kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Внутренние воды россии. Реки."

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ «СОШ №2» п. Садовый

Конспект урока по теме "Внутренние воды России. Реки"

8 класс

Разработан учителем географии

Кутуковой Л. А.

 

2017-2018 учебный год

Цели урока:

 создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, расширить и углубить знания о реках на примере российских рек в ходе формирования понятий «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток»

Развивающие: содействовать развитию у обучающихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации; развивать логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать научное мировоззрение и познавательный интерес к предмету

Тип урока: комбинированный

Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности.

Оборудование:

учебник И.И. Баринова География. Природа России 8 класс; атласы; контурные карты; Физическая карта России; таблицы; компьютер; проектор; презентация “Реки России.”

Ход урока

I. Организационный момент Приветствие учителя.

II. Актуализация знаний

Без воды нет жизни!

? Почему в запасе горноспасателей, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале только 8 дней?

Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы.

Уважительно и ласково русский человек обращался к рекам: Волга – матушка, Амур – батюшка, Цна – голубка, Енисей – богатырь, Ока – красавица.

Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”. (Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды)

III. Изучение нового материала

Сегодня мы посветим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки.

Запишите тему урока: “Реки России”.

На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии.

Вопросы для повторения ранее изученного материала (работа со схемой, изображённой на доске)

Крупные реки России

Работа с картой: учитель называет и показывает реки на интерактивной карте – распределение рек по бассейнам). Учащиеся находят их на карте атласа и обозначают в контурных картах реки.

Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте

Найдите и отметьте реки СЛО: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

Найдите и отметьте реки Тихого океана: Амур, Анадырь.

Найдите и отметьте реки Атлантического океана: Дон и Кубань, Нева.

Найдите и отметьте реки: Волгу, Урал, Терек.

– Что объединяет отмеченные вами реки?

(Ответы учащихся: они впадают в Каспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока

– Куда текут крупнейшие реки России? Почему?

(Ответы учащихся: большая территория России имеет уклон к северу)

– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере?

(Ответы учащихся: на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).

Влияние рельефа на реки.

Падение – превышение истока реки над устьем (м). Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км)

Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сделать вывод: падение горных или равнинных рек больше.

Для выполнения заданий используем таблицу:

Справочный материал “Реки России”

Реки

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Высота устья

Притоки

Амур

Б. Хинган

Охотское море

4440

1000

0

Сунгари, Уссури, Шилка, Аргунь

Волга

Валдайская возвышенность

Каспийское море

3531

256

-28

Кама, Ока

Дон

Среднерусская возвышенность

Азовское море

1870

300

0

Северный Донец, Хопер

Енисей

Восточный Саян

Карское море

4102

1000

0

Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска

Лена

Байкальский хребет

море Лаптевых

4400

930

0

Алдан, Вилюй, Олекма, Витим

Обь

Телецкое озеро (Бия и Катунь)

Карское море

5410

1000

0

Иртыш

Нева

Ладожское озеро

Финский залив

74

4

0

Охта, Тосна

“Реки – продукт климата” А.И.Воейков.

С помощью карты на экране определите типы питания рек. (Ответы учащихся: снеговое, ледниковое, дождевое).

– Один ли источник питания у рек России? (Ответы учащихся: нет несколько, значит питание смешанное)

Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.

С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.

– Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

– Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.

Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек?

(Ответы учащихся: на питание и режим рек большое влияние оказывает климат)

Стихийные явления на реках.

На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление.

IV. Закрепление знаний.

Составьте пары: река-приток

1) Волга

1) Аргунь

2) Енисей

2) Иртыш

3) Лена

3) Ока

4) Обь

4) Алдан

5) Амур

5) Ангара

Исключите реку:

Индигирка, Лена, Колыма, Амур, Обь

Амур, Анадырь, Уссури, Шилка, Ока

Дон, Нева, Яна, Западная Двина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Внутренние воды россии. Реки."»

МКОУ «СОШ №2»











Конспект урока по теме "Внутренние воды России. Реки"

8 класс



Разработан учителем географии

Кутуковой Л. А.























2017-2018 учебный год



Цели урока:

создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, расширить и углубить знания о реках на примере российских рек в ходе формирования понятий «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток»

Развивающие: содействовать развитию у обучающихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации; развивать логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать научное мировоззрение и познавательный интерес к предмету

Тип урока: комбинированный

Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности.

Оборудование:

учебник И.И. Баринова География. Природа России 8 класс; атласы; контурные карты; Физическая карта России; таблицы; компьютер; проектор; презентация “Реки России.”



Ход урока

I. Организационный момент Приветствие учителя.

II. Актуализация знаний

Без воды нет жизни!

??? Почему в запасе горноспасателей, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале только 8 дней?

Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы.

Уважительно и ласково русский человек обращался к рекам: Волга – матушка, Амур – батюшка, Цна – голубка, Енисей – богатырь, Ока – красавица.

Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”. (Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды)

III. Изучение нового материала

Сегодня мы посветим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки.

Запишите тему урока: “Реки России”.

На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии.

Вопросы для повторения ранее изученного материала (работа со схемой, изображённой на доске)

Крупные реки России

Работа с картой: учитель называет и показывает реки на интерактивной карте – распределение рек по бассейнам). Учащиеся находят их на карте атласа и обозначают в контурных картах реки.

Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте

Найдите и отметьте реки СЛО: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

Найдите и отметьте реки Тихого океана: Амур, Анадырь.

Найдите и отметьте реки Атлантического океана: Дон и Кубань, Нева.

Найдите и отметьте реки: Волгу, Урал, Терек.

– Что объединяет отмеченные вами реки?

(Ответы учащихся: они впадают в Каспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока

– Куда текут крупнейшие реки России? Почему?

(Ответы учащихся: большая территория России имеет уклон к северу)

– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере?

(Ответы учащихся: на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).

Влияние рельефа на реки.

Падение – превышение истока реки над устьем (м). Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км)

Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сделать вывод: падение горных или равнинных рек больше.

Для выполнения заданий используем таблицу:

Справочный материал “Реки России”



Реки


Исток


Устье

Длина реки, км


Высота истока, м


Высота устья

Притоки


Амур


Б. Хинган


Охотское море


4440


1000


0


Сунгари, Уссури, Шилка, Аргунь


Волга


Валдайская возвышенность


Каспийское море


3531


256


-28


Кама, Ока


Дон


Среднерусская возвышенность


Азовское море


1870


300


0


Северный Донец, Хопер


Енисей


Восточный Саян


Карское море


4102


1000


0


Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска


Лена


Байкальский хребет


море Лаптевых


4400


930


0


Алдан, Вилюй, Олекма, Витим


Обь


Телецкое озеро (Бия и Катунь)


Карское море


5410


1000


0


Иртыш


Нева


Ладожское озеро


Финский залив


74


4


0


Охта, Тосна




“Реки – продукт климата” А.И.Воейков.

С помощью карты на экране определите типы питания рек. (Ответы учащихся: снеговое, ледниковое, дождевое).

– Один ли источник питания у рек России? (Ответы учащихся: нет несколько, значит питание смешанное)

Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.

С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.

– Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

– Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.

Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек?

(Ответы учащихся: на питание и режим рек большое влияние оказывает климат)

Стихийные явления на реках.

На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление.

IV. Закрепление знаний.

Составьте пары: река-приток

1) Волга


1) Аргунь


2) Енисей


2) Иртыш


3) Лена


3) Ока


4) Обь


4) Алдан


5) Амур


5) Ангара




Исключите реку:

Индигирка, Лена, Колыма, Амур, Обь

Амур, Анадырь, Уссури, Шилка, Ока

Дон, Нева, Яна, Западная Двина


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по теме "Внутренние воды россии. Реки."

Автор: Кутукова Людмила Анатольевна

Дата: 01.02.2020

Номер свидетельства: 538108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме "Внутренние воды России. Реки." "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vnutrienniie-vody-rossii-rieki-1"
    ["file_id"] => string(6) "148854"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419866644"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме "Внутренние воды России. Реки". "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vnutrienniie-vody-rossii-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "144174"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418662915"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация урока на тему: "Разнообразие внутренних вод России" "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-uroka-na-tiemu-raznoobraziie-vnutriennikh-vod-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "220640"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434718193"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок "Внутренние воды России" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(32) "urokvnutrienniievodyrossii8klass"
    ["file_id"] => string(6) "282360"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453693266"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок "Внутренние воды России" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(33) "urokvnutrienniievodyrossii8klass1"
    ["file_id"] => string(6) "282361"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453693273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства