kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии в 6 классе на тему «Географические координаты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

значимость географических координат для практической жизни людей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 6 классе на тему «Географические координаты»»

Урок по географии в 6 классе на тему «Географические координаты».

I. Цели урока:

а) образовательные: в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;

б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;

в) воспитательные:

  • учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей;

  • проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;

  • научатся аккуратно вести записи на контурной карте.

Задачи урока: в результате урока учащиеся научатся определять:

  • географическую широту;

  • географическую долготу;

  • географические координаты.

II. Методы обучения:

  1. По источнику знания:
    а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;
    б) наглядные – работа с рисунками № 39, 40 в учебнике; с картами на доске, глобусом, контурной картой;
    в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.

  2. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

  3. По степени самостоятельности:
    а) с учителем при получении нового знания;
    б) в паре при решении пробного упражнения;
    в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

III.. Формы обучения:

Практическая работа.

IV. Формы организации работы в классе:

  1. индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;

  2. парная, при выполнении пробного упражнения;

  3. индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.

VХод урока:

1 этап: Организационный момент.

1. Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.

2. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. В рабочей тетради записали число. Нарисовали квадрат размером 2см.× 2см. Поставили буквы и цифры. (Образец на доске; рис. 1). А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»

 

  а  

  б  

  в  

  г  

  1  

 

 

+

 

2

 

 

 

+

3

+

 

 

 

4

+

 

 

 

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Вопросы:

  1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) полюсом;
    г) меридианом.

  2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) тропиком;
    г) меридианом.

  3. Направления запад → восток показывают: 
    а) параллели;
    б) меридианы.

  4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: 
    а) 90°;
    б) 360°;
    в) 180°.

Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.

2. Основной этап. Введение нового материала.

Учитель: Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.

Запишем тему урока в тетрадь.

«Географические координаты»

Решим задачу. «Потерпевший кораблекрушение герой романа Жуль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите этот остров на карте.»

Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота.

Учитель спрашивает: «-Почему вы не смогли определить место крушения?»

Учащиеся фиксируют свои затруднения (проговаривают вслух). «Мы не знаем, как определить географическую широту и географическую долготу, т.е. географические координаты»

Учитель: А что нужно сделать, для того чтобы определить координаты?

Учащиеся: Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую долготу.

Учитель: Что значит определить географическую широту? Откройте учебник на странице 56 рис. 39. Найдите экватор – самую длинную параллель. Параллельно экватору на расстоянии 10° друг от друга проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с.ш.) а расположенные к югу от экватора – южную широту (ю.ш.). Так как наша страна находится к северу от экватора, то все географические объекты в нашей стране имеют северную широту. Запишем в тетрадь.

  • Параллель 23,5° с.ш. – это Северный тропик;

  • Параллель 23,5° ю.ш. – это Южный тропик;

  • Параллель 66,5° с.ш. – Северный полярный круг;

  • Параллель 66,5° ю.ш. – Южный полярный круг.

(Учащиеся по рисунку находят расположение, названных параллелей).

Учитель: Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Определим географическую широту г.Санкт-Петербурга. Для того чтобы правильно определить широту объекта воспользуемся алгоритмом «Шаг за шагом» на странице 58 учебника.

Учащиеся читают вслух.

Определяем географическую широту:

  1. Найти объект на карте.

  2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

  3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.

(Учащиеся находят г. Санкт-Петербург; определяют, что он находится в северном полушарии, определяют широту параллели – 60° с.ш.)

Учитель: Запишем в тетради г.Санкт-Петербург – 60° с.ш. А как определить географическую широту точки, если она расположена между параллелями? Например г. Москва. Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом».

Учащиеся читают.

Если объект расположен между параллелями, следует:

  1. Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)

  2. Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)

  3. Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели. Так, ближайшая к Москве параллель со стороны экватора – 50° с.ш. Расстояние от этой параллели до Москвы равно 6°. Мы уже знаем, что Москва расположена севернее параллели, проведенной через заданную точку.

Учитель: Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите географическую широту городов Париж, Кейптаун.

Учащиеся самостоятельно определяют географическую широту этих точек и записывают в тетради:

  • г. Париж – 48° с.ш.

  • г. Кейптаун – 34° ю.ш.

Затем учитель вызывает ученика и тот записывает ответы на доске. Проверяется правильность определения географической широты

Учитель: По «Физической карте России» определите географическую широту мыса Челюскин.

Ученик у доски определяет и записывает м.Челюскин – 77°с.ш.

Вывод: Определить географическую широту точки это значит найти параллель, на которой она расположена.

Учитель: Вернёмся к нашему герою капитану Гранту. Он сумел добраться до о.Табор (37° ю.ш. и 153° з.д.). Нашли эту точку на «Физической карте полушарий» (учащиеся находят нужную параллель, а вот с определением долготы у них возникают затруднения, эти затруднения учащиеся проговаривают вслух)

Ученик: Мы не знаем, как определяется географическая долгота. Проектируем план действий.

  1. Послушать учителя по данному вопросу.

  2. Проработать алгоритм «Шаг за шагом»

Учитель: Что значит определить географическую долготу?

Работа с рис. 40 стр. 57 учебника.

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Запишем в словарь определение понятия «географическая долгота». Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.

Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом» на стр.58 учебника «Определяем географическую долготу»

Ученик: Определим долготу г.Санкт-Петербурга. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

  1. Найти объект на карте.

  2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

  3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.40 в учебнике).

Учащиеся работают с рисунком 40 учебника.

Учитель: А что необходимо сделать, чтобы определить географическую долготу объекта, если он находится между меридианами? Читаем дальше алгоритм «Шаг за шагом».

Ученик: Если объект располагается между меридианами, следует:

  • Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).

  • Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).

  • Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана. Так, ближайший к Москве меридиан со стороны нулевого меридиана – 30° в.д. Расстояние от этого меридиана до Москвы 7,5°. Москва находится к востоку от меридиана 30° в.д., значит, её долгота 30°+7,5°=37,5° в.д.

Учитель: Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт-Петербурга и г. Москвы.

Учащиеся дописывают к г.Санкт-Петербургу и г. Москве географическую долготу.

Учитель: Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г. Москвы. Запишем в словарь определение понятия «географические координаты». А теперь самостоятельно по «Физической карте полушарий» определите географическую долготу г. Париж и г. Кейптаун.

Учащиеся определяют географическую долготу этих городов, записывают в тетради и называют географические координаты этих точек:

  • город Париж – 48° с.ш., 2° в.д.

  • город Кейптаун – 34° ю.ш., 18° в.д.

Учитель: По «Физической карте России» определите географическую долготу мыса Челюскин и запишите полученный результат в тетради. Зачитайте полученные координаты (мыс Челюскин 77° с.ш., 104° в.д.).

Учащиеся определяют географические координаты мыса Челюскин.

Вывод: Определить географическую долготу точки – это значит найти меридиан, на котором она расположена.

Учитель: А теперь мы уже можем определить, где же наш герой капитан Грант потерпел кораблекрушение.

Учащиеся: На «Физической карте полушарий» определяют место кораблекрушения (о.Табор – 37° ю.ш., 153° в.д.)

Учитель: Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.

3. Закрепление.

Учитель: Используя «Физическую карту полушарий», выполним задания.

  1. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты: 69° ю.ш. и 91°з.д. Что это за остров?

Учащиеся определяют, что это за остров Петра I (трое учащихся определяют точку на глобусах).

  1. Шхуна «Пилигрим» (Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан») находилась на 44° ю.ш. и 165° долготы к западу или востоку от линии Гринвича. В каком океане?

Учащиеся определяют, что шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. (т.к. 44°ю.ш. и 165°в.д. находятся острова Новая Зеландия)

  1. Учитель: Выполним задания на контурной карте.

  • В 1911 году группа норвежцев под командованием Руаля Амундсена достигла Южного полюса. Началось их путешествие в Китовой бухте (78°ю.ш., 165°з.д.). Отметьте на карте их маршрут и укажите направление движения.

  • Задание повышенной сложности.

В 1937 году В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс – Северная Америка (точка приземления – 49°с.ш., 123°з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта, укажите его направление, координаты основных пунктов.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на контурной карте. Затем проводят взаимоконтроль.

Далее учитель показывает на карте полушарий образец выполненной работы (на «Физической карте полушарий» стрелками на магнитах показан маршрут движения Руаля Амундсена (стрелки синего цвета) и В.П. Чкалова (стрелки красного цвета)).

4. Задание на дом.

  1. Изучить §10.

  2. Ответить устно на вопросы 2, 3.

  3. В тетради «Мой тренажер» задание №26(1), №30, №32, №31 (усложнённое) (по выбору учащихся).

Литература

  1. Николина В.В. География 6 класс. Методические разработки. – М., Просвещение, 2007.

  2. Никитина И.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс. – М., Вако, 2005.

  3. Морозова Л.П. Занимательные материалы по географии 6 класс. – Волгоград, Издательский торговый дом «Корифей», 2007.

Учебно-методический комплекс урока.

  1. Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9, 10-11 классы., - М., Просвещение 2009.

  2. Учебник «География. Природа и люди» под редакцией Алексеева А.И., - М., Просвещение 2007.

  3. Николина В.В. География 6 кл. Методические рекомендации. – М., Просвещение 2007.

  4. Николина В.В. Мой тренажер. – М., Просвещение 2007.

  5. Гусева Е.Е. География 6 кл. «Конструктор» текущего контроля. – М., Просвещение 2008.

  6. Физическая карта полушарий, физическая карта России.

  7. Глобусы.







Аспектный анализ урока географии в 6 классе «Географические координаты».

Аспектный анализ урока географии «Географические координаты» (6 класс).

Класс: 6

Тема урока: «Географические координаты».

Место урока в изучении темы «Географическая карта»:

На изучение темы отводится 5 часов. Это первый урок в изучении темы.

Тип урока: урок построения системы знаний. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично-поисковые, практические методы обучения, применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, карта, атлас, мультимедийные средства).

Цель урока: способствовать формированию представлений о географических координатах заданной точки и умений их определять.

Задачи:

образовательные: обеспечение усвоения и закрепления понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; создание условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на карте полушарий;

развивающие: совершенствование умения ориентироваться по географической карте; формирование картографической грамотности;

воспитательные: воспитание чувства ответственности в работе, чувства уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля; воспитание уважения к мнению других.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, физическая карта полушарий, глобусы, атласы.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: вступительное слово учителя обеспечило мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, фронтальная беседа, индивидуальная работа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, работа с глобусами и картами, работа с учебником, в рабочей тетради, рефлексия. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.





Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения географических координат. Элемент новизны в использовании информационных технологий на данном уроке – работа с электронным приложением к учебнику. Структура урока построена с использованием системы развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера.

На уроке формировались следующие компетентности: информационная, коммуникативная, практическая.

Универсальные учебные действия (УУД), формируемые на уроке:

Предметные: называть и показывать на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан, географическую широту, географическую долготу, географические координаты; определять географическую широту, географическую долготу и координаты заданной точки; географическое положение объекта.

Личностные: проявление интереса к новому материалу; владение навыками применения географических знаний в различных жизненных ситуациях.

Познавательные: выделять главные существенные признаки понятий, сравнивать объекты по заданным критериям, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: высказывать суждения, подтверждая их фактами, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Урок состоит из 6 этапов, логически связанных между собой:

  1. Мотивация к учебной деятельности. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала, на котором учащиеся пытались самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  2. Актуализация знаний. Учащиеся выполняют творческое задание на определение направлений по карте, аргументировано отвечают на вопросы.

  3. Изучение нового материала. На этом этапе использовались приёмы выделение наиболее существенных признаков понятий, запись в тетради, анализ, синтез, обобщение, межпредметные связи, работа с электронным приложением к учебнику, работа с рисунками учебника.







  1. Первичное осмысление и закрепление. На этапе проверки понимания учащимися нового материала была организована работа с физической картой полушарий и картами атласа.

  2. Итоги урока. Рефлексия. На этом этапе организована самостоятельная работа, проведено самооценивание собственной деятельности учителем и учащимися. Подведены итоги урока, озвучены оценки.

  3. Домашнее задание. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приёмам и навыкам самостоятельной работы, на развитие творческих способностей учащихся.

Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логически связаны между собой.

При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и компетентностно - ориентированный подход в обучении.

Урок содержит большой объём информации. Использование личностно-ориентированных заданий способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке своевременно осуществлена в форме физкультминутки для предупреждения утомления глаз и профилактики сколиоза.

Достаточно высокая работоспособность учащихся в течении всего урока обеспечивалась разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся. Считаю, что урок цели достиг.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по географии в 6 классе на тему «Географические координаты»

Автор: Самсонникова Марина Анатольевна

Дата: 09.07.2025

Номер свидетельства: 672616

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Географические координаты- конспект урока в 6классе "
    ["seo_title"] => string(57) "gieoghrafichieskiie-koordinaty-konspiekt-uroka-v-6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "205910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430054843"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок географии 6 класс по теме "Географические координаты широта и долгота". "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-ghieoghrafii-6-klass-po-tiemie-gieoghrafichieskiie-koordinaty-shirota-i-dolghota"
    ["file_id"] => string(6) "118527"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413179569"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по географии по теме "Географическое прочтение романа Жюля Верна  «Пятнадцатилетний капитан»"."
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-po-tiemie-gieoghrafichieskoie-prochtieniie-romana-zhiulia-vierna-piatnadtsatilietnii-kapitan"
    ["file_id"] => string(6) "253682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447648438"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Географические координаты""
    ["seo_title"] => string(41) "konspekt_uroka_geograficheskie_koordinaty"
    ["file_id"] => string(6) "576263"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616406225"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Тема "Глобус. Градусная сеть. Географические координаты" "
    ["seo_title"] => string(59) "tiema-globus-gradusnaia-siet-gieoghrafichieskiie-koordinaty"
    ["file_id"] => string(6) "132075"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416282834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства