kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 7 класса

 

Тема урока: Чрезвычайные ситуации природного характера.

Цель урока. Сформировать у обучаемых целостное пред­ставление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, о стихийных бедствиях и их возможных последстви­ях. Обратить внимание обучаемых, в чем заключается принци­пиальная разница между опасной и чрезвычайной ситуацией.

Тип урока: комбинированный

Изучаемые вопросы

1.           Причины возникновения различных природных явлений.

       2.  Природные явления геологического происхождения.

  1. Природные явления метеорологического и гидрологиче­ского происхождения.
  2. Природные явления биологического происхождения.

5.   Опасные ситуации природного характера.

  1.  Стихийные бедствия.
  2.  Чрезвычайные ситуации природного характера.

 

Изложение учебного материала

1.   Природные явления по месту их возникновения подразделяются:

•   на геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы и снежные лавины);

•   метеорологические (ураганы, бури, смерчи);

•   гидрологические (наводнения, сели, цунами);

•   биологические (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии);

•   космические.

В заключение урока необходимо отметить, что на террито рии России наблюдается более 30 видов опасных природных  явлений. Наиболее разрушительными из них являются: навод­нения, землетрясения, оползни, сели, снежные лавины, урага­ны, штормовые ветры, смерчи и другие природные явления.

Пятую часть территории Российской Федерации занимают зоны сейсмической опасности (зоны, где существует опасность землетрясений).

Одними из наиболее часто повторяющихся стихийных бед­ствий являются наводнения. В России затоплению наводнения­ми подвержена территория общей площадью 400 тыс. кв. км. Ежегодно затапливается около 50 тыс. кв. км.

Сложная пожарная обстановка постоянно складывается в лесах Российской Федерации в летние месяцы.

2. Обратить внимание учащихся на то, что земная кора вместе с частью верхней мантии не является монолитным пан­цирем планеты, а состоит из нескольких больших блоков (плит) толщиной от 60 до 100 км. Всего выделяют 7 громадных плит и десятки плит поменьше. Большинство плит является ос­нованием как материковой, так и океанской земной коры, т. е. на этих плитах находятся материки, моря и океаны.

Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое верхней мантии, по которому они медленно перемещаются со скоростью от 1 до 6 см в год. Соседние плиты сближаются, рас­ходятся или скользят одна относительно другой. Они плавают на поверхности верхней мантии, как куски льда на поверхно­сти воды.

В результате перемещения плит в недрах Земли постоянно происходят сложные процессы. Если происходит сближение двух плит материковой земной коры, их края вместе со всеми накопленными на них осадочными породами смыкаются в складки, образуя горные хребты, а с наступлением критических перегрузок  они  смещаются  и  рвутся.   Разрывы   происходят

мгновенно, сопровождаясь толчком или серией толчков, имею­щих характер ударов. Энергия, выделившаяся во время разрыва, передается в толще земной коры в виде упругих сейсмиче­ских волн и приводит к землетрясениям.

Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. Это самые беспокойные подвижные области планеты. Здесь сосредоточено большинство действующих вулканов и происходит не менее 95% всех земле­трясений.

Таким образом, геологические природные явления связаны с движением и изменениями,  происходящими  в литосфере. К опасным   геологическим   природным   явлениям   относятся землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы и снежные лавины.

3. Дать характеристику природных явлений метеорологического и гидрологического характера и показать их взаимосвязью

Метеорологические природные явления связаны с различными атмосферными процессами, и прежде всего с процессами, происходящими в нижнем слое атмосферы — в тропосфере. В тропосфере находится около 9/10 всей массы воздуха.  Под влиянием солнечного тепла, поступающего на земную поверхность, вращения Земли вокруг своей оси и силы земного притяжения воздух в тропосфере перемещается в горизонтальном и вертикальном направлениях. Сильно нагретый воздух вблизи экватора расширяется, становится легче и поднимается вверх. Происходит восходящее движение воздуха. По этой причине у поверхности Земли вблизи экватора образуется низкое давление. У полюсов из-за низких температур воздух охлаждается, становится более тяжелым и опускается вниз. Происходит нисходящее движение воздуха. По этой причине у поверхности Земли вблизи полюсов давление высокое.

Перемещение воздушных масс и их взаимодействие определяют погоду в тех местах, куда эти воздушные массы приходят Взаимодействие различных воздушных масс приводит к образованию в тропосфере гигантских вихрей — циклонов и антициклонов.

Циклон — это область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре. Поперечник циклона составляет несколько тысяч километров. Погода при циклоне преобладает  пасмурная, с сильными ветрами.

Антициклон — это   область   повышенного   атмосферного давления с максимумом в центре. В области высокого давления воздух не поднимается, а опускается. Воздушная спираль раскручивается по часовой стрелке. Погода при антициклоне малооблачная, без осадков, ветер слабый.

С движением воздушных масс, с их взаимодействием связано появление опасных метеорологических явлений, которые могут стать причиной стихийных бедствий. Это тайфуны и ураганы, бури, снежные бури, смерчи, грозы, засухи, сильные мо­розы и туманы.

Далее необходимо отметить, что гидрологические природ­ные явления связаны с постоянным круговоротом воды в при­роде и тесно взаимодействуют с воздушной оболочкой Земли и с сушей.

Вода на Земле находится в океанах и морях, в реках и озе­рах, в атмосфере в газообразном состоянии и в ледниках в твердом состоянии.

Все воды на Земле, не входящие в состав горных пород, объединяются понятием «гидросфера». Вес всей воды на Земле столь велик, что измеряют его не в килограммах или тоннах, а в кубических километрах. Кубический километр — это куб с размером каждого ребра в 1 км, полностью заполненный во­дой. Вес 1 км3 воды равен 1 млрд т. На Земле содержится 1,5 млрд км3 воды, 97% из них — это Мировой океан. В настоя­щее время принято разделять Мировой океан на 4 отдельных океана и 75 морей с заливами и проливами.

Вода находится в постоянном круговороте, при этом тесно взаимодействует с воздушной оболочкой Земли и с сушей.

Движущей силой круговорота воды является солнечная энергия и сила тяжести.

Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхно­сти океана и суши (из рек, водоемов, почвы и растений) и посту­пает в атмосферу. Часть воды сразу возвращается с дождями об­ратно в океан, часть переносится ветрами на сушу, где выпадает в виде дождя или снега. Попадая на почву, вода частично впитыва­ется в нее, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а отчасти стекает в реки и водоемы. Почвенная влага не только переходит в растения, которые испаряют ее в атмосферу, но и стекает в реки. Реки, питающиеся водой из поверхностных ручьев и подземных вод, несут воду в Мировой океан, восполняя ее убыль. Вода, испаряясь с поверхности Мирового океана, снова оказывается в атмосфере, и круговорот замыкается.

Такое движение воды между всеми компонентами природы и всеми участками земной поверхности происходит постоянно и беспрерывно в течение многих миллионов лет.

В процессе круговорота воды в природе постоянно возника­ют опасные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека и могут приво­дить к катастрофическим последствиям.

К опасным природным явлениям гидрологического харак­тера относятся наводнения, цунами и сели.

4. Указать, что живые организмы, в том числе и человек, взаимодействуют между собой и окружающей неживой приро­дой. При этом взаимодействии происходит обмен веществ и энергии, идет непрерывное размножение, рост живых организ­мов и их движение.

Среди наиболее опасных природных явлений биологического характера, оказывающих существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека, выделяют:

•     природные пожары;

•     эпидемии;

•     эпизоотии;

•     эпифитотии.

В заключение урока целесообразно познакомить обучаемых с

основными космическими опасными природными явлениями.

Земля — это космическое тело, маленькая частица Вселен­ной. Другие космические тела могут оказывать сильное влия­ние на земную жизнь.

Каждый видел, как на ночном небе появляются и гаснут «падающие звезды». Это метеоры — небольшие небесные тела. Мы наблюдаем кратковременную вспышку раскаленного светящегося газа в атмосфере на высоте 70—125 км. Она возникает, когда метеор с большой скоростью вторгается в атмосферу.

Если за время движения в атмосфере твердые частицы ме­теора не успевают полностью разрушиться и сгореть, то их остатки падают на Землю. Это метеориты.

Существуют и более крупные небесные тела, с которыми может встретиться планета Земля. Это кометы и астероиды.

Кометы — это быстро перемещающиеся на звездном небе тела Солнечной системы, движущиеся по сильно вытянутым орбитам. С приближением к Солнцу они начинают светиться и у них появляется «голова» и «хвост». Центральная часть «голо­вы» называется ядром. Диаметр ядра может быть от 0,5 до 20 км. Ядро представляет собой леденистое тело замерзших га­зов и частиц пыли. «Хвост» кометы состоит из молекул газов и частиц пыли, улетучившихся из ядра под действием солнечных; лучей. Длина «хвоста» может достигать десятков миллионов километров.

Астероиды — это малые планеты, диаметр которых колеб­лется в пределах от 1 до 1000 км.

В настоящее время известно около 300 космических тел, которые могут пересекать орбиту Земли. Всего, по прогнозам астрономов, в космосе существует примерно 300 тыс. астерои­дов и комет. Встреча нашей планеты с большими небесными телами представляет серьезную угрозу для всей биосферы.

Контрольные вопросы

1.           Какие причины порождают различные природные явле­ния на Земле?

2.           Какие природные явления оказывают влияние на безо­пасность жизнедеятельности человека?

3.           Какие природные явления геологического происхожде­ния наиболее часто случаются на Земле?

4.           Какие природные явления метеорологического и гидро­логического происхождения представляют опасность для жиз­недеятельности человека?

5.           Какие опасные природные явления относятся к природ­ным явлениям биологического происхождения?

6.        Что такое опасная ситуация?

7.                  Что такое стихийное бедствие?

8.                  Что такое чрезвычайная ситуация природного характер;

9.           В чем принципиальная разница между опасной ситуаци­ей и чрезвычайной ситуацией природного характера?

Домашнее задание

1.            Изучите параграф -  1.1, 1.2 учебника.

2.            Выделите природные явления, наиболее характерные для вашей местности. Опишите наиболее опасные для населе­ния и окружающей природной среды последствия имевших ме­сто природных явлений в вашем регионе.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера. »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-obzh-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "133615"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416556962"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "разработка  урока ОБЖ 8 класс "Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(111) "razrabotka-uroka-obzh-8-klass-pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-chs-prirodnogho-i-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "108490"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403711181"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План - конспект урока по ОБЖ для 11 класса "Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-dlia-11-klassa-zashchita-chielovieka-v-opasnykh-i-chriezvychainykh-situatsiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "138819"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417612254"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек" "
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokakh-ghieoghrafii-urok-stikhiinyie-biedstviia-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "123291"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414440251"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства