Тема урока: «Географическое положение Евразии. История открытия и исследования материка»
1.Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях физико-географического положения Евразии на основе опорных знаний и умений. Познакомить с историей исследования и открытия материка.
Задачи:
1. Образовательные: ученики смогут определять координаты географических объектов, выявлять особенности географического положения Евразии; знать обязательную номенклатуру по изучаемой теме.
2.Развивающие: учащиеся смогут систематизировать и совершенствовать умения работать с различными источниками информации, картами атласа, учебником, дополнительной литературой, настенной картой; развивать умения адекватно мыслить и действовать в ситуации выбора;
3.Воспитывающие: ученики смогут общаться, уважать героические поступки путешественников и исследователей, уважать мнение каждого и считаться друг с другом,
Тип урока: изучение нового материала.
Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, похвала, самооценка, игра.
Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с текстами, ответы на вопросы, практическая работа, творческая работа, информационные технологии.
Оборудование:
- Конспект урока, презентация
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Раздаточный материал – карточки с тестовыми заданиями.
- Сообщения детей об исследователях и путешественниках.
- Карта « Физическая карта мира»
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний и проверка пройденного материала.
-Какие материки вы уже открыли, изучили?
-Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь (если вы отвечаете правильно, берете со стола жетон)
1.Экватор проходит почти посередине. Занимает второе место по площади. Самый жаркий материк (Африка)
2.Самый сухой материк. Самый удаленный материк. Самый маленький по площади.(Австралия)
3.Самый влажный материк. Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше. На материке протекает много полноводных рек. (Южная Америка)
4.Материк, покрытый слоем льда. Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен. Здесь нет ни одного государства. (Антарктида)
5.Этот материк лежит в северном и западном полушарии. Часть этого континента принадлежала России. Здесь самая изрезанная береговая линия. (Северная Америка)
Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка - Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.
Это материк, на котором мы живем, величайший материк Земли, но ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый, самый…»
-Итак, мы начинаем изучать и исследовать уникальный континент контрастов – Евразию.
Слайд №1
-Тема урока «Географическое положение и история исследования Евразии»
Записывают в тетрадь тему урока, вспоминают план описания географического положения материка (с.344) Ваша основная задача на уроке - отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.
3.Изучение нового материала
Слайд №2 Евразия самый большой материк Земли.
Слайд №3 «Евразия настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от ассирийских слов «эреб»- запад, от финикийского слова – заход солнца, по греческой мифологи - мрак, темнота. А «асу»- Азия, восток, солнце.
Граница между ними проведена условно. Вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кума-Манычской впадине. Далее Европу и Азию разделяют Черное и Азовское моря, проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие со Средиземным.
От Африки Евразию отделяет Суэцкий канал, а от Северной Америки - Берингов пролив.
Работают самостоятельно в контурных картах, отмечают границу между Европой и Азией.
А) Физико-географическое положение материка.
Положение материка по отношению к экватору
- к нулевому меридиану
-к тропикам
- к полярным кругам
Крайние точки (работа в парах)
Сев.м. Челюскин 77? с.ш.
Юж. м. Пиай 1? с.ш.
Зап.м. Рока 9? з.д.
Вос. м.Дежнева 169 ? з.д
Протяженность с запада на восток 16 тыс.км, с севера на юг 8 тыс. км
Представьте себе, что вам не известны очертания берегов Евразии, вам предстоит пройти вдоль его побережья и найти географические объекты
(учащиеся получают инструкции – задания) Организую работу в парах; слушаю, наблюдаю, консультирую, осуществляю коррекцию деятельности обучающихся.
Работают в парах, определяют особенности физико-географического положения материка. Формулируют вывод; осуществляют самопроверку, делают запись в тетрадь и отмечают географические объекты в контурной карте, исследуют береговую линию Евразии.
По окончании самостоятельной работы, учащиеся отчитываются о выполнении задания. Остальные слушают и работают в контурных картах.
- В каких климатических материках расположена Евразия?
- Положение по отношению к другим материкам.
Б) Исследование, изучение материка
Задолго до эпохи Великих Географических открытий жители Европы познавали окружающие их земли, совершали географические открытия. Одними из первых были финикийцы, которые во 2-ом веке до н.э. исследовали берега Средиземного моря, затем древние греки, римляне.16век-эпоха Великих Географических открытий. Знаменитое путешествие португальского мореплавателя Васко да Гамы в Индию, кругосветное плавание Фернана Магеллана. Говорить об открытии Евразии можно лишь условно – ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришлась на азиатскую часть материка. Природа Центральной Азии долгое время оставалась загадкой для европейских географов.
Более подробно об этих исследованиях нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников, и заполнять таблицу в тетради.
Исследователь
Исследуемая территория
-Итак, как вы думаете, какими качествами характера должны обладать исследователи?
4.Закрепление.
Тест.
1.Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана,
тропиков, полярных кругов. Сделайте вывод.
а) Относительно экватора материк ______________ расположен в ____________
б) Относительно нулевого меридиана материк _____________ расположен в __
___________________________________________________________________
в) _______________ тропик ____________________________________________.
г) ___________ полярный круг___________________________________________
Выводы: ____________________________________________________________
2. Какие части света образуют Евразию? Откуда произошло название Европы и
Азии. Евразию образуют ____________________________________________________
3. Определите, в каких климатических поясах расположен материк. Сделайте
вывод.
Материк _________________ расположен в _______________________________
Выводы:_____________________________________________________________
4. Закончите предложение.
1) Самая низкая точка Евразии _________________________________________
2) Крайней восточной точкой материка является ___________________________
3) Самое глубокое море ________________________________________________
4) Пролив, соединяющий Черное и Средиземное моря _____________________
5) Моря Атлантического океана, омывающие берега Евразии _______________
_____________________________________________________________________
6) Залив на юге материка Евразия _______________________________________
_____________________________________________________________________
- Домашнее задание.
§59, задание 1.