Обобщающий урок по теме: «Южная Америка»
Цели урока:
Образовательные: Повторение изученного материала, его обобщение и
закрепление.
Развивающие: Развитие способности обобщать и систематизировать
изученный материал, развивать географическое мышление
школьников.
Воспитательные: Воспитывать в детях чувства товарищества дружбы,
сопереживать товарищу; узнать больше по географии.
Форма проведения: урок-коллаж.
Оборудование урока: Физ.карта полушарии, климатическая карта мира,
политическая карта мира, контур Южной Америки.
Ход урока
1. Организационный момент
Приготовьтесь к уроку. Откройте атласы на стр. Сегодня у нас заключительный, обобщающий урок по теме «Южная Америка». Цель нашего урока повторить изученный материал, обобщить и закрепить его.
При изучении материка с вам ипознакомились с:
1) географическое положение материка;
2) океаны у берегов материка;
3) рельеф и полезные ископаемые;
4) климат;
5) реки и озера;
6) природные зоны;
7) население и страны;
- Давайте вспомним, что такое рельеф?
- Рельеф - это неровности поверхности Земли.
- Какие формы рельефа вы знаете?
Рельеф
Горы Равнины
Низменности
Возвышенности
- Что вы можете сказать о рельефе ЮА?
- По характеру рельефа ЮА можно разделить на две части. На западе г. Анды и
на востоке преобладают равнины. Равнины лежат на древних платформах.
Равнины подразделяются на низменности: Амазонская, Ла-Платская и Оринокская. А между низменностями располагаются Гвианское и Бразильское
плоскогорья.
- Собрать контур материка по рельефу.
2. Описание любого материка начинается с крайних точек. Подписать крайние точки материка:
Северная - мыс Гальинас,
Южная - Фроуэрд,
Западная - Париньяс,
Восточная - Кабу-Бранку.
- Подписать океаны омывающие материк;
4. Подписать низменности, горы, плоскогорья;
5. Следующее задание называется «Самое, самое» (назвать и обозначить на
карте):
- Самая многоводная река мира - Амазонка ;
- Самый высокий на Земле водопад – Анхель (1054 м);
- Самое крупное высокогорное озеро мира – Титикака;
- Самый высокий в мире действующий вулкан - Охос-дель Саладо (6880 м)
- Самая протяженная в мире горная система - Анды (9000 км);
- Самый крупный эстуарий - Ла-Плата;
- Южная Америка - самый влажный и самый зеленый материк на земном
шаре.
6. Какие климатические пояса пересекают материк? Шесть климатических поясов:
1) Экваториальный климатический пояс
2) Субэкваториальный
3) Субэкваториальный
4) Тропический
5) Субтропический
6) Умеренный
7. Какие природные зоны характерны для ЮА?
8. По признакам определить природную зону.
- Распространены по обе стороны от экватора. Эту зону называют «легкими планеты». Здесь растет более 2 тысяч видов деревьев. Местное население называет эти непроходимые густые леса «сельва». Здесь обитает самая большая змея в мире - анаконда. (Влажные экваториальные леса или гилеи).
- Занимает Ла-Платскую низменность. Эту зону еще называют «пампой». На языке индейцев пампа означает «травянистая равнина». Лето здесь жаркое, зимой сильно дуют ветры. Годовое количество осадков в зоне пампы распределяется неравномерно. (Субтропическая степная зона).
9. Теперь давайте перейдем к рекам ЮА. Подписать на контуре реки ЮА.
10. На какие бассейны делятся реки ЮА и Казахстана?
В ЮА реки относятся к бассейну Атлантического океана т.к. почти все реки материка впадают в Атлантический океан. Реки Казахстана принадлежат к двум основным бассейнам: к бассейну Северного ледовитого океана и внутреннему бессточному озерному бассейну.
Например, Иртыш относится к бассейну Северного Ледовитого океана, Урал, Эмба - к бассейну Каспийского моря.
11.Сравните реки Амазонка и Иртыш.
План сравнения
Иртыш
Амазонка
1. Исток (начало) место впадения (устье).
Озеро Зайсан. Впадает
в реку Обь.
В г. Анды. Впадает в Атлантический океан.
2. К бассейну какого океана относится.
К Северному Ледовитому океану.
К Атлантическому океану.
3. Водный режим.
Течение медленное.
Медленное.
4. Источники питания.
Талые воды снегов и льдов, водами осадков.
Водами обильных осадков и ледников.
5. Хозяйственное использование.
Судоходная река, для выработки электроэнергии, промысловое значение.
Судоходная река.
12. Географический диктант.
13. Теперь давайте вспомним страны и населения ЮА. На какие регионы делятся страны ЮА?
В зависимости от природных условий материк делится на Андские страны и страны Равнинного Востока.
Страны ЮА:
Андские: Равнинного Востока:
Колумбия Венесуэла
Эквадор Гайана
Перу Суринам
Боливия Бразилия
Чили Парагвай
Уругвай
Аргентина
Французская Гвиана
14.На контурной карте обозначить страну и прикрепить флаг этой страны.
15. А) Коренным населением считается кто? (индейцы)
Б) Основное население - метисы (европейцы + индейцы)
В) Кто такие мулаты? (негры + европейцы)
Г) Кто такие самбо? (негры + индейцы)
Д) Почему ЮА и ЦА называют Латинской Америкой?
16.Найти ошибки в рассказе.
17. Вот мы с вами закончили изучение очередного материка со своей уникальной
природой. На этом уроке все вы работали очень хорошо, показали свои знания,
а главный результат урока - это то, что вы сами сумели создать в течение урока карту, комплексную карту Южной Америки.
Выставление оценок.
Домашнее задание.