Тип урока: актуализация имеющихся знаний, изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, рассказ, анализ и составление схем, фронтальный опрос, индивидуальные сообщения, опыты, работа с текстом учебника авторов В.А. Кошевой, Т.Л. Смоткунович География 5 класс, работа со слайдами презентации.
Образовательные ресурсы: физическая карта полушарий, учебник, презентация, лабораторное оборудование, вода, лед.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты: предметные - освоить знания о воде, ее свойствах, значении, круговороте воды в природе, определять по карте местонахождение географических объектов;
метапредметные – должны уметь находить в различных источниках информацию, анализировать ее и преобразовывать, описывать мировой круговорот воды в природе;
личностные – проявляют познавательный интерес к изучению географии.
Этапы урока
Содержание урока
Формирование УУД
Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Поиск решения проблемы.
Самостоятельное применение знаний.
Итог урока.
1.О чем пойдет речь сегодня на уроке, если тема называется - «Самое обычное и необыкновенное вещество на Земле?
2.Встречается ли вода на других планетах? В каком виде?
3.В каком виде встречается вода на Земле?
Существует мнение, что вода на Земле самое распространенное вещество, но при этом самое необыкновенное вещество.
Согласны ли вы с этим утверждением?
Какой вопрос у вас возник?
Можно ли утверждать, что вода – самое необыкновенное вещество на Земле?
-Какие у вас будут гипотезы?
-Что вы знаете о воде?
Давайте докажем, что вода самое обычное вещество.
Демонстрация слайда 2.
Воды много 150 0000000000000000000 л или 250 млрд. т на каждого жителя.
-В каких состояниях бывает вода?
(слайд )
-Где встречается вода?
Составить схему «Вода на Земле».(работа в тетради).
(слайд )
Вся вода на Земле образует оболочку, которая называется гидросфера. (работа в тетради).
Работа с физической картой полушарий:
-Где находится самое большое скопление соленой воды на Земле?
(слайд )-Тихий океан.
-Где находится самое большое скопление пресной воды?
(слайд )- озеро Байкал.
-Где находится больше всего воды в твердом виде?
(слайд )- Антарктида.
Живые организмы тоже содержат воду. Назовите известные вам организмы, которые более чем на 90 % состоят из воды.
(слайд ).
Человек тоже состоит из воды. В среднем вода составляет 2/3 массы человека.(слайд 8).
- Хотите узнать, сколько в вас воды?
Если вы знаете вес своего тела, то можно легко это подсчитать по формуле: m воды = m тела х 2/3
(слайд ).
Без воды человек не может долго жить, если человек потеряет 12% воды, он может погибнуть. Поэтому мы должны пить воду.
Человек также использует воду в своей деятельности.
- Что вы об этом знаете?
Использование воды человеком (слайд).
- Человек много и постоянно использует воду, почему количество воды на Земле не уменьшается?
Вспомните что такое круговорот воды в природе?
(слайд ).
По рисунку 90 учебника с. 95 составить рассказ о круговороте воды.
Во время рассказа формируются понятия «испарение», «конденсация», «просачивание», «агрегатное состояние»
Физкультминутка.
На вопросы учителя отвечать «да» или «нет». При этом, если ответ «да» - хлопать в ладоши, если «нет» - махать рукой.
-Иней, роса – это вода?
- Дождь, град, роса – это жидкая вода?
- Мы пьем чай с утра – это жидкая вода?
- Радуга на небе – это вода?
- Снег и лед на Антарктиде – это жидкая вода?
- Облака на небе – это жидкая вода?
Теперь, давайте найдем доказательства уникальных свойств воды. Для этого я приглашаю помощников – ребят, который помогут вам вспомнить или узнать свойства воды.
Остальные уч-ся заполняют таблицу.
Свойства воды
Значение в природе
Демонстрация опыта « Текучесть воды».
Демонстрация опыта « Вода - растворитель» (сахар, соль, мел растворить в воде).
Демонстрация свойства «твердая вода легче жидкой» ( кусочки льда опустить в воду).
- О каких свойствах воды вы еще знаете?
Поработайте с учебником и до конца заполните таблицу.
Проверка таблицы.
Сообщения учащихся о современных исследованиях воды.
«У воды есть память?», «Живая и мертвая вода».
Возвращаемся к проблемному вопросу
Можно ли утверждать, что вода – самое необыкновенное вещество на Земле?
Учащиеся делают вывод.
Ответить на вопросы 1-3 с. 98
Выполнить задания 4, 5, 6,7.
Общий вывод по уроку.
Рефлексия. Самооценка.
Оценки за урок, комментарии.
Домашнее задание: параграф 17, творческие задания по выбору: найти или сочинить стихотворения о воде;
Сочинить сказку о путешествии капельки или снежинки; нарисовать рисунок на тему - «Вода чудо природы».
Познавательные УУД.
1.Анализировать, сравнивать, обобщать факты.
2.Преобразовывать информацию. Составлять схему, таблицу.
3.Уметь определять источники информации.
4.Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД.
1.Отсаивать свою точку зрения, приводить аргументы, факты.
2.Понимать позицию другого.
3.Выступать с сообщением.
Регулятивные УУД.
1.Самостоятельно формулировать проблему, определять цель учебной деятельности.
2.Выдвигать гипотезы.
3.Сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4.Осуществлять самооценку своих действий.