Конспект урока по географии по теме "Географическое прочтение романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»".
Конспект урока по географии по теме "Географическое прочтение романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»".
В данной работе представлен интегрированый урок географии и литературы.
Тип урока – урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Форма урока – ретро-путешествие.
Подготовительная работа. Прочесть роман Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан». Класс делится на команды. Каждая команда выбирает себе название, капитана.
Оборудование. Физическая карта полушарий, атлас. Составные детали самодельного компаса (иглы, пенеплен, чаши с водой); диски с киноэкранизацией романа («Пятнадцатилетний капитан», 1947г.;) и с документальным фильмом «Киты» (Национального географического общества).
В ходе проведения урока учащиеся демонстрируют знания полученные по теме "Географические координаты", умения работать с географическими картами, получают навык взаимодействия в команде и показывают результаты командной работы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии по теме "Географическое прочтение романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»".»
Разработка урока по географии 7 класса.
Географическое прочтение романа Жюля Верна
«Пятнадцатилетний капитан».
Интегрированный урок географии и литературы.
Тип урока – урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Форма урока – ретро-путешествие.
Подготовительная работа. Прочесть роман Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан». Класс делится на команды. Каждая команда выбирает себе название, капитана.
Оборудование. Физическая карта полушарий, атлас. Составные детали самодельного компаса (иглы, пенеплен, чаши с водой); диски с киноэкранизацией романа («Пятнадцатилетний капитан», 1947г.;) и с документальным фильмом «Киты» (Национального географического общества).
Ход урока.
Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие с командой шхуны «Пилигрим», вместе Диком Сэндом, его друзьями и недругами. Наше путешествие на сегодняшнем уроке мы будем совершать по карте. Карта – это своего рода шифрограмма-загадка (а кто не любит разгадывать интересные загадки?). Помогать нам разгадывать географические ребусы будут герои замечательного французского писателя Жуля Верна.
2 февраля 1873г. Шхуна находилась на 43 ю.ш. и 165 з.д. от Гринвича. Давайте расположим судно на карте по заданным координатам и попробуем рассказать о времени года в этом мести. Что означает 165 градусов к западу от Гринвича?
Ответ учащихся. Меридиан, проходящий через г. Лондон, считается начальным (нулевым). Название произошло от расположенной вблизи Лондона старой Гринвичской обсерватории. От нулевого меридиана мы отсчитываем 165 градусов к западу.
Один ученик прикрепляет фигурку кораблика на настенную карту, а все остальные выполняют задание в контурной карте.
Учитель. Шхуна «Пилигрим» отправилась в увлекательный и опасный путь. Предлагаю восстановить маршрут героев Ж. Верна.
Один из учеников читает фрагмент из романа Ж. Верна, выделяя географические названия. Во время чтения текста ученики находят географические объекты на карте атласа.
1 команда. Определить координаты мыса Горн (55 ю.ш. и 67 з.д.) и мыса Доброй Надежды (34 ю.ш. и 18 в.д.)
2 команда. Между какими параллелями и меридианами лежат острова Новая Зеландия (35-45 ю.ш. и 164-178 в.д.) и Тасмания (41-43 ю.ш. и 145-149 в.д.). Результаты демонстрируют на карте.
Учитель. Команда «Пилигрима» снаряжалась для охоты на китов. Члены команды шхуны были опытными китобоями. Опасность пришла неожиданно – в виде обезумевшей и разъярённой матери-китихи: она бросилась защищать своего маленького детёныша с таким отчаянием, что, погибая унесла с собой в океаническую пучину опытных моряков-китобойцев вместе с капитаном. И «Пилигрим» остался под командованием пятнадцатилетнего юноши.
Просмотр фрагмента документального фильма «Киты». Экологическая мини-дискуссия «Китобои или китиха?».
Ученики несколько минут размышляют над, тем, кого им больше жаль в этой схватке: самку, мужественно защищавшую своего детёныша, или трагически погибших моряков. Высказывают своё мнение.
Учитель. А как вы думаете, Ж. Верн случайно назвал китобойную шхуну в своём романе именно так?
Ответ учащихся. Конечно, нет. Синонимы к слову «пилигрим» - странник, путник, путешественник. Название судна подготавливает читателей романа к путешествиям и приключениям.
Учитель. Да, экстремальные ситуации для Дика Сэнда и его друзей с гибелью капитана Хала, к сожалению, не закончились. И теперь они возникли благодаря стараниям лжеповара Негоро. Накануне своей смерти капитан успел нанести на карту положение судна: оно находилось под 43 ю.ш. и 164 з.д. Определите местоположение «Пилигрима» на карте.
Учащиеся обнаруживают, что шхуна недалеко переместилась относительно точки, которую мы уже отметили на карте.
Учитель. Напоминаю, что у пассажиров было единственное желание: добраться как можно быстрее до Вальпараисо или до какого-нибудь другого ближайшего порта на американском побережье. Давайте посмотрим, в какой именно порт могли доплыть скорее. Заслушиваются детские версии.
Учитель. Для того, чтобы привести судно в назначенное место, Дику Сэнду необходимо было определять место корабля в открытом море. Какие приборы, находившиеся в его распоряжении, помогли бы сделать точные измерения?
Ответ учащихся. Рассказывают о секстане, хронометре, лаге и компасе. Они говорят о том, что юный капитан мог пользоваться только компасом и лагом. К сожалению, он не умел обращаться с секстаном, хронометром.
Учитель. А теперь вспомните. Что же сделал судовой кок для того, чтобы неопытный капитан привел корабль в Африку.
Учащиеся дают краткие рассказы о кознях Негоро.
Просмотр эпизода киноэкранизации и чтение (или пересказ) одним из учеников соответствующего фрагмента романа.
Учитель. Опираясь на текст романа, попробуем проследить, насколько изменилось направление судна от заданного после того, как Негоро подложил железный брусок под компас.
1 команда. Определите и покажите, в каком направлении должна была двигаться шхуна.
2 команда. Определите и покажите, как двигалось судно на самом деле.
Учащимся предлагается сделать самодельные компасы и с их помощью определяют стороны горизонта, подтверждая свои ответы с помощью школьных компасов.
Учитель. А теперь я предлагаю пополнить картотеку Великого французского писателя новейшими достижениями в области картографии.
Сообщения членов команд.
- В наши дни на помощь картографии пришли космические спутники, их информация передаётся на компьютеры, которые преобразуют её в карты. -
- GPS (Global Positioning System) – это современная система глобального определения местоположения. В настоящее время в ней 30 работающих спутников. Для точного определения координат достаточно «видеть» 4 спутника. Погодные условия – не помеха для работы прибора. Уже сейчас GPS-функция встраивается в мобильные телефоны.
Учитель. Да. Если у Дика Сэнда и его друзей был такой датчик, никакие злобные выходки работорговцев-похитителей им были не страшны.
Учитель. Долгих 4 месяца Дик со своими друзьями скитался по «чёрному» континенту, скрывающему в себе много опасностей и грязной лжи недругов молодого капитана. Возвратившись в Сан-Франциско, наш пятнадцатилетний капитан не почувствовал особого облегчения. Наоборот – его начали терзать угрызения совести. Как вы думаете почему?
Выслушиваются версии учащихся. Заключительное слово учителя (на фоне А. Макаревича к кинофильму «Капитан «Пилигрима»).
Те муки совести, какие терзали Дика Сэнда, должны появляться периодически в душе каждого человека. Юноша не мог простить, что из-за недостатка знаний он не сумел как следует справиться со своими обязанностями на корабле. «Да, - повторял он себе, - если бы на борту «Пилигрима» я знал всё то, что должен знать настоящий моряк, скольких несчастий можно было бы избежать». И поэтому он принялся штудировать учебники с невероятным усердием и рвением пытливого и любознательного читателя. Давайте же и мы будем получать знания с непреодолимым желанием совершать удивительные открытия, которые украсят нашу жизнь и помогут в преодолении жизненных трудностей.
В конце урока оценивается работа каждой группы и учащихся.