Обучающая цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся о литосфере методом изучения видов движения земной коры.
Развивающая цель: раскрыть причину движения литосферных плит и выявить последствия эти движений.
Воспитывающая цель: воспитывать интерес к явлениям природы.
Закрепить навыки работы на контурной карте.
По карте определить районы распространения землетрясений; научиться работать с картой литосферных плит; сформировать идею о том, что земная кора постоянно развивается.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, учебник, контурные карты.
Ход урока
- Организационный момент Пароль урока.
- Актуализация опорных знаний
Тестовые задания.
1. О происхождении материков и океанов существует:
а) одна гипотеза, б) две гипотезы, в) 0,
2. Гипотезу мобилизма в 1912 году обосновал в книге «Происхождение материков и океанов»
а) Фернан Магеллан, б) Джеймс Кук, в) Альфред Вегенер.
3. 200 млн. тому назад был единственный материк:
а) Пангея, б) Лавразия, в) Африка.
4. 200 млн. тому назад Пангея раскололась на:
а) Лавразию и Гондвану,
б) Евразию и Лавразию.
5. Составить соотношения:
А – Гондвана 1. Африка, 2 – Евразия, 3 – Австралия, 4 – Антарктида,
Б – Лавразия 5 – Северная Америка, 6 - Южная Америка.
6. Земля как планета существует:
а) 1 млрд. лет, б) 5 млрд. лет, в) 10 млрд. лет.
7. Историю геологического развития Земли условно делят на:
а) годы, б) эры, в) месяцы.
8. Назовите древнюю эру:
а) мезозойская, б) кайнозойская, в) архейская.
9. Ознакомиться с этапом формирования Земли можно
а) по земному календарю, б) по геохронологической таблице.
10.Название Геохронологическая таблица происходит от греческих слов
а) «Гео – земля и хронос – время», б) «Гео – Земля и хронос - история».
11. В какой эре и в каком периоде мы живем?
Оцениваем и выставляем оценки методом взаимопроверки.
III.Мотивация учебной и познавательной деятельности
Много явлений природы могут казаться загадочными и необыкновенными. Вдруг земля приходит в движение и разрушает все, что на поверхности, из под земли бьёт фонтан.
Но всё это можно объяснить. Как? Выучить процессы, которые происходят внутри Земли. Сегодня наша задача на уроке – изучить внутренние процессы, которые изменяют земную кору.
IV. Изучение новой темы
Беседа
- Что такое литосфера?
-Какое давление и температура внутри мантии?
Высокая температура и давление являются причиной внутренних процессов, происходящих в литосфере.
Наблюдаются такие явления как перемещение отдельных участков литосферных плит.
- Движение литосферных плит.
Практическая работа
По карте атласа «Литосферные плиты» перечислить литосферные плиты.
Между плитами глубокие трещины – рифты.
? Назвать типы земной коры.
- Движение литосферных плит с одинаковой земной корой – материковой
- Образуются горы.
Вековые горизонтальные движения литосферных плит называются - складкообразующими.
Пример – горы Карпаты, Гималаи.
- В районах столкновения разных литосферных плит – образуются глубоководные желоба и вулканические острова: например -Марианский жёлоб.
- В районах раздвижения литосферных плит – образуются ложбины глубина до 1000м.
- Медленные вертикальные движения.
- Пример: Скандинавский полуостров, Греческий город Херсонес в Крыму.
- Малоподвижные участки - платформы, им соответствуют равнины.
- Подвижные участки з. к. – области складчатости соответсвуют горным системам материков и дну океанов.
Катастрофические явления в литосфере.
Причина – внезапные разрывы и смещение пластов в глубине з. к. и даже верхних слоях мантии. Энергия распространяется сейсмическими волнами (греч. « сейсмос» - землетрясения)
- Регистрируют землетрясения приборы сейсмографы.
- Работа с таблицей. Шкала силы землетрясения.
- Землетрясения зарождаются в зоне столкновения литосферных плит в период складкообразования. Эти области называются сейсмические пояса.
- Практическая работа.
- Обозначить и подписать сейсмические пояса: Тихоокеанский, Средиземноморский, Атлантический.
- Примеры последствий землетрясений, цунами.
- Предсказывание землетрясений и меры предосторожности (антисейсмический способ постройки домов).
- Землетрясения в Крыму.
- Вывод. Все виды движения литосферы вызывают изменение рельефа поверхности Земли.
- Задание на дом. Параграф 12. Стр. 59 – 61. Ответить на вопросы стр. 64. Сообщения с места события землетрясения.
- Закрепление. Приём Светофор
- Литосфера – это сплошная оболочка.
НЕТ
- Литосфера состоит из 7 литосферных плит
ДА
- В случае столкновения материковых литосферных плит образуются горы
ДА
- Горы Гималаи – образовались в результате расхождения литосферных плит
НЕТ
- Землетрясения – результат медленных вековых движений литосферных плит.
НЕТ
- Гипоцентр (очаг ) землетрясения находится на поверхности.
НЕТ
- Цунами – это прибор, который фиксирует силу землетрясения.
НЕТ
- Все виды движения земной коры вызывают изменения рельефа на поверхности.
ДА
V.Итог урока.
Метод Микрофон.
Что изучали на уроке?
Что узнал новое на уроке?
Что удивило?
Вам урок понравился? Почему?