Тема урока: Степи и пустыни
Цель урока: формировать представление об особенностях природы и создание образа степей и пустынь, развивать логическое мышление учащихся путем выявления причинно-следственных связей.
Задачи урока:
- углубить знания о закономерностях размещения природных зон;
- изучить особенности компонентов в степной зоне и в зоне пустынь;
- оценить влияние хозяйственной деятельности человека на состояние степей и пустынь;
- продолжить формирование умения сопоставлять тематические карты, используя их как источник географической информации для выявления закономерностей между природными компонентами, составлять комплексную характеристику природной зоны;
- воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: Комплексное применение знаний.
Технологии: Поисково-групповая, фронтальная работа, работа с учебником, с географическим атласом, индивидуальная работа на местах, работа в группах – применение кейсов (кейс-технологии), практическая работа, использованы ИКТ.
Оборудование: Карта природных зон мира, технологические карты для учащихся, мультимедийный проектор, ноутбук.
Организация деятельности на уроке
I. Этап мотивации
- Здравствуйте, ребята. Вашему внимаю предлагаются слайды (видеофрагмент), посмотрев который вы должны будете вспомнить какой раздел вы изучаете.
(просмотр слайдов, видеозаписи)
Ответ учащихся : природные зоны России
- Почему вы так думаете?!
-Вспомните, какие природные зоны бывают?
Ответ учащихся: тундры, лесотундры, тайга, смешанные, широколиственные леса.
-Правильно, молодцы!
II. Проверка ранее изученного материала
-На ваших столах лежат контурные карты, пжлста, обозначьте на них расположение природных зон России : 1- тундра, 2 – лесотундра, 3 – тайга, 4 – смешанные леса, 5 – широколиственные леса
- Поставьте себе оценку внизу листочков…
III. Фронтальная работа
Определите по следующим признакам какая это природная зона: тайга или смешанные широколиственные леса
- растут хвойные породы древесины – Т
- средняя температура января до -40 – Т
- зона отсутствует в Сибири – смеш.
- много певчих птиц – смеш.
- более благоприятна для земледелия –смеш.
- деревья растут в один ярус –Т
- климат мягкий, лето продолжительное –смеш.
-территория сильно заболочена –Т.
IV. Проблемное поле
-Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос: «Болото-это зло или добро?». Ведь издревна на Руси болот боялись, в сказках всегда обитали кикиморы, ведьмы. Скажите, какую пользу приносят болота и какой они наносят вред?
Ответы учащихся:
Польза: болото-место обитания птиц, на болотах образуется торф, растут ценные ягоды, начало многим рекам, на болотах идет очистка воды
Вред: территория, которую нельзя использовать в С/Х, опасное место для жизни людей, препятствует строительству дорог
V. Изучение новой темы
- Итак, сегодня мы с вами продолжаем изучение природных зон России. Ребята, посмотрите на слайды и скажите о каких природных зонах идет речь?
Ответ учащихся: Степи, пустыни.
- Правильно. Тема урока: Степи и пустыни. Понятие степи-лесостепи растяжимое. Мы должны их нарисовать, слепить, поехать и т.д? Что нам необходимо сделать, какова цель нашего урока?
- Дать характеристику особенностей природы.
Но, ребята, нужно сказать, о том, что лесная зона сразу не переходит в зону степей, точно также как и степи в пустыню, существуют переходные зоны – лесостепи и полупустыни. Но они практически отсутствуют из-за распаханности, поэтому речь сегодня в основном пойдет о степях и пустынях.
VI. Работа с текстом
- Прочитайте отрывок из произведения и назовите опорные слова, создающие образ степи.
Найдите в атласах природные зоны степи, лесостепи, пустыни, полупустыни.
VII Сравнительная характеристика природных особенностей степей, лесостепей, пустынь, полупустынь.
Заполнение таблицы ( работа с учебником, слайды)
Работа с атласами
- Особенности климата
-Почвы
-Растительный и животный мир.
Работа с кейсами (определить проблему природной зоны)
8.Выставление оценок. Домашнее задание.
9.Рефлексия
Итог: -Ребята, как вы думаете- знания полученные,сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?
- Как вы считаете,достигли мы поставленные цели урока?
-Благодарю вас за хорошую работу.