки составляют арабы и берберы. В условиях тропического пустынного климата земледелие в Сахаре возможно только в оазисах. Поэтому местное население занимается главным образом животноводством и ведет кочевой образ жизни, разводят, коз, овец, верблюдов. Для кочевников верблюды незаменимые животные. Они могут не пить 3-4 дня. На них местные жители перевозят свои семьи и домашнее имущество. Шкуры служат для изготовления одежды и обуви, из молока делают сыр, а из шерсти – ткани. Население Центральной Африки. В лесах бассейна Конго живут пигмеи. Лес для пигмеев – дом и источник всего необходимого для существования. Они занимаются охотой, сбором плодов и, съедобных растений, дикого меда. С невероятной ловкостью пигмеи взбираются на деревья, без труда пробираются сквозь дикие, непроходимые заросли экваториального леса. Селение пигмеев трудно заметить в лесу. Свои жилища – шалаши из веток – они искусно прячут между стволами деревьев. Одежду у взрослых пигмеев часто заменяют набедренная повязка. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. На животных они охотятся лишь с копьем и луком. Масаи – самые высокие люди Африки. На ю-в Судана живут нилотские племена. С началом дождей нилоты возвращаются в деревни и обрабатывают поля. Собранное зерно ссыпают в специальные хранилища – большие корзины. После уборки урожая у нилотов наступает пора осенних праздников. Нилоты очень любят украшения – яркие бусы, кольца, браслеты, повязки, которые оттеняют темный цвет кожи. Свое тело они раскрашивают красной охрой, а лица, как и многие народы Африки, украшают татуировкой. Народы Южной Африки.Коренные жители Ю.Африки – банту, бушмены, готтентоты. Они ведут кочевой образ жизни, лишь немногие живут в деревнях и обрабатывают мотыгой небольшие поля, сеют кукурузу, сорго. Большинство готтентотов работают на фермах европейцев или работают на фермах европейцев или работают на заводах и рудниках чернорабочими. «Цепочка» Каждый ученик находит какие народы проживают на материке и в каких государствах и передают указку, выходя к карте называют народы и показывают государства по цепочке. V. Закрепление нового материала Ответы на вопросы: а) Какова численность населения Африки? б) Какая плотность население? в) Представители скольких рас проживает на территории Африки? Задание: Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать домик, хижина, шалаш, жилище и докажите, что тип жилища африканцев зависит от природных условий, в которых оно размещается. Приводят доказательства зависимости типа жилища от природных условий, в которых оно размещается. А) Шатер кочевников туарегов. “Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж.” Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая пустыня) Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Листья промывают в яме, т.е. жители “стирают” крышу и стены (влажный экваториальный лес). В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: “Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра, ведь всегда есть какие-то более спешные дела”. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна). VI. Итог урока. Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств. И в заключении хочу посоветовать, вам посмотреть очень интересный фильм о человеке и населении Земли. Это фильм “ Путешествие человека” ВВС. VII. Домашнее задание Прочитать параграф 21 страница 98 – 100. Читать пересказывать. Составить кроссворд «Население Африки» Приложение к уроку (групповая работа с учебником и картой) НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ: население население Задание 1.Заполните таблицу: Расовый состав коренного населения Африки Расы Представители народов данной расы Где проживают Характерные внешние признаки Европеоидная Негроидная Промежуточная раса Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 102), заполните таблицу: Пришлое население Африки народы место проживания Вывод:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Задание 3. По учебнику (стр. 103) рассмотрите рис.59 и ответьте на вопросы: А) Какому народу принадлежит это жилище? Б) В какой природной зоне его можно построить? В) Какой строительный материал используется при строительстве?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Население Африки" »


Тема «Население Африки».

Цель урока:

  • Образовательная: - обобщить и систематизировать материал по теме: «Географическое положение. Природа Африки».

  • Формировать знания об этническом составе населения Африки, динамику их размещения;

  • Развивающая:- развивать критическое мышление, пространственное представление, память.

  • Усовершенствовать практические умения работы с тематическими картами атласа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: политическая карта Африки, карточки с заданиями, учебник, атласы, картинки с населением Африки, сигнальные карточки, шаблоны Африки, финики;

Базовые и опорные: население, расы, народы, плотность.

«Да здравствует милая Африка» Корней Чуковский

Ход урока

I. Организационный момент

II.Обобщение знаний и умений

1. Педагогическая технология «Да или нет»

У каждого учащегося на парте лежат сигнальные карточки. Согласно, задаваемого вопроса учащиеся поднимают ту карточку, которая соответствует данному ответу.

А) Африку омывает Тихий океан.

Б) Африка почти посередине пересекается экватором.

В) Африка расположена во всех географических поясах

Г) Африка расположена во всех полушариях

Д) Крайняя южная точка- мыс Рас- Гафун

Е) Африка - самый большой по площади материк

2. «Ошибка картографа»

Ι группа Картограф прислал нам конверты с заданиями, в которых успел изобразить только контуры Африки. Наша с вами задача нанести основные географические названия на соответствующие места на карте.

ΙΙ группа

«Собери карту»

Ученик собирает разрезанную карту Африки

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Между компонентами природы существует множество связей, взаимодействий. Взаимодействие между компонентами объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Человек - неотъемлемая часть природы.

Вы уже знаете об особенностях природы Африки, следующий этап наших исследований - ее население. В изучении нового материала нам будут помогать учебник (стр. 98) и карты атласа (стр.15). Раскрывая данную тему, мы будем использовать план изучения материка.

IV. Изучение нового материала.

1.Численность и плотность населения.

Африка, как вы помните, является прародиной человека. Давайте посмотрим видео-ролик. После просмотра вы должны будете ответить на мои вопросы.

– Итак, кто является прародителями современного человека? (Бушмены.)

– На какой территории появились первые люди бушмены? (На юге Африки.)

– Сколько лет назад? (60 тыс. лет назад)

Урок по этой теме целесообразно начать с изучения численности населения Африки и его распределения по материку. Т.к Африка - это самый, самый, то объявляется конкурс на того кто быстрее найдет данные о численности и плотности населения.

А сейчас познакомимся с размещением населения материка? Для этого будем работать с картой плотности населения. Учитель в ходе беседы выясняет, какой показатель характеризует размещение населения, учащиеся анализируют карту плотности населения Африки, и выделяют районы с высокой и низкой плотностью населения. В ходе беседы находятся причины, которые влияют на высокую и низкую плотность населения и записывают их в тетрадь. В данной работе используется карта "Природные зоны мира", которая сопоставляется с картой "Народы и плотность населения".

В заключении этапа учащиеся делают вывод о размещении населения на материке Африка.

1) население распределяется крайне неравномерно.

2) очень большие пространства материка имеют низкую плотность населения (от 1 до 10 или 50 человек на 1 км²), а значительные территории вообще не заселены.

3) Более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), а также на берегах озер.

ВЫВОД: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности.

2. Расы и народы.

Ребята рисуют шаблон Африка, на который во время изучения нового материала наносят народы Африки.

В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения. Основную часть жителей материка составляют: коренное население, которое относится к представителям двух больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной). Большую часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому Африку часто называют Черным материком.

Население Северной Африки составляют арабы и берберы. В условиях тропического пустынного климата земледелие в Сахаре возможно только в оазисах. Поэтому местное население занимается главным образом животноводством и ведет кочевой образ жизни, разводят, коз, овец, верблюдов. Для кочевников верблюды незаменимые животные. Они могут не пить 3-4 дня. На них местные жители перевозят свои семьи и домашнее имущество. Шкуры служат для изготовления одежды и обуви, из молока делают сыр, а из шерсти – ткани.


Население Центральной Африки.

В лесах бассейна Конго живут пигмеи. Лес для пигмеев – дом и источник всего необходимого для существования. Они занимаются охотой, сбором плодов и, съедобных растений, дикого меда. С невероятной ловкостью пигмеи взбираются на деревья, без труда пробираются сквозь дикие, непроходимые заросли экваториального леса. Селение пигмеев трудно заметить в лесу. Свои жилища – шалаши из веток – они искусно прячут между стволами деревьев. Одежду у взрослых пигмеев часто заменяют набедренная повязка. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. На животных они охотятся лишь с копьем и луком. Масаи – самые высокие люди Африки. На ю-в Судана живут нилотские племена. С началом дождей нилоты возвращаются в деревни и обрабатывают поля. Собранное зерно ссыпают в специальные хранилища – большие корзины. После уборки урожая у нилотов наступает пора осенних праздников. Нилоты очень любят украшения – яркие бусы, кольца, браслеты, повязки, которые оттеняют темный цвет кожи. Свое тело они раскрашивают красной охрой, а лица, как и многие народы Африки, украшают татуировкой.

Народы Южной Африки.Коренные жители Ю.Африки – банту, бушмены, готтентоты. Они ведут кочевой образ жизни, лишь немногие живут в деревнях и обрабатывают мотыгой небольшие поля, сеют кукурузу, сорго. Большинство готтентотов работают на фермах европейцев или работают на фермах европейцев или работают на заводах и рудниках чернорабочими.

«Цепочка» Каждый ученик находит какие народы проживают на материке и в каких государствах и передают указку, выходя к карте называют народы и показывают государства по цепочке.

V. Закрепление нового материала

Ответы на вопросы:

а) Какова численность населения Африки?

б) Какая плотность население?

в) Представители скольких рас проживает на территории Африки?

Задание: Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать домик, хижина, шалаш, жилище и докажите, что тип жилища африканцев зависит от природных условий, в которых оно размещается. Приводят доказательства зависимости типа жилища от природных условий, в которых оно размещается.

А) Шатер кочевников туарегов. “Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж.” Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая пустыня)

Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Листья промывают в яме, т.е. жители “стирают” крышу и стены (влажный экваториальный лес).

В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: “Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра, ведь всегда есть какие-то более спешные дела”. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна).

VI. Итог урока.

Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств. И в заключении хочу посоветовать, вам посмотреть очень интересный фильм о человеке и населении Земли. Это фильм “ Путешествие человека” ВВС.

VII. Домашнее задание

Прочитать параграф 21 страница 98 – 100. Читать пересказывать.

Составить кроссворд «Население Африки»

Приложение к уроку

(групповая работа с учебником и картой)

НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ:

население население


Задание 1.Заполните таблицу:

Расовый состав коренного населения Африки


Расы

Представители народов данной расы

Где

проживают

Характерные внешние признаки


Европеоидная











Негроидная



















Промежуточная

раса














Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 102), заполните таблицу:


Пришлое население Африки

народы





место проживания




Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


Задание 3. По учебнику (стр. 103) рассмотрите рис.59 и ответьте на вопросы:


А) Какому народу принадлежит это жилище?


Б) В какой природной зоне его можно построить?


В) Какой строительный материал используется при строительстве?



А)_____________________________А)________________________А)_______________

Б)_____________________________Б)_________________________Б)_______________

В)____________________________ В)_______________________ В)________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока географии "Население Африки"

Автор: Косогова Анна Ивановна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "План конспект урока География населения и хозяйство Африки"
    ["seo_title"] => string(62) "plan_konspekt_uroka_geografiia_naseleniia_i_khoziaistvo_afriki"
    ["file_id"] => string(6) "504551"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553505881"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по географии 7 класс на тему "Население Африки" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-7-klass-na-tiemu-nasielieniie-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "141859"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418200709"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по географии в 7 классе "Население Африки""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_po_ghieoghrafii_v_7_klassie_nasielieniie_afriki"
    ["file_id"] => string(6) "407012"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491420137"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по теме: "Обобщающий урок по теме "Австралия" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-avstraliia"
    ["file_id"] => string(6) "117043"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412692372"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) ""Конспект Урока географии по теме: Население США." "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-nasielieniie-ssha"
    ["file_id"] => string(6) "218269"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433745565"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства