Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Человек и вода"
Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Человек и вода"
Конспект урока с презентацией по теме Человек и вода из раздела "Гидросфера" по учебнику В.А. Кошевого "Мир Земли". Цель урока- изучение значения воды в жизни и хозяйственной деятельности человека через решение следующих задач: 1 Формирование исследовательского подхода при изучении темы вода.2.Ознакомление учащихся с ролью воды в разные периоды человеческой цивилизации.3. Ознакомление обучающихся со схемами оплаты за воду в своей местности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Человек и вода" »
Конспект проблемно-диалогического урока в 6 классе по географии
Тема урока «Человек и вода»
Цель урока: Изучение значения воды в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Задачи:
формирование исследовательского подхода обучения при изучении темы: «Человек и вода»;
ознакомление школьников со значением воды в жизни человека в различные периоды развития цивилизации;
ознакомление обучающихся со схемами оплаты за воду существующих в России.
Оборудование: учебник географии 6 класс География. (Мир Земли), авторы В.А. Кошевой, И.В. Душина, А.А. Лобжанидзе Москва, Баласс 2007 г;
( Образовательная система «Школа 2100»), рабочая тетрадь к учебнику «География» («Мир Земли»), 6-й класс/ под ред. В.А. В.А. Кошевого.- М.: Баласс, 2088.-2008.-80с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»); атлас начальный курс географии 6 класс. АСТ пресс, компьютер; мультимедийный проектор; компьютерная презентация по теме «Человек и вода»; настенные физическая карта Евразии,рабочая тетрадьдля каждого ученика.
Основные представления и понятия: энергия воды, приливные электростанции, схемы оплаты за воду.
Тип урока: проблемно-диалогический.
Ход урока:
Организационный момент (2-5 минут).
Создание проблемной ситуации (3-7 минут).
Актуализация знаний (3- 5 минут).
Открытие нового знания (по этапам содержания урока)
(15-20 минут).
Применение новых знаний (5-10 минут).
Итог. Оценивание. Домашнее задание (3-5 минут).
Урок учитель начинает с загадки
Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою
слайд с данной загадкой
Ребята легко отвечают, что в данной загадке говорится о воде.
Давайте дальше вспомним пословицы и поговорки о воде Учитель предлагает вниманию школьников пословицы и поговорки, такие как:
- снега надует - хлеба пребудет, вода разольется – сена наберется;
- еще ты не сидел у воды без хлеба;
- где много воды, там больше будет денег;
- по которой реке плыть, ту и воду пить;
- где воды не было, там сухо;
- апрель с водой, а май с травой
слайд с поговорками и пословицами
Учащиеся отвечают, что в данных поговорках и пословицах говорится о значении
воды в хозяйственной деятельности человека.
Учитель подводит детей к формулировке темы урока
слайд с темой урока « Человек и вода»
Учитель озвучивает следующий факт. Наша планета из космоса-голубой шар , , т.к 2/ 3 или 71% планеты заняты водой.
слайд с диаграммой суша 29% воды71%
Учитель :
-Кто напомнит состав гидросферы? 96%-соленые воды океанов, и лишь 4% пресные воды
слайд с составом гидросферы. 4 % пресной воды. И 96% соленой
Учитель создает диалемму: с одной стороны воды много, но пригодной для использования человеком мало.
Следующим этапом урока учитель предлагает учащимся прослушать высказывание и ответить на вопрос о чём данное высказывание вице - президента Всемирного банка Исмаила Серагельдина, отвечающего за финансирование проектов, связанных с защитой окружающей среды:
слайд с данным высказыванием).
«Если вооруженные конфликты нынешнего столетия нередко возникали из – за нефти, то кровавые конфликты будущего века будут вспыхивать из – за воды»
Ребята анализируют высказывание, и делают вывод: что в данном высказывании говорится о значении пресной воды в жизни современного человечества, а так же о том, что во многих регионах мира стоит острая проблема нехватки водных ресурсов, из – за чего возможны военные конфликты в мире.
На основании пословиц и поговорок, а так же высказывания вице - президента Всемирного банка, формулируется проблема урока, о том, что нам сегодня предстоит выяснить на уроке.
Слайд с проблемным вопросом.
Действительно ли вода ценность, которую нужно беречь?
- Ребята,какие будут у вас гипотез,. предложения , для доказательства или опровержения этого высказывания?( что имеет ценность, что часто используется)
Слайд с вопросами для учащихся.
1.вопрос: Какое значение имеет вода в хозяйственной деятельности человека.
2вопрос: Какое значение имеет вода в жизни человека.
Следующий этап урока актуализация знаний. ( что уже знаем по проблеме)
Слайд с вопросами
1.стр 200 на желтом фоне (Много ли воды в нашей местности? Где вода находится?)
2 стр 59 раб тетр зад 4( работа по атласу )
Учитель предлагает учащимся открыть стр. 59, рабочей тетради и выполнить задание №4. Учащиеся работают по атласу. В процессе работы учащийся вызывается к доске и показывает на каких реках расположены города, перечисленные в задании.
Слайд Вывод люди селятся у рек .Почему ? Это нам предстоит выяснить добывая новые знания.
Что бы правильно ответить на данный вопрос учащиеся анализируют совместно с учителем текс параграфа на стр200
учитель подводит детей к ответам и выводу
слайд с первым выводом.
Жители древнейших государств признавали воду основой бытия
-Мы живем в Саратовской области где главная река это ( ответ учащихся-Волга)
Учитель предлагает прослушать сообщение, подготовленное одним учащимся по опережающему заданию.
Сообщение на тему: Река Волга её хозяйственное значение и экологические проблемы.
Учитель С ростом численности людей на Земле , с развитием хозяйства Растет потребность людей в воде. Найдем подтверждение этому в тексте учебника . Стр 201 учебника комментированное чтение
Затем учащиеся делают второй вывод урока:
Потребность в пресной воде с каждым годом возрастает в связи с развитием промышленности и сельского хозяйства, а так же с возрастающими потребностями населения в водных ресурсах.
слайд со вторым выводом)
Физминутка.( анимационная)
Учитель создает проблемный вопрос Вода- Великая труженица . она постоянно движется . Каким образом? Подводит учащихся к ответу- круговорот воды.
Слайд с круговоротом воды
Анализируя схему учащиеся, вспоминают, что мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Гидросфера объединяет все виды природных вод. Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане. Ее меньшая часть входит в состав поверхностных вод.
Учитель- Большое значение имеет движущаяся вода, её энергия. Как человек её использует?
Слайд с заданием работа с учебником стр 202 Энергия вод на службе у человека. комментированное чтение
Учитель совместно с учащимися называет положительные стороны использования приливных электростанций:
Слайд с выводами
- устойчиво работают в энергосистемах;
- не загрязняют атмосферу вредными выбросами в отличие от тепловых станций;
-стоимость электроэнергии самая дешевая в энергосистеме;
Следующим этапом урока учащиеся устанавливают связь с жизнью в быту
Учитель спрашивает как вода поступает в ваши дома ребята?
Следующий этап применение новых знаний. Используя свои новые знания, школьники должны установить стоимость воды, поступающей в их дом, и рассчитать плату за неё.
Выполнение этих заданий будет способствовать началу экономического образования и экологического воспитания школьников.
На дом учащимся было дано опережающее задание, узнать у родителей схему оплаты за воду в их семье.
С помощью учителя школьники изучают различные схемы оплаты за воду.
Слайд с схемами оплаты учитель комментирует.
Изучив схемы оплаты воды, учащиеся выбирают ту схему, по которой за воду оплачивает их семья. Учитель раздает карточки с схемами оплаты учащиеся подсчитывают
1.Рассчитайте плату за воду , поступающую в дом. Дом оборудован счетчиком воды. Один кубический метр воды стоит в нашем селе- 35 рублей. Семья израсходовала за месяц три кубических метра воды.
2. Рассчитайте плату за воду , поступающую в дом. Дом не оборудован счетчиком воды. В этом случае плата установлена подушевая- с каждого проживающего в доме . Эта плата составляет 80рублей с человека.Семья состоит из 4-х человек.А если в семье 6 человек?
3. Рассчитайте плату за воду которую использует семья, если вода в дом не подведена. Источник водоснабжения- колонка на улице. В этом случае в нашем селе действует тариф- 50 рублей с человека. Семья состоит из 4-х человек.
Подведение итогов.
Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.
слайд с выводом урока.
Вывод по проблеме. Люди не могут жить без воды. С каждым годом увеличивается количество используемой воды на хозяйственные нужды. Разумно использовать запасы чистых пресных вод – жизненно важная задача
Слайд с высказыванием Сент-Экзепюри
Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь…»
Учащиеся самоанализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.
Слайд с д.з
Затем школьники записывают домашнее задание.
Творческое задание. Найти пословицы, поговорки, стихи о воде. Практическое задание.
Подсчитайте сколько примерно воды Вы расходуете за сутки, за месяц, за год? (Подсчитайте среднее число в литрах) ( Задание на стр. 203 учебника).
Какие меры экономии воды Вы можете предпринять у себя дома?