kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Человек и вода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  с презентацией по теме Человек и вода из раздела "Гидросфера"  по учебнику  В.А. Кошевого "Мир Земли". Цель урока- изучение значения воды в жизни и хозяйственной деятельности человека  через решение следующих задач: 1 Формирование исследовательского подхода при изучении темы вода.2.Ознакомление учащихся с ролью воды в разные периоды человеческой цивилизации.3. Ознакомление обучающихся со схемами оплаты за воду в своей местности.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Человек и вода" »

Конспект проблемно-диалогического урока в 6 классе по географии

Тема урока «Человек и вода»


Цель урока: Изучение значения воды в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

  1. формирование исследовательского подхода обучения при изучении темы: «Человек и вода»;

  2. ознакомление школьников со значением воды в жизни человека в различные периоды развития цивилизации;

  3. ознакомление обучающихся со схемами оплаты за воду существующих в России.

Оборудование: учебник географии 6 класс География. (Мир Земли), авторы В.А. Кошевой, И.В. Душина, А.А. Лобжанидзе Москва, Баласс 2007 г;

( Образовательная система «Школа 2100»), рабочая тетрадь к учебнику «География» («Мир Земли»), 6-й класс/ под ред. В.А. В.А. Кошевого.- М.: Баласс, 2088.-2008.-80с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»); атлас начальный курс географии 6 класс. АСТ пресс, компьютер; мультимедийный проектор; компьютерная презентация по теме «Человек и вода»; настенные физическая карта Евразии,рабочая тетрадьдля каждого ученика.

Основные представления и понятия: энергия воды, приливные электростанции, схемы оплаты за воду.

Тип урока: проблемно-диалогический.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2-5 минут).

  2. Создание проблемной ситуации (3-7 минут).

  3. Актуализация знаний (3- 5 минут).

  4. Открытие нового знания (по этапам содержания урока)

  5. (15-20 минут).

  6. Применение новых знаний (5-10 минут).

  7. Итог. Оценивание. Домашнее задание (3-5 минут).


Урок учитель начинает с загадки

Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою


слайд с данной загадкой


Ребята легко отвечают, что в данной загадке говорится о воде.

Давайте дальше вспомним пословицы и поговорки о воде Учитель предлагает вниманию школьников пословицы и поговорки, такие как:

- снега надует - хлеба пребудет, вода разольется – сена наберется;

- еще ты не сидел у воды без хлеба;

- где много воды, там больше будет денег;

- по которой реке плыть, ту и воду пить;

- где воды не было, там сухо;

- апрель с водой, а май с травой

слайд с поговорками и пословицами


Учащиеся отвечают, что в данных поговорках и пословицах говорится о значении

воды в хозяйственной деятельности человека.

Учитель подводит детей к формулировке темы урока


слайд с темой урока « Человек и вода»


Учитель озвучивает следующий факт. Наша планета из космоса-голубой шар , , т.к 2/ 3 или 71% планеты заняты водой.


слайд с диаграммой суша 29% воды71%

Учитель :

-Кто напомнит состав гидросферы? 96%-соленые воды океанов, и лишь 4% пресные воды

слайд с составом гидросферы. 4 % пресной воды. И 96% соленой

Учитель создает диалемму: с одной стороны воды много, но пригодной для использования человеком мало.

Следующим этапом урока учитель предлагает учащимся прослушать высказывание и ответить на вопрос о чём данное высказывание вице - президента Всемирного банка Исмаила Серагельдина, отвечающего за финансирование проектов, связанных с защитой окружающей среды:

слайд с данным высказыванием).

«Если вооруженные конфликты нынешнего столетия нередко возникали из – за нефти, то кровавые конфликты будущего века будут вспыхивать из – за воды»


Ребята анализируют высказывание, и делают вывод: что в данном высказывании говорится о значении пресной воды в жизни современного человечества, а так же о том, что во многих регионах мира стоит острая проблема нехватки водных ресурсов, из – за чего возможны военные конфликты в мире.

На основании пословиц и поговорок, а так же высказывания вице - президента Всемирного банка, формулируется проблема урока, о том, что нам сегодня предстоит выяснить на уроке.


Слайд с проблемным вопросом.

Действительно ли вода ценность, которую нужно беречь?


- Ребята,какие будут у вас гипотез,. предложения , для доказательства или опровержения этого высказывания?( что имеет ценность, что часто используется)


Слайд с вопросами для учащихся.


1.вопрос: Какое значение имеет вода в хозяйственной деятельности человека.

2вопрос: Какое значение имеет вода в жизни человека.


Следующий этап урока актуализация знаний. ( что уже знаем по проблеме)


Слайд с вопросами

1.стр 200 на желтом фоне (Много ли воды в нашей местности? Где вода находится?)


2 стр 59 раб тетр зад 4( работа по атласу )


Учитель предлагает учащимся открыть стр. 59, рабочей тетради и выполнить задание №4. Учащиеся работают по атласу. В процессе работы учащийся вызывается к доске и показывает на каких реках расположены города, перечисленные в задании.

Слайд Вывод люди селятся у рек .Почему ? Это нам предстоит выяснить добывая новые знания.

Что бы правильно ответить на данный вопрос учащиеся анализируют совместно с учителем текс параграфа на стр200

учитель подводит детей к ответам и выводу


слайд с первым выводом.


Жители древнейших государств признавали воду основой бытия


-Мы живем в Саратовской области где главная река это ( ответ учащихся-Волга)

Учитель предлагает прослушать сообщение, подготовленное одним учащимся по опережающему заданию.

Сообщение на тему: Река Волга её хозяйственное значение и экологические проблемы.


Учитель С ростом численности людей на Земле , с развитием хозяйства Растет потребность людей в воде. Найдем подтверждение этому в тексте учебника . Стр 201 учебника комментированное чтение


Затем учащиеся делают второй вывод урока:

Потребность в пресной воде с каждым годом возрастает в связи с развитием промышленности и сельского хозяйства, а так же с возрастающими потребностями населения в водных ресурсах.

слайд со вторым выводом)

Физминутка.( анимационная)

Учитель создает проблемный вопрос Вода- Великая труженица . она постоянно движется . Каким образом? Подводит учащихся к ответу- круговорот воды.


Слайд с круговоротом воды

Анализируя схему учащиеся, вспоминают, что мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Гидросфера объединяет все виды природных вод. Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане. Ее меньшая часть входит в состав поверхностных вод.

Учитель- Большое значение имеет движущаяся вода, её энергия. Как человек её использует?


Слайд с заданием работа с учебником стр 202 Энергия вод на службе у человека. комментированное чтение


Учитель совместно с учащимися называет положительные стороны использования приливных электростанций:


Слайд с выводами

- устойчиво работают в энергосистемах;

- не загрязняют атмосферу вредными выбросами в отличие от тепловых станций;

-стоимость электроэнергии самая дешевая в энергосистеме;


Следующим этапом урока учащиеся устанавливают связь с жизнью в быту

Учитель спрашивает как вода поступает в ваши дома ребята?

Следующий этап применение новых знаний. Используя свои новые знания, школьники должны установить стоимость воды, поступающей в их дом, и рассчитать плату за неё.

Выполнение этих заданий будет способствовать началу экономического образования и экологического воспитания школьников.

На дом учащимся было дано опережающее задание, узнать у родителей схему оплаты за воду в их семье.

С помощью учителя школьники изучают различные схемы оплаты за воду.

Слайд с схемами оплаты учитель комментирует.


Изучив схемы оплаты воды, учащиеся выбирают ту схему, по которой за воду оплачивает их семья. Учитель раздает карточки с схемами оплаты учащиеся подсчитывают

1.Рассчитайте плату за воду , поступающую в дом. Дом оборудован счетчиком воды. Один кубический метр воды стоит в нашем селе- 35 рублей. Семья израсходовала за месяц три кубических метра воды.

2. Рассчитайте плату за воду , поступающую в дом. Дом не оборудован счетчиком воды. В этом случае плата установлена подушевая- с каждого проживающего в доме . Эта плата составляет 80рублей с человека.Семья состоит из 4-х человек.А если в семье 6 человек?

3. Рассчитайте плату за воду которую использует семья, если вода в дом не подведена. Источник водоснабжения- колонка на улице. В этом случае в нашем селе действует тариф- 50 рублей с человека. Семья состоит из 4-х человек.


Подведение итогов.

Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.


слайд с выводом урока.

Вывод по проблеме. Люди не могут жить без воды. С каждым годом увеличивается количество используемой воды на хозяйственные нужды. Разумно использовать запасы чистых пресных вод – жизненно важная задача


Слайд с высказыванием Сент-Экзепюри

Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь…»


Учащиеся самоанализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.


Слайд с д.з


Затем школьники записывают домашнее задание.

  1. Творческое задание. Найти пословицы, поговорки, стихи о воде. Практическое задание.

Подсчитайте сколько примерно воды Вы расходуете за сутки, за месяц, за год? (Подсчитайте среднее число в литрах) ( Задание на стр. 203 учебника).

Какие меры экономии воды Вы можете предпринять у себя дома?

( задание на стр. 59, рабочей тетради).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Человек и вода"

Автор: Гузачева Елена Александровна

Дата: 02.07.2014

Номер свидетельства: 109314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-obzh-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "133615"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416556962"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Разработка урока по географии "Северный Ледовитый океан" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-sieviernyi-liedovityi-okiean-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107765"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403437540"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства