Урок № 56
Дата: 23.04.2015
Класс: 7
Тема: Внутренние воды Евразии.
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока: формирование представления у школьников об обеспеченности материка Евразия внутренними водами.
Цели урока:
Образовательные: Сформировать у учащихся представления об основных чертах рек и озёр материка – свойствах, характере течения, источниках питания и режиме, распределении по территории Евразии; установить зависимость внутренних вод от рельефа и климата.
Развивающие: развивать умение составлять характеристику по плану;
Воспитательные: воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.
Тип урока: изучение нового материала
Запланированное время проведения
Ход урока
Оценивание
Ресурсы
1-2
8 минут
3 минуты
10 минут
2 минуты
5 минут
7 минут
2 минуты
2 минуты
1 минута
I. Организационный момент урока. Создание комфортной обстановки, настрой на положительный результат. Тренинг «Догадайся». Географическая разминка: учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы по прошлой теме.
II. Актуализация знаний.
Задание 1.
“Верные и неверные высказывания”.
- Евразия расположена в 5 климатических поясах.
- Самый жаркий климатический пояс умеренный.
- Умеренный климатический пояс самый обширный в Евразии.
- Климат Евразии очень разнообразен.
- В арктический климатический пояс входят арктические острова Евразии и ее северная часть.
- Экваториальный климатический пояс охватывает острова на юго-востоке Евразии.
- В тропическом климатическом поясе нет пустынь.
Задание 2.
1. Климат Евразии очень разнообразен, чем это объяснить?
2. Мы путешествуем по Евразии с севера на юг, в каких климатических поясах мы побываем?
3. Назовите части материка, где климат особенно благоприятен для сельского хозяйства ? (на В, Ю-В, Ю).
4. В каком климатическом поясе мы проживаем?
Задание №3
Определить по климатической диаграмме климатический пояс.
1
2
3
- Изучение нового материала.
Проблемный вопрос:
- Что вы можете сказать о распределении речной сети на материке? От чего это зависит?
Тема урока «Внутренние воды Евразии». Как вы думаете какая цель нашего урока? (ответы учащихся)
Давайте вспомним типы внутренних вод. Согласитесь с тем, что все они представлены на территории Евразии только неравномерно. Привести примеры.
Перечислите известные вам реки, озера Евразии. (работа с картой).
Задание № 1.
(Класс разбивается на 3 группы. Группы получают задания.)
1 группа
Задание №1. Рассказать о размещении рек Евразии.
Задание № 2. Дать характеристику реки по плану. Река Дунай.
2 группа.
Задание № 1. Рассказать о размещении озер и болот Евразии.
Задание № 2. Дать характеристику реки по плану. Река Обь.
3 группа.
Задание №1. Рассказать о размещении многолетней мерзлоты, современного оледенения Евразии. Река Инд.
Задание № 2. Дать характеристику реки по плану.
План характеристики реки
- Название реки
- Где на материке находится
- Исток
- Устье
- Характер течения
- Питание
- Хозяйственное значение
Вывод: Еще раз убеждаемся, что режим и питание рек зависит от климата, а характер течения от рельефа.
Сегодня поговорим о реках Евразии.
В справочной литературе можно найти информацию о длине рек, скорости течения, расходе воды и многое другое. Мы с вами классифицируем реки по длине. В атласе на странице 38, 42,46 найдите об этом.
Реки Евразии несут свои воды к четырем океанам. Рассмотрим этот вопрос. Работаем с картой.
А с каким океаном имеет связь Волга? Ни с каким. Она впадает в Каспийское море, а это море внутреннего стока. ( может возникнуть спорный вопрос о том, что вода Каспийского моря может попасть в океан! Как?)
На реки оказывает влияние климат и рельеф. (режим, питание, характер)
Формирование представления о внутренних водах Евразии при помощи карт атласа под руководством учителя.
При помощи карт выполните задания:
а) покажите крупные речные системы Евразии;
б) к каким океанам они принадлежат?
в) какова роль рельефа в формировании речной сети?
г) как климатические условия материка влияют на распределение речной сети?
д) каковы основные источники питания рек Евразии?
А теперь вашему вниманию предлагаю проблемную задачку.
Видеофрагмент: «Река Волга»
Задание № 2.
Три из названных географических объектов объединяет что-то общее, а четвертый лишний.
Итак, четыре реки: По, Дунай, Волга, Амур. Что можно взять за основу сравнения, какой признак? Какую из рек можно назвать лишней? Подсказка - возможно сравнение по пяти признакам.
Ответ: по местоположению По, Дунай, Волга – Европейские, Амур азиатская река;
по длине исключаем ПО; Дунай течет по территории нескольких государств; Волга впадает в озеро, по направлению течения Волга течет на юг;
Вторая задача такова. Вторая по длине река Азии Хуанхэ в своем нижнем течении течет выше окружающей местности ( в некоторых местах до 3 м). Почему?
Ответ: Стремительная в верхнем течении река размывает горные породы, а в нижнем течении став рекой равнинной течение ее замедляется, и весь материал намытый оседал на протяжении многих лет что и привело к такому.»
Задание № 3.
Работа в группах. Составить кластер.
1 группа. Загрязнение вод Евразии
2 группа. Пути решения проблемы.
Видеофрагмент «Озеро Байкал»
IV. Итог урока.
Рефлексия. «Две звезды, одно пожелание»
Оценивание групп.
Домашнее задание:
Параграф 20.
Задание 1. По плану дать характеристику реки Тогузак.
2. Творческое задание на тему: Реки Евразии. (кластер, кроссворд, сообщение, доклад, презентацию)
3.На контурной карте обозначить озера:
Байкал, Балхаш, Иссык-Куль, Лобнор, Венерн, Балатон, Женевское, Ладожское, Онежское, Каспийское море-озеро, мертвое море;
Реки: Рейн, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Лаура, Сена, Темза, По, Тибр, Нева, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат, Амударья, Волга, Днепр, Брахмапутра.
3 (устно). Уметь показывать реки на карте.
Формативное оценивание
Формативное оценивание
Формативно-суммативное взаимооценивание
Формативное оценивание
Формативное оценивание
Формативное взаимооценивание
Суммативное оценивание
Раздаточные листы
Атлас 7 класс
Карта
Физическая карта мира, атлас
Учебник, атлас
Видеофагмент
Учебник, листы А4, фломастеры
Видеофагмент