Оборудование: интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, атласы.
Цель: 1) сформировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, ее составе и строении; о процессах, происходящих в атмосферных слоях.
2) сформировать понятие о тропосфере, наиболее важной для жизни части атмосферы;
3) показать взаимосвязь атмосферы с земной корой и гидросферой.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представления о значении атмосферы, ее строении, отличительных особенностях ее слоев;
- факторах влияющих на температуру воздуха;
- применять полученные знания для объяснения процессов , происходящих в атмосфере.
Метапредметные: развитие монологической, диалогической речи;
- формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах;
- выделять основное, находить ответы на вопросы;
- выявлять причинно – следственные связи и составлять логические цепочки;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- сравнивать объекты, явления по заданным критериям;
- решать проблемные задачи;
- анализировать зависимость между компонентами объекта.
Личностные: продолжить формирование целостного мировоззрения;
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- воспитание толерантности.
Структура урока.
Мотивационно – целевой этап( 7 мин.)
На доске записаны координаты географических объектов. Работая в парах по атласу (стр. 6-7), определите их. Вспомните интересные сведения об этих объектах.
К каким земным оболочкам эти объекты относятся? Дайте определение этим оболочкам.
ИКТ . Электронное приложение к учебнику. Читаем фрагмент рассказа «Полет Нильса с дикими гусями». Вопросы после прочтения: 1) Почему замерзал тролль?
2) В какой земной оболочке он строил дом?
Вы сегодня сможете узнать, на какой высоте нужно строить дом, чтобы температура не опускалась ниже нуля градусов.
На уроке мы познакомимся с третьей земной оболочкой – атмосферой.
Что вы о ней знаете?(ответы учащихся)
Откройте учебник (стр. 102-103). Читаем в окошечке , что узнаем об этой оболочке. Это цели нашего урока.
Ориентировочный этап(10 мин.)
ИКТ Посмотрите на экран. Так видят космонавты нашу атмосферу(4 слайда) . Что вы заметили?
Если атмосфера воздушная оболочка, то из чего она состоит? Воздух- это смесь газов.
ИКТ. Посмотрите на диаграмму. Что на ней обозначено?(газовый состав).
Перечислите газовый состав атмосферы и его процентное соотношение.
Что вы знаете об азоте?(безжизненный газ, не поддерживает дыхание и горение. А-отрицание, зот- жизнь)
Кислород – поддерживает дыхание и горение. Необходим для живых организмов. Чистым кислородом нельзя дышать, происходит отравление. Находится в атмосфере в двух состояниях- кислород и озон.
Аргон – малоактивный газ, такие называют инертными. Его применяют в светящихся рекламных вывесках. У него холодное синее свечение (трубка, эл.разряд, свечение)
Углекислый газ- необходим для фотосинтеза растений.
Что еще, кроме газов может находиться в атмосфере?(пыль, пепел, пыльца, морская соль, водяной пар).
Только ли на Земле есть атмосфера?(при затруднении в ответе показать в эл.приложении сравнительную таблицу по планетам Солнечной системы) Почему жизнь существует только на Земле?
Какое значение для жизни на Земле имеет атмосфера?
Мы разобрали первую цель нашего урока - газовый состав атмосферы.
Физкультминутка для глаз.
Поисково – исследовательский этап (10 мин).
Переходим к изучению строения атмосферы.
Самостоятельно в учебнике рассмотрите схему строения. О каких слоях вы узнали?
Тропосфера- от греч. перемена.
стратосфера- слой . настил.
ИКТ. Посмотрите на слайд( в эл. Приложении -бегунок. Изменение температуры ).
Что вы заметили? Почему температура с высотой понижается?( нагревается атмосфера от земной поверхности).
Практический этап(10 мин.)
У вас на столах таблицы. Название слоев располагается с низу в верх, как на ваших рисунках. Посмотрите на колонку слои атмосферы. Можно ли по названию слоя сделать вывод о его свойствах?
Сейчас , используя учебник и полученные знания, заполните таблицу, которая является Бортовым журналом. Работаем по вариантам: 1 вариант – о тропосфере, 2 вариант – о стратосфере. На каком виде транспорта будете изучать тропосферу(на самолете), стратосферу (на воздушном шаре)?
Слои атмосферы
С какой высоты начинается
Особенности (происходящие явления)
Изменение температуры с высотой
3. Экзосфера (рассеивание)
2. Термосфера(область тепла)
1. Мезосфера(средний)
Верхние слои атмосферы:
Стратосфера(настил, слой)
Тропосфера(от греч.- перемена, поворот)
При проверке работы , другой вариант записывает сведения.( 2 оценки). Учитель ,в виде презентации , показывает правильность заполнения таблицы. Верхние слои атмосферы устно разбирает учитель. Мы разобрали вторую цель нашего урока – состав атмосферы.
Сможете ли вы сейчас ответить на вопрос о доме тролля? На какой высоте ему надо строить дом?
Предположим, что у поверхности + 18 градусов. Через сколько метров будет отрицательная температура?(на высоте от3 км- 3000 м будет отрицательная температура).
Рефлексивно-оценочный этап(3 мин.)
Мы говорили на уроке об очень важной оболочке. На обратной стороне таблицы напишите письмо, которое начинается « Я благодарю атмосферу за…» Проверка работы(1 оценка).
Домашнее задание: 1) поработать с тестом – тренажером в эл. Приложении.
2) у кого нет такой возможности, написать в тетради о том, как изучают атмосферу.
Резерв.°
Игра «Что за цифра» .Фронтально.
1000 км 18 км -80°
78% 21% 50 -55 км
6° 8км 20-25 км
Решить задачи.
1) Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 5 км, если у земной поверхности она равна + 18°?
2) Чему равна температура воздуха у поверхности Земли, если на высоте 4 км она равна - 10°?
Самоанализ урока.
Данный урок первый в разделе «Атмосфера – воздушная оболочка Земли», 44 в курсе 6 класса. Урок работает на последующие уроки, расширяя кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков и навыков практических исследований.
Класс состоит из 25 человек. Все успевающие. Есть отличники, больше учащихся, занимающихся на «4»и «5». Класс активный, требующий контроля со стороны со стороны учителя. Предполагает постоянную занятость разнообразной деятельностью.
Достаточно времени было уделено для актуализации знаний, проверки понимания изученного. Между этапами урока прослеживается связь.
Акцент на уроке делался на основных понятиях – атмосфера, газовый состав, атмосферные оболочки. Построение логической связи: нагрев земной поверхности- уменьшение температуры с высотой- поглощение солнечной радиации – повышение температуры. Из всего рассказанного выделяла главное, вопросами подводила детей к выделению выводов.
Формировались умения формулировать определения, выявлять причинно-следственные связи, классифицировать понятия, структурировать информацию в виде таблицы.
Использовались элементы педагогических технологий: ИКТ,
Была создана обстановка, способствующая мышлению на уроке, обучение в маленьких группах и направлена на выработку у учащихся таких важных умений. как:
- самостоятельно изучать новый материал,
- передавать свои мысли другим учащимся без искажений,
- слушать и получать информацию,
- ставить вопрос и формулировать проблему,
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Было дано дифференцированное дом. Задание.
ИКТ использовалось на всех этапах урока, цель – повышение мотивации через иллюстрации на слайдах и видеофрагменты.
Высокая работоспособность учащихся на уроке поддерживалась поощрениями (словами и оценками), смены видов деятельности: работа с картой, чтение текста учебника, работа с иллюстрациями и рисунками.
Психологическая обстановка на уроке благоприятная, доброжелательное отношение учитель- ученик.
Время использовалось рационально, была дана установка на временные ограничения при выполнения заданий. Перегрузка снята за счет физминутки в середине урока.