Урок географии 7 класс по специальной (коррекционной) программе.
Тема: Природная зона – пустыни.
Цели: формирование у учащихся представлений о зоне пустынь (географическое положение зоны, климат, растительный и животный мир);
- развитие познавательной активности детей, умение работать с картой, дополнительной литературой;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру и к природе; развитие
коммуникативной компетенции.
Задачи: познакомить с природной зоной, с ее климатическими особенностями, с растительным и животным миром; формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять причинно – следственные связи, связанные с природными условиями, вызвать интерес к предмету.
Ход урока
1.Орг. момент.
Начинается урок,
Он пройдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
2. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы продолжим разговор о природных зонах. Но сначала вспомним темы прошедших уроков.
1задание. Определи, о какой зоне идет речь.
Эта зона занимает обширные пространства.
Климат умеренный.
Деревья хвойных пород занимают обширные пространства.
Много крупных зверей, в кронах деревьев проживает множество птиц.
В этих предложениях говорится о зоне лесов.
После какой зоны расположена зона лесов? (после зоны тундры)
2 задание .Прочитай название животных. Найди лишнее.
гага, кабан, песец, лемминг.
Проверяем. Приведите еще примеры обитателей тундры. (ответ детей)
3.Прочитай название растений. Какое из них в каждом ряду лишнее и почему?
Подорожник, типчак, гусиный лук, ковыль.
Полынь, мятлик, солянка, лишайник.
4 задание. С какого дерева ветки?
Проверяем
Пихта береза дуб сосона
Назовите , какие растения еще растут в лесу. (ответ детей)
Встаньте те дети, которые ответили на все задания правильно. Молодцы.
А остальным детям не надо огорчаться, вам надо будет повторить еще раз.
3 Введение в новую тему.
Сегодня мы начинаем изучение новой природной зоны. Мы уже с вами знаем расположение 4 зон, их характерные признаки климата, животный и растительный мир, занятия людей. А сегодня мы будем добыть новые знания о новой зоне, которая расположена после зоны степей. Кто сможет объяснить мне причины смены природных зон? (ответ детей).
А о какой зоне будем говорить, вы узнаете, если вы расшифруете слово, для этого есть ключ, которым вы воспользуетесь.
А1,Б 2,В 1, Г 2,А 3,Б 4,Г 4.
1
2
3
4
А
п
о
ы
в
Б
з
у
м
н
В
с
о
к
р
Г
е
т
ю
я
Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Пустыня
Итак, наша тема урока – зона пустынь.
А теперь попробуйте сформулировать цели нашего урока.
- Какие могут быть цели сегодняшнего урока?
Формирование…
Развитие…
Воспитание…
(дети ставят цели).
Ваши цели совпали с моими целями. И так цели нашего урока:
формирование представлений о зоне пустынь (географическое положение зоны, климат, растительный и животный мир);
- развитие познавательной активности, умение работать с картой, дополнительной литературой;
- воспитание взаимопомощи.
Географическое положение (работа с картой).
Полупустыни и пустыни России находятся на северо – западной окраине Прикайспиской низменности.
Как вы думаете, почему возникают пустыни? (ответ детей).
1.Малое количество выпадение осадков.
2.Большая часть влаги быстро испаряется.
3.Близость к экватору.
4.Удаленность от морей и океанов и недостижимы для влагонесущих ветров.
А теперь вы будете исследователями, вам необходимо изучить материал по теме, для этого вы поработаете в группах. А потом представите свои результаты работы.
Прежде чем начать работу вспомним правила работы в группах.
- Работать должны все.
- Один говорит, другие слушают.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял – переспроси.
- Помогайте друг другу.
- Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
- Умей признавать свои ошибки.
Выберите командира, который возьмет задания для группы.
Назовите источники, в которых можно найти нужные сведения? (ответ ребят)
Вы можете пользоваться учебниками, дополнительной литературой, картой. А затем оформите ваши результаты на больших листах.
4. Работа в группах.
5. Защита работ.
1 группа - климат пустынь (рассказ детей о климате).
Учитель обобщает ответы детей: . Климат пустынь и полупустынь довольно разнообразный. Средняя температура июля в полупустынях +24... +26°С, а в пустынях +26... +30°С. Жара местами доходит до +40... +50°С (в тени). Летом воздух очень сух. Поверхность днем накаляется до +70... + 80°С, Зима по сравнению с летом довольно суровая. Средняя температура января в полупустынях —20... —25°С, в пустынях —12 ... —16°С Зимой в пустынях дуют северо-восточные, холодные ветры. Снеговой покров невелик. После зимней стужи наступает короткая весна. В это время повышается уровень воды в реках за счет осадков и таяния снега. В пустынях дожди – явление редкое.
Какой можно сделать вывод?
- Климат сухой и жаркий;
- Лето жаркое, температура достигает до 70 С, дождей выпадает мало;
- Дуют сухие ветры – суховеи, бывают пыльные бури;
- Климат пустынь не везде одинаков.
Благодарю группу за работу.
Приглашаю 2 группу.
2 группа – растительный мир пустынь. Приспособление растений (рассказ детей).
Учитель обобщает ответы детей: Не смотря на жаркий климат пустынь, растительность здесь относительно разнообразна. Весной природа пустыни и полупустыни оживает. Всё покрыто зелёной травой, расцветают маки и тюльпаны, ирисы. К концу сезона все эти растения выгорают от солнца. Некоторые растения быстро вянут, но сохраняют при этом в земле свои органы (луковицы, клубни), другие же за два-три месяца проходят полный цикл жизни.
Вывод по сделанной работе:
- Быстро вянут, но сохраняют в земле корни, луковицы.
- Быстро цветут и созревают семена растений.
- У многих растений вместо листьев колючки, пластинки, у других безлистные зеленые побеги.
- Растения расположены далеко друг от друга.
Спасибо за проделанную работу.
3 группа – животный мир пустынь. (ответ детей).
Учитель обобщает ответы детей. Животный мир пустынь разнообразен. Животным приходиться приспосабливаться к условиям проживания в пустынях. Одна часть животных хорошо бегают, летают, другая делает прыжки, чтобы спастись от врагов. Значительная часть обитателей выживает, благодаря тому, что использует в качестве убежищ норы. В них они спасаются от врагов, жары и холода, в них находятся во время зимнего оцепенения или летней спячки. Средством защиты от врагов является также способность погружаться в песок в случае опасности. Широкое распространение имеет также пустынная окраска у самых различных групп обитателей пустынь с преобладанием у них светлых песчано-желтых тонов в цвете шерсти, в цвете перьев, в цвете чешуи. В некоторых случаях такая окраска имеет маскировочное значение. Жизнь в условиях открытого ландшафта требует от обитателей пустынь большой осторожности и принятия своевременных мер к спасению в случае приближения врага. В этом им помогают хорошо развитые органы зрения, слуха и обоняния. Среди млекопитающих одни убегают, другие прячутся в норы, третьи затаиваются. Летом многие животные ведут ночной образ жизни: они активизируются, когда спадает жара, а днем скрываются от действия высокой температуры различными способами. Спасаясь от зимних холодов и летней бескормицы в период засухи, многие пустынные животные впадают в спячку. У некоторых грызунов и степных черепах спячка начинается с лета и без перерыва переходит в зимнюю. Из других приспособлений к жизни в пустынях можно отметить неприхотливость в отношении качества воды (некоторые животные пьют горькую и соленую воду), способность удовлетворять потребность в питье за счет поедания сочного зеленого корма.
Какой вывод можно сделать из выступления детей? Как приспособились животные к условиям степи?
Вывод:
1.Неприхотливы к еде и пище.
2. Быстро передвигаются, прячутся в песке от врагов.
3. Ведут ночной образ жизни.
4.Имеют окраску перьев, шерсти под цвет поверхности.
Молодцы ребята. Спасибо за работу.
Кого бы из ваших групп, вы хотели поблагодарить за проделанную работу.
( выставление оценок).
6. Подведение итогов.
Как много интересного мы узнали сегодня на уроке. Это только малая частичка знаний, которую вы получили сегодня. Подведем итоги. Вспомним наши цели, какие открытия вы для себя сделали. (ответ детей).
А теперь я вам предлагаю выбрать предложение или закончить его.
Я открыл для себя много нового.
Мне еще нужно……
Для меня было приятным общение.
Мне удалось……………….
Я испытывал трудности при работе.(ответ детей)
Мне было приятно работать с вами. В своих творческих работах вы по-новому проявили себя. Для меня очень важно научить вас самим добывать знания. Сегодня вы были в роли маленьких исследователей.
Спасибо за урок.