Урок "Особенности рельефа России и строение земной коры" с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения.
Урок "Особенности рельефа России и строение земной коры" с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения.
ТЕМА: Особенности рельефа России и строение земной коры.
8 класс.
Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения.
Вид урока: Урок – лекция с использованием интерактивных средств обучения, отработка нового материала в ходе выполнения учащимися практических заданий.
Цели урока:
Обучающие:
Сформировать знания об особенностях рельефа нашей страны, опираясь на ранее усвоенный материал о строении земной коры, рельефе Евразии.
Продолжить формирование навыка работы с картами и картосхемами.
Формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.
Изучить новую номенклатуру.
Развивающие:
Совершенствовать умения выделять причинно-следственные связи.
Продолжить развивать навыки и умения решать практические задачи, в том числе с использованием географической карты.
Продолжить развитие познавательного интереса к предмету, развитие географического мышления.
Воспитательные:
Создавать у учащихся целостное представление о своей Родине.
Воспитывать гордость за русскую науку и ученых на примере достижений российских учёных.
Продолжить формирование научного мировоззрения.
Методы и методические приемы: Эвристическая беседа с использованием мультимедийной презентации, составление таблицы по мере беседы, отработка нового материала в ходе выполнения учащимися практических заданий по нахождению объектов номенклатуры на карте.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Особенности рельефа России и строение земной коры" с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения. »
ТЕМА: Особенности рельефа России и строение земной коры.
8 класс.
Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения.
Вид урока: Урок – лекция с использованием интерактивных средств обучения, отработка нового материала в ходе выполнения учащимися практических заданий.
Цели урока:
Обучающие:
Сформировать знания об особенностях рельефа нашей страны, опираясь на ранее усвоенный материал о строении земной коры, рельефе Евразии.
Продолжить формирование навыка работы с картами и картосхемами.
Формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.
Изучить новую номенклатуру.
Развивающие:
Совершенствовать умения выделять причинно-следственные связи.
Продолжить развивать навыки и умения решать практические задачи, в том числе с использованием географической карты.
Продолжить развитие познавательного интереса к предмету, развитие географического мышления.
Воспитательные:
Создавать у учащихся целостное представление о своей Родине.
Воспитывать гордость за русскую науку и ученых на примере достижений российских учёных.
Продолжить формирование научного мировоззрения.
Методы и методические приемы: Эвристическая беседа с использованием мультимедийной презентации, составление таблицы по мере беседы, отработка нового материала в ходе выполнения учащимися практических заданий по нахождению объектов номенклатуры на карте.
Знания о разнообразии форм рельефа нашей страны, об их размещении на территории страны.
Называть и показывать основные формы рельефа России.
Составление таблицы «Особенности рельефа России».
На контурной карте – обозначение основных форм рельефа.
ХОД УРОКА.
Вхождение в урок.
Слайд № 2.Эпиграф к уроку.
Рельеф – «каркас природы».
Слайд № 3.
Цели урока:
-Систематизировать знания о формах рельефа, их различии по характеру поверхности и высоте.
-По картам выяснить главные особенности рельефа России.
-Установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением, объяснить выявленные закономерности.
2. Повторение ранее пройденного материала.
Слайд № 4.
- Дайте определение рельефу.
Слайд № 5.
- Назовите основные формы рельефа.
Слайд № 6.
- дайте определение, что такое горы.
Слайд № 7.
- Расскажите классификацию гор по высоте.
Слайд № 8.
- Дайте определение равнинам.
Слайд № 9.
- Расскажите классификацию равнин по высоте.
3. Изучение нового материала.
Слайд № 10.
Чертим таблицу «Особенности рельефа России».
- Посмотрите на физическую карту России. Какие формы рельефа мы видим?
Предполагаемый ответ: Разнообразные формы рельефа. Это и высокие горы – Кавказ, и средневысоких горы – Урал, мы видим и равнины, например – Восточно-Европейскую. Присутствуют и низменности, например – Прикаспийская низменность. Это обусловлено наличием платформ, плит и областей складчатости.
Слайд № 11.
Посмотрите на физическую карту России и ответьте на вопросы. - Какие формы рельефа преобладают?
- Где они расположены?
- Какой облик они придают территории России?
Предполагаемый ответ:
Слайд № 12.
В России две трети территории занимают равнины (68%). Они придают черты величия, простора и неоглядной широты.
Слайд № 13
- Что преобладает в тектонических структурах?
Предполагаемый ответ: Устойчивые плиты и платформы.
Слайд № 14.
Русская и Западно-Сибирская равнины разделяются невысокими Уральскими горами. Это говорит о том, что когда-то здесь проходила граница двух плит, прочно спаявшихся друг с другом и превратившихся в единую, более крупную литосферную плиту.
Слайд № 15.
Это большая Евразиатская плита, на которой расположены все крупные равнины России.
Слайд № 16.
Рассказ учителя: Хибины: дики и холодны. Вулканы сопки – Расвумчорр, Кукисвумчорр. Эти названия даны коренными жителями – саами. Здесь в 1920 г. экспедиция Александра Евгеньевича Ферсмана в недрах плато Расвумчорр открыла большие месторождения апатитов – сырья для получения фосфорных удобрений.
Слайд № 17.
Жигули – каменная гряда, невысокие горы – менее 400 м.
Области с равнинным рельефом приурочены к платформам – устойчивым участкам земной коры (Восточно-Европейская и Сибирская)
Слайд № 19.
Посмотрите на физическую карту России и ответьте на вопрос.
- Проявляется ли чётко на карте какая-либо особенность расположения гор?
Предполагаемый ответ: Горы расположены на юге и востоке страны.
Слайд № 20.
- Где расположены области слабых опусканий?
Слайд № 21.
Записываем обсуждённый материал в таблицу.
Понижение территории к северу
Крупнейшие реки: Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма берут начало в южных частях страны, а впадают в Северный Ледовитый океан
Западносибирская равнина, Север Средней и Восточной Сибири – область слабых опусканий
Слайд № 22.
- Проявляется ли чётко на карте какая-либо особенность расположения гор?
Слайд № 23.
Предполагаемый ответ: На юге и востоке сталкиваются литосферные плиты, поэтому там преобладают горы.
Слайд № 24.
Записываем обсуждённый материал в таблицу.
Особенности рельефа России
Примеры, подтверждающие их
Тектонические структуры
Горное обрамление:
на юге более высокие горы, чем на востоке.
Самые высокие горы – Кавказ (г.Эльбрус 5642м)
на Алтай (г.Белуха 4506м), в Саянах – (г.Мунку-Сардык 3491м), хребет Черского (г.Победа 3147м), п-ов Камчатка (вулкан Ключевская Сопка 4750м)
При столкновении плит образуются горы. С юга на Евроазиатскую надвигаются Африкано-Аравийская и Индостанская, с востока под Евроазиатскую континентальную плиту подныривает Тихоокеанская океаническая
Слайд № 25.
Задание для работы с картой:Найдите на карте (стр.4-5 атласа):