МКОУ «СОШ №2» п. Садовый
Конспект урока по теме "Внутренние воды России. Реки"
8 класс
Разработан учителем географии
Кутуковой Л. А.
2017-2018 учебный год
Цели урока:
создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, расширить и углубить знания о реках на примере российских рек в ходе формирования понятий «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток»
Развивающие: содействовать развитию у обучающихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации; развивать логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать научное мировоззрение и познавательный интерес к предмету
Тип урока: комбинированный
Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности.
Оборудование:
учебник И.И. Баринова География. Природа России 8 класс; атласы; контурные карты; Физическая карта России; таблицы; компьютер; проектор; презентация “Реки России.”
Ход урока
I. Организационный момент Приветствие учителя.
II. Актуализация знаний
Без воды нет жизни!
? Почему в запасе горноспасателей, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале только 8 дней?
Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы.
Уважительно и ласково русский человек обращался к рекам: Волга – матушка, Амур – батюшка, Цна – голубка, Енисей – богатырь, Ока – красавица.
Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.
Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”. (Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды)
III. Изучение нового материала
Сегодня мы посветим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки.
Запишите тему урока: “Реки России”.
На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии.
Вопросы для повторения ранее изученного материала (работа со схемой, изображённой на доске)
Крупные реки России
Работа с картой: учитель называет и показывает реки на интерактивной карте – распределение рек по бассейнам). Учащиеся находят их на карте атласа и обозначают в контурных картах реки.
Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте
Найдите и отметьте реки СЛО: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.
Найдите и отметьте реки Тихого океана: Амур, Анадырь.
Найдите и отметьте реки Атлантического океана: Дон и Кубань, Нева.
Найдите и отметьте реки: Волгу, Урал, Терек.
– Что объединяет отмеченные вами реки?
(Ответы учащихся: они впадают в Каспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока
– Куда текут крупнейшие реки России? Почему?
(Ответы учащихся: большая территория России имеет уклон к северу)
– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере?
(Ответы учащихся: на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).
Влияние рельефа на реки.
Падение – превышение истока реки над устьем (м). Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км)
Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сделать вывод: падение горных или равнинных рек больше.
Для выполнения заданий используем таблицу:
Справочный материал “Реки России”
Реки | Исток | Устье | Длина реки, км | Высота истока, м | Высота устья | Притоки |
Амур | Б. Хинган | Охотское море | 4440 | 1000 | 0 | Сунгари, Уссури, Шилка, Аргунь |
Волга | Валдайская возвышенность | Каспийское море | 3531 | 256 | -28 | Кама, Ока |
Дон | Среднерусская возвышенность | Азовское море | 1870 | 300 | 0 | Северный Донец, Хопер |
Енисей | Восточный Саян | Карское море | 4102 | 1000 | 0 | Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска |
Лена | Байкальский хребет | море Лаптевых | 4400 | 930 | 0 | Алдан, Вилюй, Олекма, Витим |
Обь | Телецкое озеро (Бия и Катунь) | Карское море | 5410 | 1000 | 0 | Иртыш |
Нева | Ладожское озеро | Финский залив | 74 | 4 | 0 | Охта, Тосна |
“Реки – продукт климата” А.И.Воейков.
С помощью карты на экране определите типы питания рек. (Ответы учащихся: снеговое, ледниковое, дождевое).
– Один ли источник питания у рек России? (Ответы учащихся: нет несколько, значит питание смешанное)
Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.
С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.
– Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.
– Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.
Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)
Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.
Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек?
(Ответы учащихся: на питание и режим рек большое влияние оказывает климат)
Стихийные явления на реках.
На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление.
IV. Закрепление знаний.
Составьте пары: река-приток
1) Волга | 1) Аргунь |
2) Енисей | 2) Иртыш |
3) Лена | 3) Ока |
4) Обь | 4) Алдан |
5) Амур | 5) Ангара |
Исключите реку:
Индигирка, Лена, Колыма, Амур, Обь
Амур, Анадырь, Уссури, Шилка, Ока
Дон, Нева, Яна, Западная Двина