Раздел: Оболочки Земли.
Тема: Литосфера
Тема урока: Внутренне строение Земли.
Цель:
- путем применения различных учебных элементов, добиться понимания детьми о внутреннем строении Земли;
Задачи:
- научиться устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение работать с новой и ранее полученной литературой;
- развивать умение планировать свою работу, цель, сопоставлять цель и результат;
- развивать умение строить свою речь, понимать и воспринимать другую позицию, работать в коллективе.
Оборудование: учебник, карточки, атласы, раздаточный материал, большие листы бумаги, цветные маркеры, таблица «Внутреннее строение Земли», карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска.
Ход урока
I. Орг. момент
Сегодняшний урок я начну со слов французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Сегодня вас ждут новые «открытия».
Деление на группы при помощи способа «Цвета и номера». Учащиеся выбирают себе квадраты того цвета, который им нравится. Количество цветов устанавливается в зависимости от количества групп. На каждом квадрате обозначена цифра. Когда группы сформированы, учащиеся складывают из маленьких своих квадратов один большой информационный лист, на котором указано по одному правилу работы в группе. Каждая группа озвучивает свое правило. Таким образом, весь класс повторяет правила работы в группе.
II. Стадия вызова.
- Определение темы урока и постановка целей.
Каждая группа должна ответить на 5 вопросов тестового характера. Ответив правильно, определяют тему урока из сложенных букв.
- Сколько планет входят в состав Солнечной системы?
А) 5 М)6 З)9 Е) 12
- Расстояние от Земли до Солнца
Е) 150 млн.км А) 140 млн.км В) 250 млн.км Т) 600млн.км
- Длина экватора равна
М) 40 тыс.км О) 50 тыс.км А) 30 тыс.км Л) 25 тыс.км
- За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
Р) за один год А) за месяц Л) за сутки Ю) за один час
- За какой период времени Земля совершает полный оборот, двигаясь по своей орбите?
- А) за 24 часа Я) за 365 дней П) за месяц Д) за сезон
-Что вы знаете о Земле? (форма и размер)
-Какие оболочки Земли вы знаете?
-Оболочки взаимодействуют?
Сообщение темы и целей урока:
Просмотр видеоролика (с 7сек.-1мин.15 сек, 2.57мин-03.20)
Сформулируйте тему нашего урока «Строение Земли».
Какую мы поставим цель? (дети формулируют цель урока): сформировать представление о внутреннем строении Земли, узнать о типах земной коры, научиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение строить свою речь, понимать и воспринимать другую позицию, работать в коллективе.
«Ассоциации» - опираясь на тему урока, в рабочих тетрадях записать слова, словосочетания, знакомые им до изучения этого материала.
IV. Стадия осмысления.
1. Создание проблемной ситуации
- Сопоставьте два факта: Радиус Земли-6371км, Кольская сверхглубокая скважина-12 -15 км (начало бурения1970год)
- Что удивило?
- Какой возник вопрос? (Огромные размеры и то, что человеку удалось проникнуть вглубь только на 15км.)
Проблема: С помощью каких методов ученым удалось узнать о внутреннем строении Земли?
Выдвижение гипотез.
Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? (устно каждая группа предлагает версию)
Планирование деятельности
- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? (методы исследования внутреннего строения Земли.)
- Найти в учебнике и подчеркнуть карандашом методы исследования Внутреннего строения Земли с.46
2. Прием «Зигзаг» Каждой группе дан 1 ключевой термин и таблица, в которой необходимо заполнить недостающую информацию, читая текст в учебнике и заполнить кластер. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4, заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы. Согласно своим номерам, происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают места вокруг стола №2 и т.д. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
- Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить другим.
- Ищите эффективные способы преподнесения информации.
- Разъясните то, что другим осталось не понятным.
- Проявляйте уважение и терпимость к одноклассникам.
1 группа – Земная кора.
2 группа – Виды Земной коры
3 группа - Мантия, литосфера
4 группа – Ядро
Затем по инструкции каждая группа выполняет задание. При ответе создается схема строения Земли на доске при помощи цветной бумаги
Инструкция
- Откройте соответствующий параграф и найдите данные понятия в тексте.
- В течение 5 минут вы обдумываете и в группе даете трактовку данного вам термина, заполните таблицу только там, где указан ваш термин.
Анализ работы групп. В центр доски записывается ключевое слово (тема урока). Представитель первых номеров вывешивает свой кластер, озвучивает его, дополнять, помогать ему могут 2,3,4.5 , затем выступает представитель вторых номеров, его помощниками являются 1,3,4,5 номера и т. д. В результате произойдет сборка графического рисунка всей темы, обсуждение и закрепление изученного материала, сравнение новых знаний с первоначальными.
- А теперь вернитесь к первоначальным своим текстам и сравните, тексты каких групп были наиболее точны? (После просмотра видеоролика)
3. Задания повышенной сложности
- Используя таблицу, решить задачи:
1,3 группы: Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна +8 С, а глубина шахты 800 метров. (800:100=8; 8*3=24; 24+8= +32 С)
2, 4 группы: Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна +15 С, а глубина шахты 1000м. (1000:100=10; 10*3=30; 30+15= +45С)
Решаем по действиям:
Сколько раз произойдет повышение температуры горных пород с глубиной?
На сколько градусов повышается температура земной коры в шахте?
Какой будет температура слоя земной коры в шахте?
Самостоятельная работа по вариантам
1 вариант – вставляет недостающие слова в тексте
2 вариант – исправляет ошибки
V. Рефлексия .
1. Игра «Эрудит»
Расскажи о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что…». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.
Оценивание. У каждой группы на столе лежат листы оценивания. Запишите свои инициалы и оцените свою работу на уроке.
- Дом.задание §15 читать стр. 49 вопрос №3,4, в тетрадь зарисовать схему строения земли и подписать составные части.