Цели и задачи урока:
- Формирование понятия об атмосферном давлении
- Формирование представлений о закономерностях изменения атмосферного давления, о способах его измерения.
- Развитие умений решать задачи, используя данные по теме «Атмосферное давление».
Оборудование:
- барометр-анероид, оборудование для опытов, карточки, презентация, учебник, методическое пособие по географии 6 кл.
Ход урока:
Изучение нового материала:
На уроках географии в этом году мы с вами познакомились уже с несколькими оболочками Земли.
(?) С какими? – литосфера, гидросфера.
А сейчас мы изучаем ещё одну оболочку Земли. Мне бы хотелось, чтобы Вы ее узнали в стихотворении:
« Есть ли, дети, одеяло
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, не взглянуть?
Пропускало б дождь и свет
Есть, вроде бы и нет?»
О какой оболочке идет речь?- атмосфера.
Итак, мы продолжаем изучение атмосферы. И прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, мне хотелось бы показать вам несколько опытов, на основании которых мы сформулируем с вами тему нашего урока.
Опыт 1. – стакан с водой, лист бумаги. Почему вода не вытекает из стакана и лист бумаги не падает?
Опыт 2.- Опыт с бутылкой воды и капельницей. – Что происходит с формой бутылки? Почему она деформируется?
Опыт 3. – пустой стакан, свеча, блюдце с водой, монетка.( опыт проводим с помощью ученика). Почему вода затекает в перевернутый стакан?
Почему происходят эти явления нам поможет разобраться наш сегодняшний урок. Проводя опыты мы наблюдали, что воздух давил на лист бумаги, прижимая его к стакану, на бутылку, на воду в блюдце.
Т.е. воздух давит на все предметы, на поверхность Земли. Попробуем сформулировать тему нашего урока, о чем пойдет сегодня речь -
О давлении воздуха!
Воздух на латин. языке звучит как «атмос», а что означает «давление» - это сила, с которой что-то, или кто-то давит на какой-либо предмет. Итак тема нашего урока - «Атмосферное давление».( Слайд№1-презентация)
Из всего выше сказанного попробуем сформулировать определение «атмосферного давления».
Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы.
Задачи урока: Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с тем как измеряется, какие приборы измеряют атмосферное давление и в каких единицах, как изменяется атмосферное давление ,научимся решать задачи.
Ученые выяснили, что воздух, как и всякое вещество, имеет массу, вес и следовательно оказывает давление на поверхность Земли, на все предметы.
Подсчитали, что столб воздуха давит на S=1 см.кв. с такой силой, как гиря в 1 кг 30г.
Ладонь человека – 100 см кв. Посчитайте с какой же силой давит воздух на ладонь? (130 кг). А в общем на нас давит воздух с силой в 15 т.
Почему же человек не чувствует этого давления?
Т.к. внутри нашего организма существует давление равное внешнему- атмосферному!
Одинаково ли во всей атмосфере давление воздуха?
Для ответа на этот вопрос нам необходимо знать вес воздуха в разных частях атмосферы.
(Слайд №2) – Вес 1м³ воздуха:
А) на уровне моря – 1 кг 293г
Б) на h= 12 км – 310 г
В) на h=40 км – 4г
Как меняется вес с высотой? Чем это можно объяснить? ( 80% воздуха сосредоточено в нижней части тропосферы).
Как вы думаете, одинаково ли атм. давление в разных частях атмосферы?- нет.
Как оно меняется с высотой?- понижается (рис . в учебнике )
Какие ощущения испытывает человек поднимаясь в горы, где давление ниже? – ( признаки горной болезни)
Это происходит потому, что организм человека не приспособлен к более низкому атм. давлению на большой высоте.
А в самолете? – создается искусственное Р ,комфортное человеку.
Как же измеряют атмосферное давление? – рассм. опыт Э.Торричелли(1643г)- (Слайд №3).
На доске заполняем схему: Приборы для измерения атм. давления( ртутный барометр, анероид, барометр – высотомер)
Что можно считать нормальным атмосферным давлением?
Определение записываем в тетрадь, с помощью учебника стр. 114.
Слайд №4 – задание №1. Определите показатели повышенного и пониженного атм. давления.
Слайд №5 - Как меняется давление с высотой?- уменьшается.
При подъеме на каждые 10,5 м давление уменьшается на 1 мм РТ.ст.
( учебник стр. 115)
Задание №2. (выполняется по группам , 3 вар. Заданий по колонкам). Задание на карточках. ( Анализируем, проверяем выполнение задания фронтально с использование слайдов №6,7,8)
Рассказ о значении барометра - высотомера ,с использованием методического пособия )
Слайд №9 - Барометр – анероид.
Результаты мини- исследования « Измерение атм. давления на 1 этаже лицея и на 3 этаже». Исследование выполняется заранее.
Слайд №10 – Задание №3 - Решение задач (по вариантам) .
Слайд №11 - Закрепление изученного материала.
Слайд №12 – Домашнее задание.
Урок по географии 6 класс.
Тема урока: Атмосферное давление.
Учитель: Поволоцкая И.В.
Цели и задачи урока:
- Формирование понятия об атмосферном давлении
- Формирование представлений о закономерностях изменения атмосферного давления, о способах его измерения.
- Развитие умений решать задачи, используя данные по теме «Атмосферное давление».
- барометр-анероид, оборудование для опытов, карточки, презентация, учебник, методическое пособие по географии 6 кл.
Ход урока:
Изучение нового материала:
На уроках географии в этом году мы с вами познакомились уже с несколькими оболочками Земли.
(?) С какими? – литосфера, гидросфера.
А сейчас мы изучаем ещё одну оболочку Земли. Мне бы хотелось, чтобы Вы ее узнали в стихотворении:
« Есть ли, дети, одеяло
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, не взглянуть?
Пропускало б дождь и свет
Есть, вроде бы и нет?»
О какой оболочке идет речь?- атмосфера.
Итак, мы продолжаем изучение атмосферы. И прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, мне хотелось бы показать вам несколько опытов, на основании которых мы сформулируем с вами тему нашего урока.
Опыт 1. – стакан с водой, лист бумаги. Почему вода не вытекает из стакана и лист бумаги не падает?
Опыт 2.- Опыт с бутылкой воды и капельницей. – Что происходит с формой бутылки? Почему она деформируется?
Опыт 3. – пустой стакан, свеча, блюдце с водой, монетка.( опыт проводим с помощью ученика). Почему вода затекает в перевернутый стакан?
Почему происходят эти явления нам поможет разобраться наш сегодняшний урок. Проводя опыты мы наблюдали, что воздух давил на лист бумаги, прижимая его к стакану, на бутылку, на воду в блюдце.
Т.е. воздух давит на все предметы, на поверхность Земли. Попробуем сформулировать тему нашего урока, о чем пойдет сегодня речь -
О давлении воздуха!
Воздух на латин. языке звучит как «атмос», а что означает «давление» - это сила, с которой что-то, или кто-то давит на какой-либо предмет. Итак тема нашего урока - «Атмосферное давление».( Слайд№1-презентация)
Из всего выше сказанного попробуем сформулировать определение «атмосферного давления».
Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы.
Задачи урока: Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с тем как измеряется, какие приборы измеряют атмосферное давление и в каких единицах, как изменяется атмосферное давление ,научимся решать задачи.
Ученые выяснили, что воздух, как и всякое вещество, имеет массу, вес и следовательно оказывает давление на поверхность Земли, на все предметы.
Подсчитали, что столб воздуха давит на S=1 см.кв. с такой силой, как гиря в 1 кг 30г.
Ладонь человека – 100 см кв. Посчитайте с какой же силой давит воздух на ладонь? (130 кг). А в общем на нас давит воздух с силой в 15 т.
Почему же человек не чувствует этого давления?
Т.к. внутри нашего организма существует давление равное внешнему- атмосферному!
Одинаково ли во всей атмосфере давление воздуха?
Для ответа на этот вопрос нам необходимо знать вес воздуха в разных частях атмосферы.
(Слайд №2) – Вес 1м³ воздуха:
А) на уровне моря – 1 кг 293г
Б) на h= 12 км – 310 г
В) на h=40 км – 4г
Как меняется вес с высотой? Чем это можно объяснить? ( 80% воздуха сосредоточено в нижней части тропосферы).
Как вы думаете, одинаково ли атм. давление в разных частях атмосферы?- нет.
Как оно меняется с высотой?- понижается (рис . в учебнике )
Какие ощущения испытывает человек поднимаясь в горы, где давление ниже? – ( признаки горной болезни)
Это происходит потому, что организм человека не приспособлен к более низкому атм. давлению на большой высоте.
А в самолете? – создается искусственное Р ,комфортное человеку.
Как же измеряют атмосферное давление? – рассм. опыт Э.Торричелли(1643г)- (Слайд №3).
На доске заполняем схему: Приборы для измерения атм. давления( ртутный барометр, анероид, барометр – высотомер)
Что можно считать нормальным атмосферным давлением?
Определение записываем в тетрадь, с помощью учебника стр. 114.
Слайд №4 – задание №1. Определите показатели повышенного и пониженного атм. давления.
Слайд №5 - Как меняется давление с высотой?- уменьшается.
При подъеме на каждые 10,5 м давление уменьшается на 1 мм РТ.ст.
( учебник стр. 115)
Задание №2. (выполняется по группам , 3 вар. Заданий по колонкам). Задание на карточках. ( Анализируем, проверяем выполнение задания фронтально с использование слайдов №6,7,8)
Рассказ о значении барометра - высотомера ,с использованием методического пособия )
Слайд №9 - Барометр – анероид.
Результаты мини- исследования « Измерение атм. давления на 1 этаже лицея и на 3 этаже». Исследование выполняется заранее.
Слайд №10 – Задание №3 - Решение задач (по вариантам) .
Слайд №11 - Закрепление изученного материала.
Слайд №12 – Домашнее задание.