kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Географии 8 класс по теме « Образование почв и их разнообразие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Географии 8 класс.Учебник "Полярная Звезда" под редакцией Алексеева А.И.,Москва Просвещение 2012г.

Тема: "Образование почв и их разнообразие."

Цели:  1 формировать знания о почвах;

           2 показать вклад Докучаева в создание почвоведения;

              3 выявить факторы, влияющие на формирование почв;

              4 сформировать представление о закономерностях распределения почв

  на территории России,

 

                             Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка д/з

Работа по картачкам  -1 вариант

Работа с фрагментами к/карты- 2 вариант.

3. Изучение нового материала.

1 Наша страна богата территорией (землей), т.е. земельными ресурсами.

Земельные ресурсы – это территория с определенным качеством почв, климатом, рельефом и т.д.

S=17,1 млн.км2

Не все пригодны, т.к.часть из них:

Заболочены

Засолены

Засушливы

На очень холодных территориях

Только 13% территории используется в сельском хозяйстве – это сельхоз. угодья.

2 Почва – это рыхлый, поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Гумус- перегной, главный компонент почвы.

Плодородие – это содержание в почве веществ, необходимых для жизни растений:

- минеральные вещества

- органические вещества

- вода

- воздух

Впервые на различие почв в разных частях Земли обратил В.В. Докучаев. Он :

- доказал зональность почв

- установил роль почвообразующих факторов

- утверждал, что почва обладает свойствами живой и неживой природы

- определил почву как самостоятельное природное образование, появившееся в результате совместной деятельности климата, воды, растительных и животных организмов, под влиянием возраста и рельефа местности и хозяйственной деятельности человека.

  3  Почвообразующие факторы.

 

факторы

Их влияние на формирование почв

1 материнская горная порода

Является основой для образования почв, источником минеральной части почвы, влияющей на ее состав

2 микроорганизмы

Обеспечивают образование перегноя, т.е. органических веществ, дающих почве плодородие

3 живые организмы:

- растения

- животные, обитающие в почве

Источник органических веществ

Улучшают физические свойства почв:  тепло- и водопроницаемость

4 климат

Влияет на скорость почвообразования, на тип и качество почв

5 рельеф

Определяет распространение климатических почвообразующих элементов

6 время (возраст)

Определяет мощность почвенного слоя

7 подземные воды

Обеспечивают почву влагой, химическими веществами, солями.

8 человек

Улучшает или ухудшает качество почв

4Строение почв.

Работа с информацией. Почвенный профиль.(стр.135 вписать данные)

*

*

*

Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Каждый из них однороден по составу, свойствам, структуре, окраске.

Для каждого типа почв характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем.

5 Тип почв – это группы почв, обладающие сходным строением и свойствами, образованные в одинаковых условиях.

Большая протяженность России с севера на юг определяет разнообразие климатических условий. Это определяет зональное размещение почв.

Тип почв

Природная зона

Особенности почв

плодородие

Арктические

Арктические пустыни

Мощность 1-1,5 см, отсутствие сплошного покрова

нет

Тундрово-глеевые

Тундра, лесотундра

Мощность до 12 см, сильная переувлажненность, наличие гелеевого горизонта

Практически нет

Подзолистые

Тайга

Избыточное увлажнение, мало гумуса и минеральных веществ, кислые, цвет золы

небольшое

Дерново-подзолистые

Смешенные леса

Достаточное количество гумуса и увлажнения

среднее

Серые лесные

Широколиственные леса, лесостепи

Гумусовый горизонт до 30 см, увлажнение достаточное

значительное

Черноземы

Лесостепи, степи

Гумусовый горизонт 40-120 см, богаты органическими веществами, зернистая структура

Очень большое

Каштановые

Сухие степи, полупустыни

Значительный гумусовый горизонт, недостаточное увлажнение

Значительное, но требует влаги

Бурые

Полупустыни, пустыни

Мало гумуса, недостаточное увлажнение, часто засолены

малое

6. Различие почв по механическому составу (соотношение различных по размеру минеральных частиц)

Закрепление материала:

Что такое почва?

Какие факторы влияют на образование почвы?

Назовите главное свойство почвы.

От чего зависти плодородие почвы?

На какие типы можно разделить почвы по механическому составу?

 Тестовые задания

1.   Основатель науки о почвах:

а)   М. В. Ломоносов;     б)         В. В. Докучаев;       в)         В. А. Обручев.

2.   Какие почвы называют тяжелыми?

а)   песчаные;                  б)         глинистые;               в)         суглинистые.

3.   Чернозем - самая плодородная почва, так как:

а)  в ней содержится больше гумуса;

б)  почва хорошо увлажнена;

в)  она дает высокие урожаи.

4.   Почвенная карта дает информацию:

а)  о распространении типов почв;  б)         о механическом составе почв;

в)  об увлажнении почв.

5.Почвообразующие факторы:

а) климат; б) рельеф; в) озера; г) микроорганизмы.

Подведение итогов.

Домашнее задание &28 выучить записи в тетради.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Географии 8 класс по теме « Образование почв и их разнообразие» »

Урок Географии 8 класс по теме « Образование почв и их разнообразие»

Цели:  1 формировать знания о почвах;

              2 показать вклад Докучаева в создание почвоведения;

              3 выявить факторы, влияющие на формирование почв;

              4 сформировать представление о закономерностях распределения почв

на территории России,


                             Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка д/з

Работа по картачкам -1 вариант

Работа с фрагментами к/карты- 2 вариант.

3. Изучение нового материала.

1 Наша страна богата территорией (землей), т.е. земельными ресурсами.

Земельные ресурсы – это территория с определенным качеством почв, климатом, рельефом и т.д.

S=17,1 млн.км2

Не все пригодны, т.к.часть из них:

Заболочены

Засолены

Засушливы

На очень холодных территориях

Только 13% территории используется в сельском хозяйстве – это сельхоз. угодья.

2 Почва – это рыхлый, поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Гумус- перегной, главный компонент почвы.

Плодородие – это содержание в почве веществ, необходимых для жизни растений:

- минеральные вещества

- органические вещества

- вода

- воздух

Впервые на различие почв в разных частях Земли обратил В.В. Докучаев. Он :

- доказал зональность почв

- установил роль почвообразующих факторов

- утверждал, что почва обладает свойствами живой и неживой природы

- определил почву как самостоятельное природное образование, появившееся в результате совместной деятельности климата, воды, растительных и животных организмов, под влиянием возраста и рельефа местности и хозяйственной деятельности человека.

  3  Почвообразующие факторы.


факторы

Их влияние на формирование почв

1 материнская горная порода

Является основой для образования почв, источником минеральной части почвы, влияющей на ее состав

2 микроорганизмы

Обеспечивают образование перегноя, т.е. органических веществ, дающих почве плодородие

3 живые организмы:

- растения

- животные, обитающие в почве

Источник органических веществ

Улучшают физические свойства почв:  тепло- и водопроницаемость

4 климат

Влияет на скорость почвообразования, на тип и качество почв

5 рельеф

Определяет распространение климатических почвообразующих элементов

6 время (возраст)

Определяет мощность почвенного слоя

7 подземные воды

Обеспечивают почву влагой, химическими веществами, солями.

8 человек

Улучшает или ухудшает качество почв

  1. Строение почв.

Работа с информацией. Почвенный профиль.(стр.135 вписать данные)

*

*

*

Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Каждый из них однороден по составу, свойствам, структуре, окраске.

Для каждого типа почв характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем.

5 Тип почв – это группы почв, обладающие сходным строением и свойствами, образованные в одинаковых условиях.

Большая протяженность России с севера на юг определяет разнообразие климатических условий. Это определяет зональное размещение почв.


Тип почв

Природная зона

Особенности почв

плодородие

Арктические

Арктические пустыни

Мощность 1-1,5 см, отсутствие сплошного покрова

нет

Тундрово-глеевые

Тундра, лесотундра

Мощность до 12 см, сильная переувлажненность, наличие гелеевого горизонта

Практически нет

Подзолистые

Тайга

Избыточное увлажнение, мало гумуса и минеральных веществ, кислые, цвет золы

небольшое

Дерново-подзолистые

Смешенные леса

Достаточное количество гумуса и увлажнения

среднее

Серые лесные

Широколиственные леса, лесостепи

Гумусовый горизонт до 30 см, увлажнение достаточное

значительное

Черноземы

Лесостепи, степи

Гумусовый горизонт 40-120 см, богаты органическими веществами, зернистая структура

Очень большое

Каштановые

Сухие степи, полупустыни

Значительный гумусовый горизонт, недостаточное увлажнение

Значительное, но требует влаги

Бурые

Полупустыни, пустыни

Мало гумуса, недостаточное увлажнение, часто засолены

малое

6. Различие почв по механическому составу (соотношение различных по размеру минеральных частиц)

Закрепление материала:

Что такое почва?

Какие факторы влияют на образование почвы?

Назовите главное свойство почвы.

От чего зависти плодородие почвы?

На какие типы можно разделить почвы по механическому составу?

Тестовые задания

1. Основатель науки о почвах:

а) М. В. Ломоносов; б) В. В. Докучаев; в) В. А. Обручев.

2. Какие почвы называют тяжелыми?

а) песчаные; б) глинистые; в) суглинистые.

3. Чернозем - самая плодородная почва, так как:

а) в ней содержится больше гумуса;

б) почва хорошо увлажнена;

в) она дает высокие урожаи.

4. Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв; б) о механическом составе почв;

в) об увлажнении почв.

5.Почвообразующие факторы:

а) климат; б) рельеф; в) озера; г) микроорганизмы.

Подведение итогов.

Домашнее задание &28 выучить записи в тетради.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок Географии 8 класс по теме « Образование почв и их разнообразие»

Автор: Подлескова Наталья Владимировна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок Географии 8 класс по теме « Почва- особое природное тело.» "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-gieoghrafii-8-klass-po-tiemie-pochva-osoboie-prirodnoie-tielo"
    ["file_id"] => string(6) "144093"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418653336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Элективный курс по географии "Моя малая Родина - Приморье" "
    ["seo_title"] => string(61) "eliektivnyi-kurs-po-ghieoghrafii-moia-malaia-rodina-primor-ie"
    ["file_id"] => string(6) "226977"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440544283"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Природно-территориальный комплекс Восточной Сибири "
    ["seo_title"] => string(53) "prirodno-tierritorial-nyi-komplieks-vostochnoi-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "127681"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415361601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Опорный конспект для индивидуальной работы по теме "Почвы""
    ["seo_title"] => string(61) "opornyi-konspiekt-dlia-individual-noi-raboty-po-tiemie-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "169915"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423483812"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства