Технологическая карта урока географии. 6 «6» класс
Тема урока: «Атмосфера. Итоговый урок».
-обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении атмосферы, вещественном составе и значении и мерах её защиты.
- продолжить развивать устную речь, память, мышление, умение самостоятельно добывать знания;
- формирование научного мировоззрения.
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником;
- предметные: знать строение и свойства атмосферы, ее вещественный состав и значение. Знать и объяснять понятия: атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.
Этап урока | Время | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1 Организационный этап | 1 мин | Диалог: учитель - класс | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Готовят рабочее место. | |
2 Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | 3 мин | Задание на понимание фактов, понятий; задание на проверку понимания связей Шуточный диалог учитель-ученик | Загадывает загадку: Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет? Что это такое ? Может, это литосфера? – Нет! Может, это гидросфера? – Нет! Может, это просто точка? – Нет! Значит, это оболочка? – Да! Какая? – Верно, атмосфера. Все предыдущие уроки мы изучали атмосферу. Сегодня наша задача подвести итог всему, что узнали на уроках по теме. За каждый правильный ответ вы сможете получать геожетоны, в конце урока мы узнаем, кто у нас является знатоком темы «Атмосфера». | Проявляют интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы в стихотворении | Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме. |
3 Актуализация знаний | 6 мин | Географический диктант «Заверши фразу» | Я предлагаю вам географический диктант, чтобы вспомнить основные понятия темы. Учитель читает фразы, дети их завершают. 1Движение воздуха в горизонтальном направлении – это … (ветер). 2 Снег, дождь, роса, иней, гололёд, изморось – это … (атмосферные осадки). 3 Главная причина образования ветра … (разность атмосферного давления). 4 Количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха, это … (абсолютная влажность воздуха). 5 Многолетний режим погоды для характерный для какой-либо местности (климат). 6 Состояние атмосферы в данном месте в данное время – (погода) А что мы сегодня ещё не сделали на уроке? Давайте отметим в основные показатели в календаре наблюдений за погодой. Комментирует … Учитель направляет работу с календарем погоды | Работают устно, называя термины Заполняют календарь наблюдений за погодой. | Структурирование знаний, речевое развитие, синтез-составление целого из частей. |
4 Обобщение и систематизация знаний | 15 мин | Игровой | Дальше предлагает провести командный блицтурнир. Условия игры: - каждый ряд – это отдельная команда, вы вместе будете отвечать на вопросы и задания. В ходе игры каждый ученик будут получать геожетоны. По окончанию конкурса будем подсчитывать количество геожетонов и заносить результаты в таблицу на доске, всем будут видны командые. результаты. Если команда не сможет ответить на вопросы, есть возможность у других команд заработать дополнительный геожетон, для этого надо просигналить поднятой рукой. Проведение игры № 1. Вычеркните лишнее слово и объясните ваш выбор: 1 Дождь, град, бриз, иней, снег 2 Бриз, дождь, муссон, пассат 3. Барометр, осадкомер, испарение, гигрометр № 2 Составьте правильно пары: метеорологические приборы - их функции. 1) Термометр 2) Барометр 3) Гигрометр 4) Осадкомер 5) Флюгер А) Количество осадков Б) Температура воздуха В) Направление и сила ветра Г) Атмосферное давление Д) Влажность воздуха № 3 Дай название. А пока ребята выполняют задания на карточках, по 1 из каждой команды ребята выходят и определяют названия приборов. Термометр Барометр Гигрометр Осадкомер Флюгер Солнечные часы № 4 «Порешаем-посчитаем» 1 Вычислите среднюю температуру дня по следующим показателям: 1 ч. – + 5оС; 7 ч. – + 7оС; 13 ч. – + 10оС; 19 ч. – + 6оС (28:4=7) 2 Чему равна амплитуда колебаний температур в этот день? (А=10-5=5) 3 Атмосферное давление у подножия - 760 мм. рт. ст., на вершине горы 560 мм. рт. ст. Ваша задача – определить высоту горы. (давление при подъеме на каждые 10,5 м. падает на 1мм. 760-560=200 мм, 200 мм х 10,5 м =2100м).. | Делятся на команды, отвечают на вопросы, зарабатывают для команд геожетоны. Дети письменно отвечают на вопросы Дети устно отвечают на вопросы, дополняют друг друга Самостоятельная работа учащихся. | работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам; выбирают способы решения задач, построение логической цепи рассуждений. |
5 Физкультминутка | 3 | | Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя. «Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули ( повторить 2-3 раза). «Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза). | | |
6 Применение знаний и умений в новой ситуации | 5 мин | Работа в группах (по рядам) | Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы Скажите, вы любите сказки? А почему говорят: «В сказке ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? Небольшой отрывок шведской сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Слушайте внимательно. И давайте выясним, в чём же «добрым молодцам урок» в этой сказке. « …Один тролль решил: построю дом поближе к солнцу - пусть оно меня греет». И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч. И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!». А у самого от холода зуб на зуб не попадает» (да и дышать трудно стало)! Почему троль замерз? Каждая команда получает проблемный вопрос: 1.Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу? 2.Почему вода в реках летним вечером, как парное молоко? 3.Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы? Объясните слова из песни: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима». В городах теплее из-за выбросов теплого воздуха предприятий, транспорта. Вместе с тем воздух загрязняется. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы. В нашей стране принят «Закон об охране атмосферного воздуха». Особую тревогу вызывают проблемы глобального изменения климата из-за выбросов в атмосферу различных газов, создающих парниковый эффект. | Работают в группах и самостоятельно, корректируют действия других команд. | участие в совместной деятельности, учебном диалоге, контроль и оценка процесса, речевое развитие |
Контроль усвоения | 5 мин | Самоконтроль | Обсуждение итогов игры, подсчитывание геожетонов, оценка работы команд, выставление отметок Работа с карточкой – приложение 1. Для тех , кто сделает раньше – ребусы. | Контролируют процесс подсчета геожетонов, самооценка командами своей работы | оценивать работу одноклассников; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. |
Подведение итогов урока и рефлексия | 5 мин | Беседа | Каково же значение атмосферы? Значение атмосферы для человека огромно – это наша среда жизни. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все навек объединимся. Давайте наши души сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся! Предлагает обсудить работу каждой группы (ряда). Рекомендует выделить участие каждого ученика в работе. Как вы работали и чувствовали себя на уроке - заполните рефлексивные карты (приложение 2) Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу в нашей командной игре сегодня: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами А какую оценку вы бы поставили себе: «5» - «4» - «3» - Подсчет геожетонов - Победители? | Оценивают свою деятельность и других учащихся на уроке Отвечают на вопросы в рефлексивных картах | Выявление внутренней позиции, самооценка. Оценивать свою работу на уроке. |
Д/з | 2 | Беседа | Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию: - Д/з сегодня можно назвать идеальным Это может быть любое из видов заданий, которые я вам предлагаю. Пусть кто-то решит задачу, а кто-то нарисует листовку и т.п. На доске: 1Решить задачу: Какова высота горы, если у подножия температура равна +20 С., а на вершине + 4С.? 2. Нарисовать листовку «Защитим атмосферу!» 3. Сделать рисунки «Интересные явления природы в атмосфере». 4. Сочинить стихотворение о погоде. Ясный - классный; Ветер - на свете; Море - горе; Погода - полгода; Муссон - сон; | Выбирают и записывают домашнее задание. | Выявление внутренней позиции, самооценка. |
Приложение 1.
Приложение 2.