Урок № 54
Дата: 16.04.2015
Класс: 7
Тема: Климат Евразии.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями климата и климатическими поясами Евразии; рассмотреть особенности распределения температур и осадков на материке и объяснять причины этих особенностей.
Развивающие: развивать умения работать с географической картой, сравнивать, делать вывод; развивать интерес к предмету, развивать умения оценивать собственные способности, умения работать с учебником, контурной картой и атласом.
Воспитательные: воспитывать культуру речи, умение взаимодействовать с другими учащимися, самостоятельность при решении поставленных задач.
Тип урока: комбинированный
Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесный.
Ход урока
Запланированное время проведения
Ход урока
Оценивание
Ресурсы
1 минута
10 минут
3 минуты
2 минуты
8 минут
7 минут
4 минуты
4 минуты
3 минуты
1 минута
1 минута
1 минута
- Организационный момент. Приветствие. (Игра «Гусеница» (Раздаю листы оценивания)
- Актуализация знаний. Мы продолжаем изучать материк Евразия. Каждый заполняет лист оценивания. Сначала повторим тему «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Разделимся на 2 группы. Первое задание.
Задание № 1 Работа с атласом, Физической картой Евразии.
- Дать характеристику рельефа материка Евразии, на карте показать основные формы рельефа
- На физической карте Евразии показать размещение полезных ископаемых Евразии, дать краткую характеристику.
Карточка № 1. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:
1. Район Персидского залива А. Драгоценные камни
2. Пол-в Малакка Б. Железная руда
3. О-в Шри-Ланка В. Нефть, газ
4. Горы Скандинавские Г. Оловянные р., Д. Медные р.
5. Север Великой Китайской равнины Е. Кам. Уголь
Задание №2 А) Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Лавразия, платформа, равнина, Северная Америка, Гондвана, Австралия, Африка, вулканы, сейсмические пояса, горы, выветривание.
Б) Где по – вашему мнению, в далеком будущем на Земле могут образоваться новые океаны, новые материки?
Задание № 3 А) Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста?
Б) Представьте, что Средиземное море, отделившее Евразию от Африки, образовалось в районе экватора. Как бы это повлияло на климат и рельеф вновь образовавшихся материков?
Оценки выставить в оценочный лист.
- Изучение нового материала.
Презентация.
Фронтальная беседа:
Проблемное задание:
1. Сравнить два полуострова Северной Америки - Индостан и Пиренейский. Посмотрев на климатическую карту, что вы заметили странного?
Учащиеся должны заметить, что на этих территориях значительно отличаются температуры и количество осадков, несмотря на то, что находятся они на одной широте.
- Почему так происходит – основная задача нашего урока.
Давайте определим цель урока (предложение учащихся) (ознакомиться с особенностями и своеобразием климата материка). Давайте запишем цель нашего урока.
Сегодня мы будем изучать климат, климатические пояса Евразии их сходства и различия.
Вспомним, какие факторы влияют на формирование климатов Земли. Вам предложен список различных факторов, отметьте галочкой те из них, которые относятся к климатообразующим:
• Географическая широта
• Тип растительности
• Характер подстилающей поверхности
• Природные зоны
• Влияние общей циркуляции атмосферы
• Высота над уровнем моря
• Соотношение суши и моря
• Рельеф
• Океанические течения
• Количество животных на территории
Обратимся к физической карте. Каждый материк имеет свои отличия в климате. Климат Евразии разнообразен. Чем это можно объяснить?
- большой площадью материка и разною протяженностью с севера на юг и с запада на восток;
- на климат материка влияют моря, и океаны лишь в прибрежной части;
- при движении в глубь материка усиливается континентальность, а значит, изменяется и климат.
Правильно. Скажите, влияет ли на климат материка присутствие в центре материка большое количество горных систем?
- да, они являются барьером для холодных воздушных масс с севера;
- с юга они задерживают воздушные массы.
Хорошо. А как осуществляется перенос воздушных масс с запада на восток?
- они двигаются беспрепятственно и проникают далеко вглубь материка.
Согласна. Все правильно.
- Назовите климатические пояса земного шара. По каким признакам их выделяют?
По карте климатических поясов определите:
в каких климатических поясах лежит материк;
какой из них занимает наибольшую территорию;
в каком направлении происходит смена климатических поясов.
Чем это можно объяснить?
На материке Евразия расположены все климатические пояса.
Задание № 1. Работа в группах. А сейчас, ребята, для более успешного изучения климатических поясов Евразии, я предлагаю обратиться к тексту учебника на странице 74-77. По плану характеристики климатических поясов (стр. 232) охарактеризовать климатические пояса. Работа в группах. В течение 6 минут вы готовитесь и затем отвечаете. На контурную карту нанести климатические пояса.
Выступление учащихся.
Работа с климатограммами. В группах.
2 группа
Задание 1.
Проанализируйте климатограмму по плану:
1. Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур.
2. Определите годовое количество осадков и режим их выпадения.
3. Сделайте вывод: о климате какого города идет речь.
1
2
3
1 группа
Задание 1.
Проанализируйте климатограмму по плану:
4. Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур.
5. Определите годовое количество осадков и режим их выпадения.
6. Сделайте вывод: о климате какого города идет речь.
1
2
3
Задание № 2. Работа в парах. Составить два вопроса низкого и один вопрос высокого порядка.
Учащиеся с каждой группы по очереди задают вопросы другой группе.
Задание № 3. Работа в группах. (стр.77 – 78)
1 группа - Как климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Положительное влияние.
2 группа - Как климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Отрицательное влияние.
Задание №4. Вопросы.
- Почему в Евразии находится «полюс холода» Северного полушария, самое влажное место в мире?
- В какой стране нет смены времен года?
- В каком климатическом поясе можно собирать по 2-3 урожая в год?
- В каком климатическом поясе и почему большее разнообразие типов климата?
- Почему в Европе отсутствуют пустыни?
- Покажи на карте климатические пояса и области Евразии. Какой климатический пояс имеет большое разнообразие климатических областей?
- Смоделируйте изменения климатических условий Южной и Центральной частей Азии, если бы на месте нынешних Гималаев и Тибета располагалось средневысотное плоскогорье.
- Сравни распределение осадков в Евразии и Северной Америке.
- Сравните климат Евразии и Северной Америки.
Итог урока:
Сдают оценочные листы
Выводы: Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы цели? Как вы думаете пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Рефлексия
" Пятерочка "
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
- Д/з. п. 53, творческое задание по теме «Климат Евразии» (на выбор учащихся: сообщение, кластер, доклад, презентация, видеофрагмент, диаграмму)
Сообщение
- ураган
- смерч
- тайфун
- торнадо
Термины знать и повторить:
Климат, изобары, изотермы, изогиеты,
Формативно- суммативное взаимооценивание
Взаимооценивание
Формативное оценивание
Формативное оценивание
Формативное оценивание
Формативное-суммативное взаимооценивание
Формативное оценивание
Формативное-суммативное взаимооценивание
Суммативное оценивание
Листы оценивания
Карточки с заданиями
Физическая карта Евразии на интерактивной доске
Атлас (Климатическая карта Евразии)
Раздаточные листы
Атлас (Климатическая карта Евразии)
Карточки с заданиями
Климатическая карта Евразии, Мира.
Контурные карты
Раздаточные листы