Урок формирует представление о народах Евразии: численности, религиях, национальном составе. Имеет воспитательную функцию: толерантное отношение к народам разных языковых семей и групп. Тип урока: изучение нового материала. Развивает умения работы с различными источниками информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Народы Евразии" »
Тема урока: Народы Евразии.
Цель:
сформировать представление о населении Евразии, его численности и размещении населения, о национальном, религиозном и расовом составе и разнообразии населения Евразии.
Задачи:
повторить номенклатуру береговой линии Евразии;
развивать умения работы с различными источниками информации;
изучить новый материал по теме «Народы Евразии»;
развивать практическое использование знаний в повседневной жизни;
воспитывать толерантность к другим народам;
Средства обучения: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация «Народы Евразии», диск «География 7 класс», учебник В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2005, атласы 7 класс, настенная карта «Плотность населения. Народы», рисунок «Расы Евразии».
Тип урока: изучение нового материала.
1. Организационный момент
Мы ходим по улицам, глазами встречаемся.
С прохожими разными порой улыбаемся.
И если в ответ улыбаются лица,
Улыбка на сердце тогда сохранится.
Доброе утро! Прошу садиться.
Наш урок географии начну сегодня с пожелания. Желаю быть вам и себе тактичными на уроке. Тактичный человек всегда приветлив, любезен, готов оказать помощь другим. И уместна в данном случае фраза швейцарского мыслителя Иогана Лафатера:
«Хочешь быть умным: научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда больше нечего сказать».
Итак, начинаем работать.
2. Работа с физической картой Евразии.
- Поработаем с физической картой Евразии
По карте показать и назвать океаны, которыми омывается материк.
По карте показать и назвать моря, которыми омывается материк. (Моря:Средиземное, Чёрное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Филиппинское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Карское, Баренцево, Норвежское, Северное, Балтийское)
Назвать и показать крайние точки материка.
Показать крупные полуострова материка. (Полуострова:Аравийский, Индостан, Индокитай, Малакка, Корея, Камчатка, Таймыр, Скандинавский, Пиренейский, Малая Азия)
Назвать и показать крупнейшие острова у берегов Евразии. (Острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Сицилия, Крит, Шри-Ланка, Суматра, Калимантан, Ява, Сулавеси, Филиппинские, Японские, Сахалин, Новая Земля.)
Какими проливами или другими географическими объектами отделяется Евразия от Африки, Северной Америки (назвать и показать) Проливы: Гибралтарский, Малаккский, Берингов
3. Изучение новой темы.
Слайд 1.
Переходим к новой теме. Тема нашего урока «Народы Евразии». Сегодня будем говорить о населении Евразии: о численности и размещении населения, расовом, национальном и религиозном составе. Запишите тему в тетради, откройте параграф .
Человек в Евразии живёт с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития. В Евразии известны древнейшие цивилизации Земли: в Индии, Китае, Месопотамии, на побережье Средиземного моря. Они сыграли большую роль в развитии человеческого общества.
Слайд 2.
На территории современной Евразии проживаетоколо 3/4 населения земного шара. Численность населения Евразии составляет около 4,9 млрд. человек. Запишите это в тетрадь.
А сейчас поработаем со статистическими данными по численности населения материков.
- Сравните численность Евразии с численностью населения других материков. Какой вывод можно сделать в результате такого сравнения?
Слайд 3.
По карте «Плотность населения. Народы» выясните:
- Как размещено население по территории Евразии равномерно или неравномерно?
- Какие районы и почему имеют высокую плотность населения?
- Какие районы заселены слабо и почему?
Итак, сделаем вывод.
Слайд 4.
Запись в тетради:
В Западной Европе наиболее заселена прибрежная часть Атлантического океана.
Слайд5.
Редко заселены нагорья Тибета и Гоби, пустыни Аравийского полуострова.
Продолжим урок. Поговорим о расовом составе населения Евразии. Давайте вспомним из курса 6 класса что называют расами?
1. Раса – группа людей, объединенных общим происхождением и некоторыми внешними данными.
2.Расы – группы людей с характерными внешними признаками, которые передаются по наследству. По каким внешним признакам отличаются люди друг от друга?(Цветом кожи, цветом и структурой волос, разрезом глаз, овалом лица, формой носа и губ, формой черепа, пропорциями тела).
Слайд 7.
Правильно, именно по этим признакам, а мы их назовем расовые, отличаются группы людей. На Земле сформировались три основные человеческие расы – европеоидная, монголоидная, негроидная. Рассмотрим основные признаки каждой расы и распространение на материках.
Слайд 8,9
В тетрадь:из трех рас большую часть населения Евразиисоставляют народы евразийской и монголоидной расы.
Физминутка.
Работа с рисунком у доски.
-По рисунку на магнитной доске определите представителей евразийской и монголоидной расы? При этом определите внешние признаки данной расы.
Что повлияло на морфологические признаки народов этих рас?(свет, тепло, условия природных зон.
-Представители каких рас есть среди вас?
Слайд 10
На материке Евразия проживает много народов.
Население Евразии делится по языковому признаку на семьи и группы.
Слайд 11.
Заполнение схемы на интерактивной доске
А сейчас обратимся за помощью к § 66 учебника. Прочитайте текст учебника на стр.254. заполните схему «Славянские народы» на интерактивной доске.
Слайд 12.
Далее перемещаемся в Западную Европу.
-В Западной Европе живут германские народы и романские народы.
Слайд13.
Преобладающие народы Азии.
В тетрадь: Южная Азия заселена многочисленными индийскими народами, Восточная Азия – китайцами.
Работа с картой атласа «Плотность населения. Народы»
- Какие семьи проживают на территории Евразии?
- К представителямкаких семей и групп относитесь вы?
Слайд 14.
- А сейчас узнаете о распространении религий на материке. (Рассказ ученицы о религиях с использованием карты «Религии Евразии» в презентации).
- Приверженцы каких религий проживают на территории Евразии?
4. Закрепление изученного материала
1. Население Евразии в настоящее время превышает… а) 3млрд. б) 500млн. в) 6млрд. г) 9млрд.
2. В Евразии встречаются представители рас: а) монголоидной, негроидной; б) монголоидной, европеоидной; в) европеоидной, негроидной.
3. Наибольшая численность характерна для: а) русских; б) индусов; В) китайцев, г) японцев.
4. Главные причины высокой плотности населения в Западной Европе (природные условия, промышленность, давность заселения).
Итог урока.
- О чем мы вели разговор сегодня на уроке?
- Что для вас было наиболее интересно?
Оценки
Слайд15 д/з
Население Евразии разнообразно и многолико. Мы с вами относимся к жителям этого материка. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, т.е. быть толерантными, что значит терпимыми.
Слайд 16
И сегодня, я хочу подарить вам цветок толерантности в знак доброго, дружелюбного, уважительного отношения к вам. Он состоит из лепестков сострадания, милосердия, прощения, сотрудничества, уважения человеческого достоинства и прав других людей, принятия этих людей такими, какие они есть: неважно какого они цвета кожи, вероисповедания.
Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята вашего класса были преданными друзьями, потому что у вас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но вы можете относиться друг к другу дружелюбно, терпеливо, уважительно, по – доброму. Только добру открываются сердца.