Цель урока: раскрыть значение воды в природе и жизни людей.
Дидактические задачиурока: помочь учащимся самостоятельно определить значение гидросферы в жизни человека, научить их планировать, прогнозировать результат, анализировать, выделять главную мысль, обобщать, корректировать, делать выводы.
Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности. Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Развивающие задачи урока: развивать умение работать с текстом, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ, приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать).
Воспитательные задачи урока: воспитывать у учащихся бережное отношение к природным ресурсам.
Для обучения исследовательской деятельности требуется решить важную задачу — приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:
Цель урока: раскрыть значение воды в природе и жизни людей.
Дидактические задачиурока: помочь учащимся самостоятельно определить значение гидросферы в жизни человека, научить их планировать, прогнозировать результат, анализировать, выделять главную мысль, обобщать, корректировать, делать выводы.
Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности. Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Развивающие задачи урока: развивать умение работать с текстом, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ, приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать).
Воспитательные задачи урока: воспитывать у учащихся бережное отношение к природным ресурсам.
Для обучения исследовательской деятельности требуется решить важную задачу — приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе Тема «Человек и гидросфера»»
Районный семинар учителей географии
Урок в 6 классе
Тема «Человек и гидросфера»
2019
Разработка урока–исследования «Человек и гидросфера» для 6 класса в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Цель урока: раскрыть значение воды в природе и жизни людей.
Дидактические задачиурока: помочь учащимся самостоятельно определить значение гидросферы в жизни человека, научить их планировать, прогнозировать результат, анализировать, выделять главную мысль, обобщать, корректировать, делать выводы.
Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности. Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.
Развивающие задачи урока: развивать умение работать с текстом, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ, приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать).
Воспитательные задачи урока: воспитывать у учащихся бережное отношение к природным ресурсам.
Для обучения исследовательской деятельности требуется решить важную задачу — приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:
Содержание урока:
Определение задач урока, мотивация учащихся.
Постановка учебной задачи. Алгоритм исследования.
Постановка проблемы. Определение темы и цели исследования. Выдвижение рабочей гипотезы.
Конструирование нового способа действия. Выступление групп, предложение способов решения проблемы. Формулирование вывода по результатам исследования.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Основные этапы организации учебной деятельности + цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная, личностная
I.Организационный момент.
Цель.
Настроить детей на работу
Формулирование темы урока, цели урока,
(2 мин)
Мотивация. Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Человек любой профессии использует элементы исследовательской работы.
Сегодня наш класс превратиться в ученых-исследователей.
Давайте посмотрим друг на друга. Какие мы все веселые, жизнерадостные! И, конечно, будем успешными!
Изучая тему «Человек и гидросфера» (Слайд 1).
Одна из задач нашего урока — учиться исследовательской деятельности. Другая задача: выяснить, какое значение для человека имеет гидросфера и нужно ли ее беречь.
- Какова значимость данного урока лично для вас?
Самостоятельное выделение познавательной цели
Готовность к взаимодействию
Формируют учебную задачу. Возникает интерес и положительная мотивация
2. Постановка учебной задачи. Изучение алгоритма исследования.
Ребята, сегодня каждый из вас попробует себя в роли исследователя.
- С чего начинается любое исследование?
С накопления информации, определения темы постановки проблемы.
Исследователь выдвигает гипотезу.
- Что такое гипотеза? Гипотезу нужно доказать или опровергнуть.
- Как можно доказать гипотезу?
Необходимо собрать информацию.
Существует много способов получения необходимых данных.
- Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации?
Нужно подумать и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?
- Каким образом мы можем еще добыть информацию? Существуют следующие источники информации:
- книги, журналы, газеты, энциклопедии;
- интернет, телевидение;
- наблюдение, эксперимент, опыт; (этот способ особенно ценный в исследовательской работе);
- другой человек.
- Что нужно сделать с собранной информацией?
В конце любого исследования нужно всю информацию обобщить, проанализировать результаты и сделать выводы.
- Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?
Алгоритм, план, программа исследования.
Тема урока (Слайд 3): Человек и гидросфера.
- Зачем нужно изучать эту тему?
Цель исследования: выяснить, для чего нужна вода в природе и жизни людей. Нужно ли беречь воду.
Выдвижение проблемы: о воде сказано немало прекрасных слов. Французский писатель Антуан Сент-Экзюпери с восхищением писал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что Ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Сегодня нам предстоит выяснить: Как человек использует водные запасы нашей планеты. Безграничны ли они?
Гипотеза. Воды на Земле - очень много. Люди обеспечены водой в достаточном количестве, и беречь ее нет необходимости.
Ваша задача подтвердить или опровергнуть гипотезу, собрав всю доступную вам информацию по данной теме.
Выдвигают гипотезу или подвергают сомнению предложенную гипотезу
Активно участвуют в эвристической беседе
(Фронтальная работа)
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
3. Совместное исследование проблемы. Цель: Поиск решения учебной задачи.
(10 мин)
Изучение нового материала.
Каждая группа учащихся — маленькая «научная лаборатория», которая выбирает своего «научного руководителя», отвечающего за работу группы
- Вы получили задания, которые нужно обсудить в группах, ответить на вопросы и подготовить выступление. Слушатели сделают вывод: ваша информация подтверждает или опровергает нашу гипотезу?
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
4. Моделирование. Цель: Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
(20 мин)
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
К сообщению № 3: презентация «Первая ГЭС КБР».
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения
Воспринимают ответы обучающихся
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
5.Конструирование нового способа действия. (Опровержение гипотезы, выдвижение новой формулировки) Цель: Построение ориентированной основы нового способа действия.
- Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.
- Подтвердилась ли наша гипотеза? (нет)
- Сформулируйте вывод урока.
Вывод. Вода необходима для жизни человека. Запасы воды ограничены. Воду нужно беречь и охранять.
Проводят коллективное исследование, формулируют вывод и понятия.
Участвуют в обсуждении содержания материала Контроль, коррекция действий партнера
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль Оценивают и корректируют результаты
6. Рефлексия Цель: Коррекция отработки способа действия и контроль.
(5 мин)
Организует самостоятельную коррекционную работу.
- Комфортно ли вам было работать в группах? Оцените продуктивность работы своей группы: не отвлекались ли вы на посторонние темы? (на листочке)
- Какими источниками информации вы пользовались?
- Каков ваш вклад в решение проблемы?
- Чье выступление явилось решающим в опровержении гипотезы?
Выставление отметок.
- Важнейшим результатом нашего урока стало знакомство с общей схемой исследований. В дальнейшем каждый из вас научится проводить самостоятельное исследование по разным темам. Спасибо за работу!
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Рефлексия своих действий
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7. Домашнее задание Цель: Закрепление учебных действий.
(2 мин)
Узнай, сколько воды расходует твоя семья. Предложи способы экономии воды.
Подготовь презентацию о значении и экономии воды для младших школьников.
Самостоятельное создание продукта. Моделирование.
Умение выражать свои мысли
Мобилизация сил к волевому усилию
Работа в группах
Изучение нового материала. (5 мин)
Каждая группа учащихся — маленькая «научная лаборатория», которая выбирает своего «научного руководителя», отвечающего за работу группы
- Вы получили задания, которые нужно обсудить в группах, ответить на вопросы и подготовить выступление. Слушатели сделают вывод: ваша информация подтверждает или опровергает нашу гипотезу?
Раздаточный материал для групп (из параграфа 19).
Сообщение для группы №1 Вода и человек. Целебные свойства воды.
Хотя вода сама по себе не имеет питательной ценности, без нее невозможно существование живых организмов. Тело ребенка от рождения до годовалого возраста состоит на 80-85 процентов из воды. Со временем количество ее уменьшается и к 18 годам составляет 65-70 процентов. Вода поистине «носитель жизни». Она растворяет и переносит по кровеносным сосудам вещества для обмена.
- Какова главная мысль этого сообщения?
- Любая вода пригодна для питья? Как в нашей школе решают эту проблему?
- Ваше сообщение опровергает или подтверждает нашу гипотезу? (вопрос классу)
Сообщение для группы №2 Сталактиты – что это вода или….
По некоторым расчетам общемировое потребление воды в настоящее время достигает 3300 км в кубе в год, то есть чуть менее 6оо м кубических на каждого жителя Земли. Но не все люди на земле обеспечены питьевой водой. Около 60% всей поверхности суши – это районы, где отсутствует или ощущается недостаток пресной воды. В настоящее время 80 стран сталкиваются с проблемой нехватки пресной воды.
- Какова главная мысль этого сообщения?
- Как решить проблему нехватки пресной воды?
- Ваше сообщение опровергает или подтверждает нашу гипотезу?
Опыт как сделать сталактиты дома
Сообщение для группы №3 Гидроэлектростанции
Люди давно научились использовать энергию движущейся воды. На реках строили платины и водяные мельницы. Падающая с плотины вода крутила мельничные колеса. Много веков совершенствовалось водяное колесо, пока не стало современной гидравлической турбиной. Гидроэлектростанции (ГЭС) производят самую дешевую энергию. В десятку самых крупных ГЭС мира входит Российская Красноярская ГЭС на Енисее.
- Какова главная мысль этого сообщения?
- Где можно строить гидроэлектростанции?
- Ваше сообщение опровергает или подтверждает нашу гипотезу?
Эксперимент.
1.Попробуйте воду на вкус и определите свойства воды. Изучите состав воды по этикетке. – Какие вещества входят в состав воды?
- Расскажите о свойствах воды.
- Часто встречаются подобные источники?
- Какова главная мысль этого сообщения?
- Ваше сообщение опровергает или подтверждает нашу гипотезу?
2. Использование в хозяйстве. Сказка о нефтяной рыбке.
Загрязнение поверхностных вод началось в России еще в XVI в., когда начали удобрять поля навозом. С тех пор в центральных районах страны основным загрязнителем вод было сельское хозяйство. С развитием промышленности и ростом городов стала расти роль коммунальных и промышленных загрязнений.
К началу 90-х гг. в России качество вод большинства поверхностных водоемов страны не отвечало установленным нормативам. Главными загрязняющими поверхностные воды веществами являются нефтепродукты, фенолы.
- Какова главная мысль этого сообщения?
- Предложите пути решения этой проблемы.
- Ваше сообщение опровергает или подтверждает нашу гипотезу?