Здоровье и психосберегающая среда создается на основе комфортных условий, активных форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. – Ребята, Вы, как воспитанные люди, должны повернуться и поздороваться с гостями. Улыбнитесь, покажите, что Вы рады гостям. – Первые сядут девочки, а затем мальчики. – Ребята, Вы готовы к уроку? На Вас надеюсь я, друзья! Мы хороший, дружный класс, Все получиться у нас. . Создаёт учебную ситуацию целеполагания: побуждает обучающихся формулировать цели урока, структурирует предложенные формулировки Мы с вами познакомились с лесной зоной России, и ведь не секрет, что ни в одной стране мира нет таких лесов как у нас. Мы знаем, что леса России богаты хвойными, лиственными деревьями, богаты лекарственными растениями, в наших лесах растёт много грибов и ягод, живёт много различных ценных животных и птиц. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, закройте глаза и следуйте за мной. (звучит музыка, читаю стих.) С.Никулина «Русский лес»: Нет ничего милее, бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить- то мне лесовичок Средь зарослей колючих покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна. Течет вода-водица, вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, Душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног, А, если и устану – присяду на пенек. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: -устанавливать причинно-следственные связи. |
2 | Мотивационный этап - Актуализация знаний и формулировка темы урока | Создаёт учебные ситуации по изучению нового материала. Обращается к жизненному опыту учащихся. В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не был в лесу. Расскажите, что человек может делать в лесу Создаёт ситуацию рассогласования между имеющимися знаниями и результатами работы, создает условия для формулирования темы урока А всё, что перечислили - это ЗНАЧЕНИЕ….. Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока Создаёт учебную ситуацию целеполагания: побуждает обучающихся формулировать цели урока, структурирует предложенные формулировки 1. Ответы на какие вопросы вам интересно было бы узнать по теме урока? 2. Сформулируйте общую цель 4. Где мы сможем найти информацию по теме урока? Чтобы достичь цели урока, мы будем решать задачи: 1)повторить о географическом положении лесной зоны 2)познакомиться со значением леса 3)закрепить знания о значении леса | Ответы учащихся Значение леса Ответы ребят: познакомиться со значением лесов для природы и для человека - текст учебника, смотреть презентацию, наши знания | Регулятивные: -принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает правильность выполнения действий на уровне ретроспективной оценки. Личностные: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Познавательные: - строит речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: - учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию. |
3 | 1операциональный этап Первичное закрепление по задаче 1 | Игра с учащимися с целью проверки усвоенного материала В течение нескольких уроков мы с вами путешествовали по интересной природной зоне - какой? В каком направлении от тундры находится лесная зона? В каких частях России расположена эта зона? На какие три вида делится лесная зона? Какие виды животных обитают в лесах? Каких животных называют пушными? Сообщает учащимся, что каждое задание дети будут оценивать в таблице (у каждого) 5б.-выполнил отлично, доволен собой 4б.-хорошо, ошибся 1 раз 3б.-удовлетворен, но я ошибся 2 или 3 раза 2б.-задание было очень трудным однажды случилось непредвиденное: деревья, животные перепутались. Ваша задача: исправить ошибки (работа на карточках) На листах (самооценка - пятибальная шкала) каждый оценивает выполнение задания. Молодцы! Мы решили 1 задачу? Теперь оценим себя в таблице. | Участвуют в игре, показывают географические объекты на карте. Лесная зона К югу от тундры Расположена в европейской и азиатской частях России Тайга, смешанный и лиственный леса Травоядные, хищники, всеядные Звери с пушистым и прочным мехом. Вспоминают,заполняют таблицы, работают с картинками животных Да | Регулятивные: -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей; -адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
4 | 2операциональный этап - построение «открытия» новых знаний первичное закрепление по задаче 2 | Переходим к решению 2 задачи. Смотрят видеоролик «Лес-наш дом». (Знакомство учащихся со значением лесов для природы и в жизни человека) Задаёт вопросы: - Какое же значение имеет лес в жизни человека? - Какая проблема показана в видеоролике? - О чём же должны помнить люди, приходя в лес? Но об охране леса мы с вами будем говорить на след.уроках. Сейчас будем выполнять работу с учебником: на ваших столах карточки, вы должны заполнить пропуски, используя текст учебника стр. 88-89 Даю вам несколько минут на выполнение этого задания. Лес нужно…….и ……. . Лес наше……. Растения леса поглощают…….., а выделяют….. которым мы дышим. В засушливых местах высаживают……….. Из древесины строят….., изготавливают фанеру, ящики…… Из лекарственных растений получают….. Ягоды, грибы орехи нужны как….., так и ….. мы очень любим кушать ягоды….., грибы….. Промысловые животные дают человеку….., ……,…….,……. В лесу нельзя……,. Проверяем. (1 ученик читает получившийся текст) Оцениваем себя на листах. | Смотрят видеоролик Отвечают на вопросы - Место отдыха, дом для растений, животных, грибов, источник древесины -загрязнение леса Лес-наше богатство, его нужно охранять Работа на карточках по тексту учебника | Личностные: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Познавательные: - осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
5 | Физкультминутка | Звучит музыка. Дети по лесу гуляли, - Ходьба на месте, За природой наблюдали. - Повороты головой влево-право Вверх на солнце посмотрели - Встать на носки, руки через стороны И их лучики согрели.- вверх и посмотреть вверх. Чудеса у нас на свете - Присесть, руки на поясе. Стали карликами дети. А потом все дружно встали- Встать на носочках, руки на поясе, Великанами мы стали. - спина прямая, тянемся вверх. Бабочки летали, - Бег на месте, плавно махая руками. Крыльями махали. Дружно хлопаем,- Хлопки в ладоши, Ногами топаем. - Притопы на месте. Хорошо мы погуляли - Дети присаживаются на свои места И немножечко устали. - И слушают пение птиц. | Выполняют задания | Личностные: -установка на здоровый образ жизни; -установка на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
6 | 3операциональный этап первичное закрепление по задаче 3 | Мы справились с этой задачей? можно перейти к 3 задаче. Задание «Мы знаем лес». Учащимся выдаются карточки, они готовят ответы на вопросы. Учащиеся готовят краткое сообщение. Вопросы 1 карточки: Почему лес называют «лёгкими» Земли? Как лес влияет на жизнь других природных сообществ? Почему лес называют «зелёным» другом человека? -организует закрепление - каждому отвечающему предлагает провести самооценку ответа в таблице. Мы решили задачу? Оценили | Учащиеся работают самостоятельно в тетради, приходят к взаимному ответу на поставленные вопросы. Оценивают Да | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: -ориентироваться на разнообразие способов ответа на поставленные задачи; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - обобщать. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; |
7 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Рефлексия. | Создаёт учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения материала О чём мы говорили сегодня на уроке? Закончилось наше путешествие. Мы выполнили поставленные перед собой задачи, в результате мы познакомились со значением лесов для природы и для человека. Оценим себя, исходя из баллов в оценочных таблицах. Вот и закончилось наше знакомство со значением лесов. – Вы сегодня показали себя настоящими знатоками природы. Я оценила вашу работу сегодня на … До возвращения в класс, давайте в нашем лесу оставим памятную веточку с листочками (цвет листа-качество работы на уроке и усвоения материала) Зеленый-урок полезен для меня, хорошо работал, понимал, что говорилось на уроке) Жёлтый-принимал участие в уроке, ряд заданий было не достаточно понятно) Красный- пользы от урока получил мало, не очень понимал, о чем идет речь) | Проводят анализ достигнутых результатов путём сравнения с эталоном (целями урока) О значении леса Выставляют оценки. Приклеивают листочки к доске | Регулятивные: - внесение необходимых корректив в действие после его завершения и учёт характера сделанных ошибок. Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
8 | Домашнее задание | стр.89, вопросы на выбор № 4 или 5 | Записывают в дневник | Регулятивные: - проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |