Проверка домашних заданий | Стратегия «Думай – Объединяйся - Делись»: №1 – карточка с вопросом: «Всякое растительное сообщество является неотъемлемой частью ландшафта…»,- Л.С. Берг. Дать характеристику растительного мира Казахстана. №2 - карточка с вопросом: Как вы считаете: влияет ли высотная поясность на растительный и животный мир горных районов. Обоснуйте свой ответ; №3 - карточка с вопросом: Какие климатические факторы способствуют формированию растительного и животного мира; №4 – карточка - задание группе «Критиков»: дополнить или исправить ответы одноклассников 1, 2, 3 групп одноклассников; №5 - карточка - задание группе «Экспертов»: Определить уровень правильности ответов и, аргументируя, оценить работу групп. | Отвечают на вопросы в карточках. |
Изучение нового материала | по теме «Лесостепи и степи Казахстана» Стратегия «Думай – Объединяйся - Делись» Тема «Лесостепи и степи» Картосхема «Природные зоны Казахстана» Текст: В 1696 году правительство России предписало тобольскому воеводе А.Нарышкину «учинить чертеж», т. е. составить географическую карту казахской земли. Выполнить чертеж воевода поручил тобольскому служащему С.У.Ремезову. В предписании было указано: «Написать степи от Тобольска до Казачьи орды и до Бухареи Большой и до Хивы и до Еика, и до Астрахани, куды ближе и сколь далеко днями в ход пути сухим и водяным, летом и зимою и реки числом и величиною и корм людям и скоту бесскуден бы, и переправы переходны б, и каменные горы проходны б, урочища ведомы, и всему учинить наличный чертеж трех аршин длины поперек двух, и на чертеже подписать именно». Вопрос №1 № п/п | Вопросы | Ответ: да/нет | 1 | Лесостепи находятся на севере Казахстана и протянулись с запада на восток | | 2 | Лесостепи находятся на западе Казахстана и протянулись с юга на север | | 3 | Степи находятся к югу от лесостепи и протянулись с запада на восток | | 4 | Степи находятся в бассейне Аральского моря и протянулись с запада на восток | | Пояснение: С помощью параграфа 38 и данной картосхемы определите правильный ответ. Компетентность: толкование; Контекст: местный; Содержание: природные ресурсы; Уровень 2 Ожидаемый ответ: да, нет, да, нет Вопрос №2 Тема «Лесостепи и степи» Пояснение: в лесостепях Казахстана размещены черноземные, серые лесные почвы; в степях – сухие каштановые, черноземы. Схема «Типы почв Казахстана» Вопрос: Какие факторы способствовали образованию и размещению этих типов почв? Ответ: свободный Компетентность: толкование; Контекст: местный Содержание: природные ресурсы Уровень 3 Ожидаемый ответ: солнечная радиация, влага, рельеф. Вопрос №3 Используя параграф 38 и картосхему «Сельскохозяйственных угодий Казахстана» ответить на вопрос: Для какой хозяйственной деятельности пригодны почвы лесостепной и степной зоны? Ответы | Вопросы | A | Развития растениеводства и животноводства | B | Выращивание пшеницы, гречки, ячменя, подсолнечника | C | Разведение маралов, крупнорогатого скота, коневодства, овцеводства | D | Создание природоохранных зон, охота, рыболовства | Компетентность: толкование; Контекст: местный Содержание: природные ресурсы Уровень 4 Ожидаемый ответ: А. Вопрос №4 Охарактеризовать природные зоны степей и лесостепей Казахстана с помощью заданного плана: Географическое положение природной зоны Климатические условия Почвенный и растительный покров Животный мир Использование в хозяйстве Экологические проблемы и их решения Ответ: свободный Компетентность: толкование; Контекст: местный Содержание: природные ресурсы Уровень 5 Ожидаемый ответ: А. № п/п | План ответа | Лесостепи | Степи | 1 | Географическое положение природной зоны | На севере Казахстана, протянулись с запада на восток | Южнее зоны лесостепей протянулись с запада на восток | 2 | Климатические условия | T января – (-24) T июля – (+24) Кол-во осадков 500 мм | T января – (-24) T июля – (+24) Кол-во осадков 300 мм | 3 | Почвенный и растительный покров | Черноземы, серые лесные. Растительность: березовые колки, ольха, рябина, осина, кустарники: боярышник, шиповник, черемуха. | Черноземы, сухие каштановые. Растительность: травянистая (полынь, ковыль, типчак), по долинам рек кустарники и деревья. | 4 | Животный мир | Лисы, лоси, маралы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики. В долинах рек: бобры, ондатры, выдры. | Лисы, волки, зайцы, косули, суслики, тушканчики, змеи, ящерицы. | 5 | Использование в хозяйстве | Лесозаготовки, пашни – выращивание зерновых и технических культур, пастбища – КРС, мараловодство, коневодство | Растениеводство – зерновые и технические культуры с использованием поливные, бахчевые культуры, на пастбищах - овцеводство, КРС, коневодство | 6 | Экологические проблемы и их решения | Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв, вырубка лесов. Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений, расширение сети лесонасаждений и воспроизводства леса на вырубленных плантациях. | Проблемы: ветровая эрозия на распаханных почвах, оскуднение почв. Решения: изменение технологий обработки почвы, внесение удобрений. | | |