Тема урока: « Природные зоны Казахстана»
Цель урока:
Обобщить знания учащихся по теме: «Природные зоны Казахстана».
-закрепить сформированные навыки обработки географической информации
-развивать умение обобщать и делать выводы
-расширить знания учащихся о природных зонах Казахстана
-вызвать чувство сопричастности в решении проблем охраны природы.
Тип урока : урок - викторина
Оборудование: Физическая карта Казахстана, атлас по физической географии Казахстана, интерактивная доска,
Организационный момент: Знакомство с правилами викторины
1. В викторине участвуют три команды: « Тамариск», «Ковыль», « Колючки».
2. Командам предстоит участвовать в командных конкурсах
3. За каждый конкурс получаете баллы.
4. В каждой команде есть спикер.
5. Подсчитывать баллы и наблюдать за командами будет помощник - консультант.
6. Команда, не ответившая на вопрос, отдает право ответа другой команде
Ход урока
При изучении темы природные зоны Казахстана используется определенный план
II задание Каждая природная зона по своему красива и прекрасна.
На изображены природные зоны. Кто из команд быстрее напишет их название?
Определить по карте. О какой природной зоне идет речь. ( Слайд )
- В каких природных зонах расположен Казахстан?
- Назовите самую большую природную зону республики?
- Самая северная природная зона Казахстана?
- Какая природная зона расположена между 52 с.ш. и 48 с.ш.
- Самая южная природная зона?
- В какой природной зоне расположена Карагандинская область?
- В какой природной зоне расположено о. Зайсан?
- В какой природной зоне располагается больше всего заповедников?
- Располагаются почти все Мугалжары?
- В какой зоне разнообразнее растительный мир?
- В какой природной зоне расположены города: Астана, , Петропавловск, Тараз.
5 баллов
III задание. Следующий конкурс называется « Знатоки карты». На (слайде8) изображена контурная карта Казахстана, где цифрами показаны географические объекты. Определить какие географические объекты показаны на карте. Команде « Ковыль» - цифры 1, 2, 3.
« Тамариск» - 4, 5, 6. « Колючки» - 7, 8, 9.
3 балла
IVзадание. « Байга» . Что означает это слово? Казахская национальная игра на лошадях, т.е. кто вперед быстрей доберется до финиша. Вашему вниманию представляется таблица с темой и цена вопроса. ( слайд 7,8,9)
Вопросы к заданию « Байга»
Географическое положение
Вопрос за 10. Эта природная зона простирается полосой , шириной 500-700 км от берегов Каспийского моря до гор Саур – Тарбагатая на 2800 км. ( пустыня)
Вопрос за 20. Занимает небольшую часть Западно –Сибирской равнины и возвышенности Обший Сырт. ( лесостепь)
2 Климат.
Вопрос за 10.Назовите неблагоприятные природные явления, связанные с климатом.( заморозки, суховей, гололед)
Вопрос за 20.Климат всего Казахстана континентальный. Почему климат природной зоны степь называют резко –континентальный. Объясните.
Вопрос за 30. Когда и где можно наблюдать « сухой» дождь. ( в пустыне)
3.Почвы и рельеф.
Вопрос за 10. Типы почв Казахстана.
Вопрос за 20. Какие крупные природные объекты можно пересечь, отправляясь в путешествие с севера на юг от Петропавловска до Шымкента.
4. Внутренние воды.
Вопрос за 10. Когда то на ныне сухих равнинах Казахстана плескались волны древнего океана. Какие озера являются его остатками?
Вопрос за 20. Крупные речные системы полупустыни и пустыни.
Vзадание. «Литературный» Предлагается текст с описанием природных зон. О каких природных зонах говорится в текстах необходимо написать название природной зоны.
1.Определите, о какой части Казахстана рассказывает Сабит Муканов: « Нет здесь ни гор, ни больших рек. Только хвойные и березовые леса да большие озера украшают и разнообразят одинаковую на сотни километров равнину. Наш аул раскинул свое зимовье под защитой большого леса и люди дали ему красивое название – Караагаш». (Лесостепь)
VII задание называется « Летний отдых»
В тексте данного рассказа ( в отдельных словах, в окончаниях и начале рядом стоящих слов ) найдите 28 названий животных, птиц и насекомых, встречающихся на территории нашей республики.
« Мансур окликнул Петра, который уже входил в амбар. Сразу обернувшись, тот остановился и выжидательно посмотрел на ребят. Молчание.
-Кто звал меня?
Однако все трое молчали.
--Сами потом скажете, но твердо уверен и даже ни сколько не сомневаюсь, что это шутка Мансура, -
Ответы (сурок, рак, уж, барс, енот, сом, утка, ёж, заяц, волк, корсак, оса, удод, дрофа, тетерев, цапля, рысь, жаба, лось).
IХ задание. « Вы нас можете спасти». На (слайде) показаны животные и растения, занесенные в Красную книгу Казахстана. Определите, какие из животных и растений обитают на территории Карагандинской области? Особенности природной зоны
- Заходит крайней северной частью.
- Обитают сайга, дрофа, барсуки, суслики.
- Почвы серые – лесные и чернозёмные.
- Реки этой природной зоны маловодны.
- Осадков выпадает более 300-350 мм.
- Занимает 29% территории Казахстана.
- Преобладают широколиственные деревья ( дуб, осина)
- Климат более континентальный и сухо
А - лесостепь
Б - степь
Правильные ответы на задание 10
•А 1;3; 5; 7;
•Б -2;4; 6; 8;