kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внутреннее строение Земли. Литосфера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по географии 5 класса. Преподаватель географии МБОУ гимназия №30 Лазарев А.А. Раздел учебного материала – «Внутреннее строение Земли». Тема урока - Слои «твёрдой» Земли. Методические цели занятия: показать разнообразные формы получения новых знаний с использованием технологии эвристическо - ассоциативного восприятия нового материала на уроке. Применение технологии эмоционального сопровождения урока, как элемент активизации познавательной и творческой деятельности. Раскрытие личностного потенциала учащихся через вовлечение в работу на уроке, с использованием технических средств и наглядного материала. Воспитательные цели: формирование познавательного индивидуального и коллективного подхода в решении стоящих задач. Социализация обучающихся в процессе совместной деятельности. Развивающие цели: умений находить ответы на поставленные вопросы с использованием учебника, презентации, ассоциативного восприятия материала. Обучающие цели: создание целостного восприятия проблемы развития мира. Выработка навыков работы с терминами, понятиями и их применение в ходе учебной деятельности. Закладка умений составлять и использовать опорный конспект. Перспективные цели: привлечение учащихся к проектной деятельности, наработка навыков отбора учебного и познавательного материала с последующим выходом на различные уровни творческих отчётов в рамках гимназии и более высоких уровней. Привитие интереса к предмету и использованию межпредметных планов в дальнейшей работе. Оборудование: интерактивная доска, презентация, атласы, набор наглядного материала для экспериментально обоснования основных этапов урока и эмоционального сопровождения занятия (яблоко, варёное яйцо, тарелка, макет сейсмографа, глобус и мячик). Ход занятия. 1. Организационный момент: подготовка учащихся к активной работе на уроке. Проводится блиц – опрос по основным параметрам материала с опорой на знания начальной школы. 1. Какие гипотезы происхождения Земли вы можете назвать? 2. Какое строение имеет Земля по мнению учёных? 3. Почему до сих пор нет единого мнения о строение земного шара и его оболочек? Прослушав ваши ответы, мы можем теперь перейти непосредственно к теме нашего урока. Слои «твёрдой» Земли. Почему вопрос поставлен таким образом? Какие проблемы мы должны будем рассмотреть на уроке? На слайде №1 тема урока. Обыгрываем тему урока. Что главным Вы считаете в изучении данной темы? Обоснуйте своё мнение. В работу необходимо включить как можно больше участников. С проблемной ситуации легче перейти к ассоциативно – аналоговому методу работы. Слайд №2 поочередно высвечивая картинки, предлагается высказаться по вопросу – что по Вашему мнению больше всего подходит для сравнения внутреннего строения Земли? После обсуждения появляется часть слайда с разрезом земного шара и указанием основных параметров. Какие же объекты не могут быть иллюстрацией внутреннего строения Земли. Почему? Вопрос обсуждается в группах и обосновывается одним из участников группы. Слайд №3 Проговариваем вопрос о науках, занимающихся изучением строения Земли. В тетрадь делается сноска об основном содержании науки. В дополнение к материалу просматриваем слайд №4 и №5. Слайд №6 Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Обратите внимание на особенности внутреннего строения оболочки. Почему толщина не везде одинаковая? Ответ найдите в параграфе и запишите в тетрадь. Слайд №7 Мантия. Какой перевод соответствует этому слову в древнегреческом языке? назовите основные свойства мантии. Информацию запишите в тетрадь. Слайд №8 Решение географического ребуса с использованием привычных объектов. Какую роль в данном ребусе играет тесто и масло? Что получается в итоге разгадки ребуса? Метод аналогии позволяет понять основные процессы развития земной коры, сам метод можно использовать для создания проблемной ситуации и активизации познавательной деятельности. Слайд №9 Строение и виды земной коры. Главным в этом вопросе – усвоение понятия разных видов литосферы. Слайд №10 Горизонтальное строение литосферы. Из чего состоит литосфера на поверхности Земли? Как называются крупные блоки этой коры? Почему при изучении материала, мы с вами рассматривали ситуацию с выпечной блинов? Ответы аргументируйте. Слайд №11. Проводим небольшой эксперимент. В закрытом пакете находится тарелка, которую один из участников разбивает. Извлечённые осколки мы размещаем на приготовленном мячике. Осколки не держатся на поверхности и возможно это одна из причин движения литосферных плит на планете. Какую роль здесь играет мантия? Слайды №12 – 14 позволяют отследить развитие внешнего вида литосферы в истории планеты. Выясняем, какие внешние изменения произошли в литосфере. Вывод записываем в тетрадь. Посмотрите пожалуйста в учебнике, какой вопрос у нас с вами остался неосвещённым? Слайд №15 – 19. Способы изучения внутреннего строения Земли. Зачем люди стремятся проникнуть в тайны земных глубин? Какая наука основная в раскрытии этого вопроса? Работа со слайдами. В тетрадь записываем важнейшие способы изучения внутреннего строения земли. Слайд №20 – Возраст земной коры и особенности её расположения. Возраст горных пород важен для поиска полезных ископаемых и прогнозирования катаклизмов. Которые происходят в земной коре. Логическим завершением занятия служит работа со слайдом №21. Отвечая на вопросы, можно проверить, то, насколько усвоена данная тема и какие коррективы необходимо внести для лучшего понимания материала. Заключением урока предлагается сделать выход на практическую деятельность в областях интересов учащихся по выбору. Слайд №22 – проработать любую форму углубленного изучения темы и выступить с ней на «Дне географии» в классах начальной школы. Так закладывается преемственность между ступенями уровней школы и межпредметные связи «Окружающего мира» и «Географии». ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - §6 География. Летягин А.А.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внутреннее строение Земли. Литосфера »

Слой «твёрдой» Земли. Урок географии в 5 классе. «Вентана – граф»  Преподаватель Лазарев А.А. МБОУ гимназия №30 Г. Ульяновск

Слой «твёрдой» Земли.

Урок географии в 5 классе.

«Вентана – граф»

Преподаватель Лазарев А.А.

МБОУ гимназия №30

Г. Ульяновск

Ассоциация – метод познания и изучения через сравнение.

Ассоциация – метод познания и изучения через сравнение.

Геология  Изучение внутреннего строения Земли - сложная задача, которую решает наука . Недра Земли

Геология

Изучение внутреннего строения Земли - сложная задача, которую решает наука . Недра Земли

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ.

Литосфера – это … (твёрдая оболочка Земли) земная кора и верхний слой мантии «литос» - камень сфера - … Толщина литосферы – 50 – 200 км.

Литосфера – это … (твёрдая оболочка Земли)

земная кора и верхний слой мантии

«литос» - камень

сфера - …

Толщина литосферы

50 – 200 км.

Мантия .  Как переводится с др. греческого языка это слово? Толщина 2900 км -Занимает 83 % Земли по объёму и 67 % по массе. -от ядра Земли мантию отделяет поверхность (на глубине около 3000 км). - Температура от 1000 до 3500 С - Предполагается, что мантия слагается теми химическими элементами, которые во время образования Земли находились в твёрдом состоянии или входили в состав твёрдых химических соединений. Из этих элементов преобладают: кислорода, железо и магния. Согласно современным представлениям, состав мантии считается близким к составу каменных метеоритов.

Мантия . Как переводится с др. греческого языка это слово?

Толщина 2900 км

-Занимает 83 % Земли по объёму и 67 % по массе.

-от ядра Земли мантию отделяет поверхность (на глубине около 3000 км).

- Температура от 1000 до 3500 С

- Предполагается, что мантия слагается теми химическими элементами, которые во время образования Земли находились в твёрдом состоянии или входили в состав твёрдых химических соединений. Из этих элементов преобладают: кислорода, железо и магния. Согласно современным представлениям, состав мантии считается близким к составу каменных метеоритов.

Кухня природы мантии и земной  коры. Тесто Как можно объяснить данный ребус?

Кухня природы мантии и земной коры.

Тесто

Как можно объяснить данный ребус?

Виды земной коры Материковая до 70км  Океаническая 5-10 км  Слои:  базальт гранитный осадочный

Виды земной коры

Материковая

до 70км

Океаническая

5-10 км

Слои:

базальт гранитный осадочный

Горизонтальное строение литосферы Литосфера разделена на 6-7 крупных и десятки мелких блоков  литосферных плит, подвижных относительно друг друга. Плиты перемещаются по пластичному слою верхней мантии.

Горизонтальное строение литосферы

Литосфера разделена на 6-7 крупных и десятки мелких блоков литосферных

плит, подвижных относительно друг друга. Плиты перемещаются по пластичному слою верхней мантии.

Ассоциация – возникновение и причины движения земной коры

Ассоциация – возникновение и причины движения земной коры

Строение земной коры – литосферные плиты. Вся планета разделена на множество  больших и малых литосферных плит. Границы литосферных плит проходят чаще всего по территории океанов. Литосферные плиты двигаются с различной скоростью, сталкиваются и расходятся.

Строение земной коры – литосферные плиты.

Вся планета разделена на множество

больших и малых литосферных плит. Границы литосферных плит проходят чаще всего по территории океанов. Литосферные плиты двигаются с различной скоростью, сталкиваются и расходятся.

Движение литосферных плит.

Движение литосферных плит.

Движение литосферных плит.  Как это происходило в истории Земли.

Движение литосферных плит. Как это происходило в истории Земли.

Способы изучения внутреннего строения Земли знает наука- геофизика.

Способы изучения внутреннего строения Земли знает наука- геофизика.

  • Разная скорость прохождения звуковых волн через разные по свойствам вещества позволила предположить состав оболочек внутри планеты Земля.
Строение земной коры под океанами и материками. Учёными принято считать, что земная  кора под океанами тоньше, чем под материками. Океаническая кора имеет толщину от 5 до 15 км, а материковая кора – от 40  до 70км. На самом деле эти данные являются лишь предположением. Потому как измерить это никому не удалось. Точно ясно только одно – в сравнении с величиной радиуса Земли, толщина  земной коры ничтожно мала!

Строение земной коры под океанами и материками.

Учёными принято считать, что земная

кора под океанами тоньше, чем под

материками.

Океаническая кора имеет толщину от

5 до 15 км, а материковая кора – от 40

до 70км.

На самом деле эти данные являются

лишь предположением. Потому как

измерить это никому не удалось.

Точно ясно только одно – в сравнении

с величиной радиуса Земли, толщина

земной коры ничтожно мала!

Способы изучения строения земной коры: шахты, бурение скважин. Кольская сверхглубокая скважина в России – самая глубокая в мире! Здесь удалось дойти только до слоя гранита! Границы с мантией ещё не достиг никто!

Способы изучения строения земной коры: шахты, бурение скважин.

Кольская сверхглубокая

скважина в России –

самая глубокая в мире! Здесь удалось дойти только до слоя гранита! Границы с мантией ещё не достиг никто!

Кольская сверхглубокая скважина.

Кольская сверхглубокая скважина.

  • Буровая установка и мощный алмазный бур помогли пройти это огромное расстояние в твердых горных породах Кольского полуострова на севере России.
Бурение в океане с американского научного судна «Дискавери».

Бурение в океане с американского научного судна «Дискавери».

Возраст горных пород, слагающих дно океанов. древние средние молодые

Возраст горных пород, слагающих дно океанов.

древние

средние

молодые

Делаем выводы:

Делаем выводы:

  • 1. Что нового Вы узнали на уроке?
  • 2. Что такое ассоциация?
  • 3. Какие науки изучают строение Земли.
  • 4. Что такое гипотеза?
  • 5. Сколько оболочек выделяют у Земли?
  • 6. Какие методы изучения земной коры Вы запомнили?
  • 7. Что бы Вы хотели ещё узнать по теме урока:
Мы юные учёные.  «Любые знания без практики мертвы».

Мы юные учёные. «Любые знания без практики мертвы».

  • Проекты по изученной теме:
  • 1. Макет строения Земли (в пластилине)
  • 2. Мини – исследование по теме урока – современные сведения о строении Земли.
  • 3. Я хочу Вам рассказать – сообщение по теме занятия для младших школьников.
  • 4. Моя презентация для урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внутреннее строение Земли. Литосфера

Автор: Лазарев Александр Александрович

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 193084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок географии по теме "Строение Земли. Литосфера". 6-й класс"
    ["seo_title"] => string(66) "urok-ghieoghrafii-po-tiemie-stroieniie-ziemli-litosfiera-6-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "248620"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446744865"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Внутреннее строение Земли.Литосфера. "
    ["seo_title"] => string(42) "vnutriennieie-stroieniie-ziemli-litosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "193076"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427561605"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок географии по теме "Внутреннее строение Земли" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-ghieoghrafii-po-tiemie-vnutriennieie-stroieniie-ziemli-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "116024"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412226367"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "ВНУТРЕННЕЕ  СТРОЕНИЕ  ЗЕМЛИ. СТРОЕНИЕ  ЛИТОСФЕРЫ, ЕЕ СВОЙСТВА"
    ["seo_title"] => string(61) "vnutriennieiestroieniieziemlistroieniielitosfieryieiesvoistva"
    ["file_id"] => string(6) "280148"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453320974"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока географии "Внутреннее строение земли""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokaghieoghrafiivnutriennieiestroieniieziemli"
    ["file_id"] => string(6) "340156"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471762729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства