Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности |
1.Орг. момент 1 мин | Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке. | Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу | Приветствие, эмоционально настраиваются на урок | Личностные: ответственность за предстоящую деятельность Метапредметные: организация своего рабочего места |
2.Актуализации имеющихся знаний и способов их применения 5-7 мин | Повторить теоретические сведения. Проверить домашнее задание | Сегодня утром по телевизору предавали новости. В Тихом океане произошло кораблекрушение, капитану и двум матросам удалось спастись. В МЧС было получено три сообщения, но они не допечатаны, видимо пропала связь. Сейчас я предлагаю вам в парах прочитать эти сообщения 1 группа читает вслух своё сообщение. Какие данные вы получили? Как определить широту? 2 группа читает свои данные. Как определить долготу? | Дети читают сообщения 13 градусов южной широты……. Найти параллель 163 градуса западной долготы Найти меридиан | Личностные: сочувствие к происшествию, желание оказать помощь Метапредметные: Умение анализировать, осуществления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем. Предметные: знания и географической долготе и широте |
3.Столкновение знания и незнания 3 мин | Столкнуть имеющиеся у школьников знания о широте и долготе с незнанием того, что с помощью их можно определять местоположения на карте. | У вас на партах есть карточки с картой полушарии. 1 группа определите широту 2 группа определите долготу Выделите их цветом! Получилось? Можно ли по указанным географическим координатам найти остров? | Учащиеся определяют параллель и меридиан и выделяют его цветом Пробуют найти остров Нет, нельзя, там много островов. (Приводят примеры островов?) | Личностные: понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей Предметные: определять по картам географическую широту и географическую долготу Метапредметные: умение осуществления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем. |
4. Целеполагание 3 мин | Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности | В чем же причина ваших затруднений? Какая проблема возникает? Как бы вы сформулировали цель нашего урока Как бы вы сформулировали цель урока? Как бы вы определили тему урока? Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели? | Не знаем, как по географическим координатам находить точку. Формулируют цель: Изучить тему географические координаты Формулируют тему урока Определение географических координат планируют деятельность вывести определение географических координат, научиться определять географические координаты | Личностные: Понимание важности оказания помощи товарищам Метапредметные: Определение границ незнания, постановка проблем, умение определять цель урока Предметные: Название нового географического понятия |
5. Открытие новых знаний 10 мин | Создать условия для исследования нового материала и решения поставленной задачи | Учитель предлагает открыть тетради записать число и тему урока «Определение географических координат» Итак, что нам необходимо сделать? Работаем в парах У вас на партах лежать карточки с текстами. Они вам помогут найти определение. Вам нужно его выписать в тетрадь. Прочитайте, пожалуйста вслух! Хорошо! Как же нам определить остров? Давайте вернемся к нашим картам! Кто работал в первой группе, повесьте на доску вашу карту, из второй группы то же самое! Теперь зная определение, что такое географические координаты, можем мы определить остров? Учащиеся показывают острова (Острова Кука) Молодцы, ребята! Смогли найти нужный остров, хорошо, чтобы они успели отправить два сообщения с разными данными! | Вывести определение Дети находят определение и выписывают его. Либо учащиеся уже называют правильный ответ, либо вывешивают карты и смотрят Предлагают ответы. Соотнести данные первой и второй группы. Находят остров в атласе. | Личностные: понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей; умение работать в паре Метапредметные: умение извлекать необходимую информацию из разных источников; умение устанавливать причинно-следственные связи Предметные: знать понятия: географические координаты, умений определять географические координаты точек на земной поверхности на карте. |
6. Выведение способа применения новых знаний 7 мин | Выявить последовательность действий при применении новых знаний | А теперь нужно научиться определять координаты точки земной поверхности. Какова последовательность действий при определении координат? Предлагаю вам точно также в парах, составить памятку по определению географических координат. Как их правильно записывать.(Т. е. привести пример) Найдем координаты г. Москва г. Бразилиа итак, еще раз обобщим, что значит определить географические координаты точки Земной поверхности. | Составляют памятку определения географических координат точки земной поверхности. Чтобы определить географические координаты точки Земли необходимо: Найти географическую широту по параллели. Найти географическую долготу по меридиану. (или: Определить координаты точек, значит указать параллель и меридиан, которые пересекаются в данной точке) Сначала записываем широту, а потом долготу Москва - 56° с.ш. 38° в.д. Бразилиа - 16° ю.ш. 48° з.д. | Личностные: понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей; умение работать в паре Метапредметные: умение устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения Предметные: умений определять географические координаты точек на земной поверхности на карте. |
7. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения. 7 мин | Сформировать умения определять географические координаты точки. | Мы с вами находили координаты точек, а теперь давайте научимся находить точки земной поверхности по координатам, что мы с вами уже делали, когда искали остров. Перед вами координаты: 28° ю. ш. 137° в.д 52 ° с.ш. 0° д. Сейчас я вам предлагаю выполнить задания в парах на выбор: Задание. Найти координаты городов: Якутска, Пекина, Сидней, Вашингтона Задание. Найти географические объекты по точкам: 14° с.ш. 14° в.д. 15° ю.ш. 69° з.д. 63° с.ш. 151 ° з.д. 28° ю.ш. 110° з.д. Задание «Стать географическим художником» Найдите географические координаты и по порядку соедините их. (задание на карточке) Самопроверка. | Учащиеся самостоятельно находят оз. Эйр-Норт г. Лондон Дети выполняют задания по выбору. Затем проверка. | Личностные: умение работать в паре, в группе, оказывать помощь товарищу; Метапредметные: умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, творчески применять новые знания Предметные: умений определять географические координаты точек на земной поверхности на карте, находить объекты на карте по географическим координатам; |
8.Рефлексия 3 мин | Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки. | Итак, ребята, удалось ли вам достичь цели урока, поставленной вами? Почему вы так считаете? Чему вы научились на сегодняшнем уроке? Поднимите две руки, если вы не научились сегодня определять координаты, Правую руку, если научились. Левую руку, если есть, какие-то трудности. (Или можно карточки цветные) Какие задания для вас показались очень трудными? Почему? Над чем в новой теме считаете нужно еще дополнительно поработать? | Проговаривают вновь открытые знания, выявляют пробелы в знаниях | Личностные: Умение высказывать свои предположения Метапредметные: самоконтроль и самооценка Предметные: Выявление пробелов в знания и умения определять координаты |
9. Домашнее задание 3 мин | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Предлагаю домашнее задание на выбор: Задание Найдите данные географические координаты, подписать их и по порядку соедините. Придумать свое задание «Стань географическим художником» | Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение. | Личностные: развитие интереса к предмету Метапредметные: Предметные: планирование своих действий, подбор примеров. Предметные: умений определять географические координаты точек на земной поверхности на карте |