Методическая разработка открытого урока по географии 5 класса.
Преподаватель географии МБОУ гимназия №30 Лазарев А.А.
Раздел учебного материала – «Внутреннее строение Земли».
Тема урока - Слои «твёрдой» Земли.
Методические цели занятия: показать разнообразные формы получения новых знаний с использованием технологии эвристическо - ассоциативного восприятия нового материала на уроке. Применение технологии эмоционального сопровождения урока, как элемент активизации познавательной и творческой деятельности. Раскрытие личностного потенциала учащихся через вовлечение в работу на уроке, с использованием технических средств и наглядного материала.
Воспитательные цели: формирование познавательного индивидуального и коллективного подхода в решении стоящих задач. Социализация обучающихся в процессе совместной деятельности.
Развивающие цели: умений находить ответы на поставленные вопросы с использованием учебника, презентации, ассоциативного восприятия материала.
Обучающие цели: создание целостного восприятия проблемы развития мира. Выработка навыков работы с терминами, понятиями и их применение в ходе учебной деятельности. Закладка умений составлять и использовать опорный конспект.
Перспективные цели: привлечение учащихся к проектной деятельности, наработка навыков отбора учебного и познавательного материала с последующим выходом на различные уровни творческих отчётов в рамках гимназии и более высоких уровней. Привитие интереса к предмету и использованию межпредметных планов в дальнейшей работе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, атласы, набор наглядного материала для экспериментально обоснования основных этапов урока и эмоционального сопровождения занятия (яблоко, варёное яйцо, тарелка, макет сейсмографа, глобус и мячик).
Ход занятия.
1. Организационный момент: подготовка учащихся к активной работе на уроке. Проводится блиц – опрос по основным параметрам материала с опорой на знания начальной школы.
1. Какие гипотезы происхождения Земли вы можете назвать?
2. Какое строение имеет Земля по мнению учёных?
3. Почему до сих пор нет единого мнения о строение земного шара и его оболочек?
Прослушав ваши ответы, мы можем теперь перейти непосредственно к теме нашего урока. Слои «твёрдой» Земли.
Почему вопрос поставлен таким образом?
Какие проблемы мы должны будем рассмотреть на уроке?
На слайде №1 тема урока. Обыгрываем тему урока. Что главным Вы считаете в изучении данной темы? Обоснуйте своё мнение. В работу необходимо включить как можно больше участников. С проблемной ситуации легче перейти к ассоциативно – аналоговому методу работы.
Слайд №2 поочередно высвечивая картинки, предлагается высказаться по вопросу – что по Вашему мнению больше всего подходит для сравнения внутреннего строения Земли?
После обсуждения появляется часть слайда с разрезом земного шара и указанием основных параметров. Какие же объекты не могут быть иллюстрацией внутреннего строения Земли. Почему? Вопрос обсуждается в группах и обосновывается одним из участников группы.
Слайд №3 Проговариваем вопрос о науках, занимающихся изучением строения Земли. В тетрадь делается сноска об основном содержании науки. В дополнение к материалу просматриваем слайд №4 и №5.
Слайд №6 Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Обратите внимание на особенности внутреннего строения оболочки. Почему толщина не везде одинаковая? Ответ найдите в параграфе и запишите в тетрадь.
Слайд №7 Мантия. Какой перевод соответствует этому слову в древнегреческом языке? назовите основные свойства мантии. Информацию запишите в тетрадь.
Слайд №8 Решение географического ребуса с использованием привычных объектов. Какую роль в данном ребусе играет тесто и масло? Что получается в итоге разгадки ребуса? Метод аналогии позволяет понять основные процессы развития земной коры, сам метод можно использовать для создания проблемной ситуации и активизации познавательной деятельности.
Слайд №9 Строение и виды земной коры. Главным в этом вопросе – усвоение понятия разных видов литосферы.
Слайд №10 Горизонтальное строение литосферы. Из чего состоит литосфера на поверхности Земли? Как называются крупные блоки этой коры? Почему при изучении материала, мы с вами рассматривали ситуацию с выпечной блинов? Ответы аргументируйте.
Слайд №11. Проводим небольшой эксперимент. В закрытом пакете находится тарелка, которую один из участников разбивает. Извлечённые осколки мы размещаем на приготовленном мячике. Осколки не держатся на поверхности и возможно это одна из причин движения литосферных плит на планете. Какую роль здесь играет мантия?
Слайды №12 – 14 позволяют отследить развитие внешнего вида литосферы в истории планеты. Выясняем, какие внешние изменения произошли в литосфере.
Вывод записываем в тетрадь.
Посмотрите пожалуйста в учебнике, какой вопрос у нас с вами остался неосвещённым?
Слайд №15 – 19. Способы изучения внутреннего строения Земли. Зачем люди стремятся проникнуть в тайны земных глубин? Какая наука основная в раскрытии этого вопроса?
Работа со слайдами. В тетрадь записываем важнейшие способы изучения внутреннего строения земли.
Слайд №20 – Возраст земной коры и особенности её расположения. Возраст горных пород важен для поиска полезных ископаемых и прогнозирования катаклизмов. Которые происходят в земной коре.
Логическим завершением занятия служит работа со слайдом №21. Отвечая на вопросы, можно проверить, то, насколько усвоена данная тема и какие коррективы необходимо внести для лучшего понимания материала.
Заключением урока предлагается сделать выход на практическую деятельность в областях интересов учащихся по выбору. Слайд №22 – проработать любую форму углубленного изучения темы и выступить с ней на «Дне географии» в классах начальной школы. Так закладывается преемственность между ступенями уровней школы и межпредметные связи «Окружающего мира» и «Географии».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - §6 География. Летягин А.А.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внутреннее строение Земли. Литосфера »
Слой «твёрдой» Земли.
Урок географии в 5 классе.
«Вентана – граф»
Преподаватель Лазарев А.А.
МБОУ гимназия №30
Г. Ульяновск
Ассоциация – метод познания и изучения через сравнение.
Геология
Изучение внутреннего строения Земли - сложная задача, которую решает наука. Недра Земли
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ.
Литосфера – это … (твёрдая оболочка Земли)
земная кора и верхний слой мантии
«литос» - камень
сфера - …
Толщина литосферы
–50 – 200 км.
Мантия . Как переводится с др. греческого языка это слово?
Толщина 2900 км
-Занимает 83 % Земли по объёму и 67 % по массе.
-от ядра Земли мантию отделяет поверхность (на глубине около 3000 км).
- Температура от 1000 до 3500 С
- Предполагается, что мантия слагается теми химическими элементами, которые во время образования Земли находились в твёрдом состоянии или входили в состав твёрдых химических соединений. Из этих элементов преобладают: кислорода, железо и магния. Согласно современным представлениям, состав мантии считается близким к составу каменных метеоритов.
Кухня природы мантии и земной коры.
Тесто
Как можно объяснить данный ребус?
Виды земной коры
Материковая
до 70км
Океаническая
5-10 км
Слои:
базальт гранитный осадочный
Горизонтальное строение литосферы
Литосфера разделена на 6-7 крупных и десятки мелких блоков литосферных
плит, подвижных относительно друг друга. Плиты перемещаются по пластичному слою верхней мантии.
Ассоциация – возникновение и причины движения земной коры
Строение земной коры – литосферные плиты.
Вся планета разделена на множество
больших и малых литосферных плит. Границы литосферных плит проходят чаще всего по территории океанов. Литосферные плиты двигаются с различной скоростью, сталкиваются и расходятся.
Движение литосферных плит.
Движение литосферных плит.Как это происходило в истории Земли.
Способы изучения внутреннего строения Земли знает наука- геофизика.
Разная скорость прохождения звуковых волн через разные по свойствам вещества позволила предположить состав оболочек внутри планеты Земля.
Строение земной коры под океанами и материками.
Учёными принято считать, что земная
кора под океанами тоньше, чем под
материками.
Океаническая кора имеет толщину от
5 до 15 км, а материковая кора – от 40
до 70км.
На самом деле эти данные являются
лишь предположением. Потому как
измерить это никому не удалось.
Точно ясно только одно – в сравнении
с величиной радиуса Земли, толщина
земной коры ничтожно мала!
Способы изучения строенияземной коры: шахты, бурение скважин.
Кольская сверхглубокая
скважина в России –
самая глубокая в мире! Здесь удалось дойти только до слоя гранита! Границы с мантией ещё не достиг никто!
Кольская сверхглубокая скважина.
Буровая установка и мощный алмазный бур помогли пройти это огромное расстояние в твердых горных породах Кольского полуострова на севере России.
Бурение в океане с американского научного судна «Дискавери».
Возраст горных пород, слагающих дно океанов.
древние
средние
молодые
Делаем выводы:
1. Что нового Вы узнали на уроке?
2. Что такое ассоциация?
3. Какие науки изучают строение Земли.
4. Что такое гипотеза?
5. Сколько оболочек выделяют у Земли?
6. Какие методы изучения земной коры Вы запомнили?
7. Что бы Вы хотели ещё узнать по теме урока:
Мы юные учёные.«Любые знания без практики мертвы».
Проекты по изученной теме:
1. Макет строения Земли (в пластилине)
2. Мини – исследование по теме урока – современные сведения о строении Земли.
3. Я хочу Вам рассказать – сообщение по теме занятия для младших школьников.