Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по географии 7 класс, автор И.В. Душина, М., Дрофа 2012 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», издательства «Дрофа», 2014 г.
Закона 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
На основании приказа Министерства образования и науки от 15.09.2010 №1439 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области».
На основании приказа от 14.01.2011 №18 Отдела по управлению образованием администрации Свободненского района «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Свободненского района, реализующими программы общего образования».
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.
Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.
Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.
давать характеристику карты; читать и анализировать карту.
Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.
называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.
Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.
Особенности географического положения южных матери ков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.
Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.
Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.
23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.
24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.
показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;
приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.
Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Практические работы. 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 26. Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры.
приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;
объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
1. Программа Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.
2. Базовый учебник Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2010г.
3. Сиротин В.И. География материков и океанов, 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
4. География материков и океанов, 7 класс.кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
5. Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2009.
6. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2009.
Интернет – ресурсы.
7. География 7 класс. «Наш дом Земля».
8. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
7 класс. География. География материков и океанов. (70 часов, 2 час в неделю)
№ п.п | Тема урока | Тип урока, форма проведения | Формы организации УПД обучающихся | Планируемые результаты | Система контроля | Средства обучения | Д/з | Дата |
личностные | метапредметные | предметные | Пл | Фк |
Введение (2 ч.) |
1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю | Урок новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само регуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности. | Уметь: показывать материки и части света; приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов | Вводная беседа, выполнение творческой работы | Презентация | § 1, с.7-16, в.1-4 | | |
2 | Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний. Практич. работа 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам | Урок новых знаний | Групповая, индивидуальная. Работа с картами атласа. | Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия | Уметь: давать характеристику карты; читать и анализировать карту | Практич.работа на уроке, анализ карт атласа | Презентация, электронное пособие | §2, с.17-21, в.1-7 | | |
Раздел I. Главные особенности природы Земли (10 ч) |
3 | Происхождение материков и океанов | Урок общеметодологической направленности | Парная, фронтальная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде | Уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры | Моделирование на контурной карте расположения литосферных плит, взаимоконтроль | Карты атласа, презентация, видеофрагмент | §3, с.23-29, в.1-6 | | |
4 | Рельеф Земли Практич. работа 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору) | Урок общеметодологической направленности | Парная, индивидуальная. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа Личностные УУД: осознать необходимость изучения окружающего мира | Уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры | Работа на конт. карте, взаимоконтроль | Карты атласа, презентация | §4, с.29-32, в.1-5 | | |
5 | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. | Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Личностные УУД: осознавать необходимость изучения окружающего мира | Объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики | Индивидуальный, фронтальный, работа на к/к. | Карты атласа, презентация | §5, с.33-39, в.1-7 | | |
6-7 | Климатические пояса Земли Практич. работа 3. Характеристика климата по климатическим картам. Практич. работа 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, парная, индивидуальная | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности | Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь работать с текстом: составлять таблицу Коммуникативные УУД:отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Уметь: делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов | Индивидуальный, фронтальный, работа на к/к. | Презентация, электронное пособие | §6, с.39-43, в.1-9 | | |
8 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. | Урок общеметодологической направленности | Парная, индивидуальная | Осознавать целостность природы планеты Земля; овладение на уровне общего образования системой географических знаний | Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод | Индивидуальный, фронтальный, письменный, работа на к/к. | Презентация, электронное пособие | §7, с.44-50, в.1-5 | | |
9 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | Урок общеметодологической направленности | Парная, индивидуальная, фронтальная | Осознавать целостность природы планеты Земля | Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков | Взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие | §8, с.51-55, в.1-8 | | |
10 | Строение и свойства географической оболочки | Урок общеметодологической направленности | Парная, индивидуальная, фронтальная | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | Познавательные УУД: уметь использовать ключевые базовые понятия курса географии Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа Личностные УУД: Уметь выделять главное, существенные признаки понятия; уметь работать с текстом: составлять сложный план | Приводить примеры ПК | Фронтальный устный, взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие | §9, с.56-60, в.1-4 | | |
11 | Природные комплексы суши и океана | Урок общеметодологической направленности | Парная, индивидуальная, фронтальная | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии | Составлять простейшие схемы взаимодействия природных компонентов | Индивидуальный, Работа с к/к. | Презентация, электронное пособие | §10, с.60-63, в.1-4 | | |
12 | Природная зональность Практич. работа. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. | Урок общеметодологической направленности | Индивидуальная, фронтальная | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы Овладение на уровне общего образования системой географических знаний | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. | Приводить составлять простейшие схемы взаимодействия природных компонентов примеры ПК. | Индивидуальный, работа с к/к., диктант понятий. | Презентация, электронное пособие | §11, с.63-67, в.1-5 | | |
Население Земли (3 ч.) |
13 | Численность населения Земли. Размещение населения Практич. работа. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира | Урок общеметодологической направленности | Групповая, фронтальная. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Познавательные УУД: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира | Выборочный, фронтальный. | Презентация, электронное пособие | §12, с.70-72, инд. задание | | |
14 | Народы и религии мира Практич. работа. 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения | Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира | Практ. работа, фронтальный | Презентация, электронное пособие | §13, с.73-76, в.1-3 | | |
15 | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли. | Познавательные УУД: оценивать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Регулятивные УУД: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации | Взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие | §14, с.77-83, инд. задание | | |
Раздел II. Океаны и материки (52 ч.) |
16 | Тихий океан. Индийский океан. | Урок новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Уметь показывать на карте и называть океаны, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки океанов как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты в океанах | Фронтальный, индивидуальный, раб.с к/к | Презентация, электронное пособие, видео-фрагмент | §15, с.84-91, в.1-7 | | |
17-18 | Атлантический океан. Северный Ледовитый океан Практич. работа. 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). Практич. работа. 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего на учения. Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия | Уметь показывать на карте и называть океаны, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки океанов как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты в океанах | Фронтальный, индивидуальный, раб.с к/к, тест | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §16, с.91-101, в.1-11 Инд. задание | | |
19 | Общие особенности природы южных материков | Урок новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Уметь показывать на карте и называть материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки материков как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках | Фронтальный, индивидуальный | Презентация, электронное пособие | §17, с.102-107, в.1-8 | | |
20 | Географическое положение. Исследование материка | Урок новых знаний | Групповая | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах | Знать: понятие «географическое положение материка»; особенности географического положения Африки; основных исследователей материка, в том числе русских путешественников и ученых; имена: Васко да Гама, Давид Ливингстон, В. В.Юнкер, Е. П. Ковалевский, А. В. Елисеев, Н. И. Вавилов; уметь: определять географическое положение по физической карте и плану описания (на уровне описания по образцу). | Фронтальный, индивидуальный, раб.с к/к | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §18, 108-110, в.1-4 | | |
21 | Рельеф и полезные ископаемые | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни | Познавательные УУД: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте учебника, в дополнительных источниках к параграфу, электронных изданиях Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Коммуникативные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | Знать основные черты рельефа материка и факторы его образования; состав полезных ископаемых и их размещение по частям материка в связи с происхождением горных пород; основные формы рельефа, названные в тексте; уметь: определять основные черты рельефа по физической карте; находить на ней главные формы поверхности; показывать месторождения полезных ископаемых и объяснять их размещение на основе сопоставления физической карты и карты строения земной коры; объяснять основные черты рельефа на основе связи с историей формирования земной коры и с учетом строения земной коры. | Взаимоконтроль | Презентация, электронное пособиевидео-фрагмент | §19, с.111-113, в.1-3 | | |
22 | Климат. Внутренние воды | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Знать: климатические условия Африки (температуры, условия увлажнения, типы климата); уметь: определять по климатической карте температурные особенности, знать: общие черты внутренних вод Африки и наиболее крупные речные системы и озера; уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; | Фронтальный, индивидуальный, раб.с к/к, тест | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §20, с.114-119, в.1-5 | | |
23 | Природные зоны | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Знать: содержание понятий природных зон; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животных природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт; устанавливать связи между компонентами природы; | Фронтальный, индивидуальный, раб.с к/к | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §21, с.120-126, в.1-4 | | |
24 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | Познавательные УУД: самостоятельно ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Коммуникативные УУД: развивать умение обмениваться знаниями в парах для принятия эффективных решений | Знать: о характере изменений в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности населения, о стихийных бедствиях; понятия и термины: заповедник, национальный парк, Сахель, Сахара, Намиб, Серенгети, парк Крюгера; уметь: описывать природную зону (по образцу); | тест | Презентация, электронное пособиевидеофрагмент | §22, с.126-129, в.1-10 | | |
25 | Население | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Знать: численность населения, его национальный (этнический) состав, плотность, размещение по территории, особенности культуры коренного населения; уровень развития хозяйства, особенно сельского, его специализацию; состав видов промышленной деятельности, в особенности добываемого минерального сырья; термин: резервация; уметь: анализировать содержание карт объяснять размещение населения, городов, | Фронтальный, индивидуальный, взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §23, с.129-133, в.1-3 | | |
26 | Страны Северной Африки. Алжир. | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Знать: план характеристики страны; природные условия жизни и хозяйственной деятельности населения Северной Африки как природного и цивилизационного района; особенности оседлого и кочевого образа жизни; изменения в природе Алжира. | Фронтальный, индивидуальный | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §24, с.133-137, в.1-5 | | |
27 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Практич. работа. 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Уметь работать в коллективе, вести диалог вырабатывая общее решение | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Знать: план характеристики страны; природные условия жизни и хозяйственной деятельности населения Западной и Центральной Африки, изменения в природе Нигерии. | Практ. работа, фронтальный, индивидуальный | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §25, с.137-140, в.1,2 | | |
28 | Страны Восточной Африки. Эфиопия. | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Уметь работать в коллективе, вести диалог вырабатывая общее решение | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Знать: географические особенности природы региона; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством стран региона; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем в странах региона; меры по сохранению природы уметь: выделять, описывать и объяснять по тексту учебника и картам атласа | Фронтальный, индивидуальный. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §26, с.141-144, в.1-4 | | |
29 | Страны Южной Африки. ЮАР Практич. работа. 11. Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения странЮж. Африки. Практич. работа. 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Знать: план характеристики страны; природные условия жизни и хозяйственной деятельности населения ЮАР, охрана окружающей среды | Фронтальный, индивидуальный | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §27, с.144-147, в.1-4 | | |
30 | Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые | Урок новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа; решать тестовые задания Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий Коммуникативные УУД: владеть навыками диалогической речи | Знать: особенности географического положения; основных исследователей материка; уметь: определять географическое положение по физической карте; | Практ. работа, фронтальный, индивидуальный, работа с к/к | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §28, с.149-152, в.1-5 | | |
31 | Климат Австралии. Внутренние воды | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования | Познавательные УУД: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Уметь: анализировать содержание карт Австралии | Практ. работа, фронтальный, индивидуальный | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §29, с.152-155, вопр. | | |
32 | Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Коммуникативные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию | Знать: причины своеобразия органического мира, типичные растения и животные природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт | Практ. работа, фронтальный, индивидуальный | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §30, с.155-159, в.1,2 | | |
33 | Австралийский Союз Практич. работа. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору) | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная. | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Знать: численность населения, его национальный (этнический) состав, плотность, ее охраны; термин: резервация; объяснять размещение населения, городов | Практ. работа, фронтальный, индивидуальный, прак. работа.. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §31, с.159-163, в.1-3 | | |
34 | Океания. Природа, население и страны | Урок новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Знать наиболее крупные острова и архипелаги, уметь показывать их на карте; связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь населения | Практ. работа, фронтальный, индивидуальный, тест | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §32, с.164-169, в.1-5 | | |
35 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка | Урок новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом | Знать: особенности географического положения Ю. Америки; историю открытия, основных исследователей материка, влияние ГП на особенности природы материка | Практ. работа, фронтальный, индивидуальный, к/к | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §33, с.170-172, в.1-4 | | |
36 | Рельеф и полезные ископаемые | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Знать основные черты рельефа материка; состав полезных ископаемых и их размещение основные формы рельефа, названные в тексте; уметь: определять основные черты рельефа по физической карте; | Фронтальный, индивидуальный, работа с к/к | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §34, с.172-1774, в.1-5 | | |
37 | Климат. Внутренние воды | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Коммуникативные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии | Знать: климатические условия Ю. Америки уметь: описывать климатические пояса; знать: общие черты внутренних вод уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; | Фронтальный, индивидуальный, работа с к/к, взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §35, с.175-179, в.1-5 | | |
38 | Природные зоны | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Знать: природные зоны; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животных природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт | Фронтальный, индивидуальный, работа с к/к, взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §36, с.180-187, в.1-7 | | |
39 | Население | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Знать крупнейшие народы, распространенные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города | Фронтальный, индивидуальный, работа с к/к, взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §37, с.187-190, в.1-4 | | |
40 | Страны востока материка. Бразилия Практич. работа. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Знать особенности природно-хозяйственного комплекса стран востока материка, в том числе современного экономического развития; экологические проблемы Амазонии; элементы культуры населения; памятники из писка ЮНЕСКО; уметь объяснять: различия в природе и составе минеральных богатств Амазонии и Бразильского плоскогорья, аргентинской пампы; размещение важнейших минеральных ресурсов | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §38, с.190-194, в.1-5 | | |
41 | Страны Анд. Перу Практич. работа. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Знать особенности природно-хозяйственного комплекса стран востока материка, в том числе современ ного экономического развития; памятники из списка ЮНЕСКО; | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §39, с.194-197, в.1-5 | | |
42 | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа Практич. работа. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем | Урок новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Знать особенности ГП Антарктиды, его влияние на особенности природы материков; имена путешественников внесших вклад в открытие и исследование материка | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа взаимоконтроль, пр. раб. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §40, с.198-205, в.1-12 | | |
43 | Общие особенности природы северных материков | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи. | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом | Уметь показывать на карте и называть материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки материков как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие | §41, с.207-209, в.1-3 | | |
44 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка | Урок новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Знать: особенности географического положения С. Америки; историю открытия, основных исследователей материка, влияние ГП на особенности природы материка | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа, к/к, взаимоконтроль, пр. раб. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §42, с.210-212, в.1,2 | | |
45 | Рельеф и полезные ископаемые | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Знать основные черты рельефа материка; состав полезных ископаемых и их размещение основные формы рельефа, названные в тексте; уметь: определять основные черты рельефа по физической карте; | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа взаимоконтроль. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §43, с.212-214, в.1-4 | | |
46 | Климат. Внутренние воды | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение свободно отвечать у доски | Знать: климатические условия С. Америки; различия в климате по поясам и факторы, определяющие климатические условия уметь: описывать климатические пояса; знать: общие черты внутренних вод уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; объяснять их зависимость | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа взаимоконтроль. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §44, с.214-220, в.1-7 | | |
47 | Природные зоны. Население | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования | Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и Интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре | Знать: природные зоны; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животных природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт крупнейшие народы, распространенные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §45, с.220-225, в.1-5 | | |
48 | Канада | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Знать: основные черты географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности; элементы культуры, памятники природного и культурного наследия Канады; уметь: объяснять выявленные особенности; показывать на карте наиболее крупные при- родные объекты страны; | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §46, с.225-228, в.1-4 | | |
49 | США | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Знать: основные черты географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности; элементы культуры, памятники природного и культурного наследия США; уметь: объяснять выявленные особенности; показывать на карте наиболее крупные при- родные объекты страны; называть главные памятники природы. | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §47, с.228-233, в.1-4 | | |
50 | Средняя Америка. Мексика Практич. работа. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики. Практич. работа. 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства страны | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Знать: географические особенности природы региона; меры по сохранению природы уметь: выделять, описывать и объяснять по тексту учебника и картам атласа существенные признаки компонентов природы, населения; составлять краткую характеристику страны Знать: план характеристики страны | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §48, с.233-235, в.1-5 | | |
51 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии | Урок новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Знать: особенности географического положения; основных исследователей материка; уметь: определять географическое положение по физической карте; | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа, к/к, взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §49, с.237-2440, в.1-6 | | |
52 | Особенности рельефа, его развитие | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Знать основные черты рельефа материка; состав полезных ископаемых и их размещение основные формы рельефа, названные в тексте; уметь: определять основные черты рельефа по физической карте | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа взаимоконтроль | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §50, с.240-245, в.1-6 | | |
53 | Климат. Внутренние воды | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Знать: климатические условия Евразии; различия в климате по поясам и факторы, определяющие климатические условия уметь: описывать климатические пояса; знать: общие черты внутренних вод уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; объяснять их зависимость | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §51, с.245-252, в.1-7 | | |
54 | Природные зоны. Народы и страны Евразии Практич. работа. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры | Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и Интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре | Знать: природные зоны; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животных природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт крупнейшие народы, распространенные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §52, с. 252-262, в.1-10 | | |
55-56 | Страны Северной Европы Практич. работа. 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Северной Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; термины: фьорды, морена, моренный рельеф; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа, пр. раб. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §53, с.263-267, в.1-4 | | |
57 | Страны Западной Европы. Великобритания | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Северной Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; термины: фьорды, морена, моренный рельеф; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §54, с.268-271, в.1-4 | | |
58 | Франция. Германия Практич. работа. 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Северной Европы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; термины: фьорды, морена, моренный рельеф; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §55, с.271-277, в.1-8 | | |
59 | Страны Восточной Европы | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Северной Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; термины: фьорды, морена, моренный рельеф; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §56, с.278-283, в.1,2 | | |
60 | Страны Восточной Европы (продолжение) | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | | §57, с.284-289, в.1-6 | | |
61 | Страны Южной Европы. Италия | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Ю. Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §58, с.290-294, в.1-4 | | |
62 | Страны Юго-Западной Азии Практич. работа. 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Юго-Западной; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа, пр. раб. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §59, с.295-301, в.1-4 | | |
63 | Страны Центральной Азии | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Ц. Азии; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §60, с.301-306, в.1-8 | | |
64 | Страны Восточной Азии. Китай Практич. работа. 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте | Урок общеметодологической направленности | Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте | Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Вост. Азии; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа, пр. раб. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §61, с.306-309, в.1-4 | | |
65 | Япония | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны | Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом | Знать: особенности географического положения и природы страны; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §62, с.310-313, вопр. | | |
66 | Страны Южной Азии. Индия Практич. работа. 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа, пр. раб. | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §63, с.313-317, в.1-6 | | |
67 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие видеофрагмент | §64, с.317-320, в.1-6 | | |
Раздел III. Географическая оболочка – наш дом (3 ч.) |
68 | Закономерности географической оболочки | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | Познавательные УУД: показывать ценность географической информации для человечества. Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Уметь приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность; объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа | Презентация, электронное пособие | §65, с.322-325, в.1-8 | | |
69-70 | Взаимодействие природы и общества Практич. работа. 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. Практич. работа. 26. Составление описания местности: выявление ее геоэкологических проблем, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды: наличие памятников природы и культуры | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы и общества | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение работать в микро-группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению: формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении информации | Уметь приводить примеры влияния природы на условия жизни людей | Фронтальный, индивидуальный, работа с картами атласа, пр. раб. | Презентация, электронное пособие | §66, с.325-330, в.1-9 Инд. задание | | |