Методы формирования познавательного интереса на уроках английского языка
Методы формирования познавательного интереса на уроках английского языка
Различные методы формирования познавательного интереса в обучении английскому языку
В условиях современного общества роль иностранного языка очень велика, так как иностранный язык является не только средством межкультурного общения, но и обеспечивает овладение навыками и умениями познавательной и самообразовательной деятельности учащихся. Одним из главных факторов успешного овладения иностранным языком выступает личная заинтересованность, личное стремление каждого учащегося освоить иностранный язык. То есть именно мотивация играет ключевую роль, побуждая каждого ученика к активной познавательной деятельности. Но, к сожалению, зачастую учителя сталкиваются с нежеланием учеников что-либо делать: трудные тексты, большие объемы информации и прочие им подобные причины лишают наших учеников самого главного – желания учиться. Поэтому первостепенной задачей учителя становится формирование познавательного интереса в обучении иностранному языку. Что же может мотивировать ученика? Я рассмотрю те приемы, которые применяю сама в своей деятельности и которые, на мой взгляд, эффективно мотивируют учащихся к активной познавательной деятельности на уроке. Кроме того считаю целесообразным разбить эти приемы на блоки в соответствии с возрастными особенностями детей: приемы, стимулирующие познавательный интерес младших школьников и приемы, стимулирующие познавательный интерес в среднем и в старшем звеньях.
Методы и приемы, стимулирующие познавательный интерес младших школьников
Младшие школьники, как правило, начиная изучать иностранный язык, проявляют огромный интерес ко всему, что с ним связано. Поэтому необходимо прилагать усилия для поддержания этого интереса и в дальнейшем.
Эффективно использовать всевозможные песенки и рифмовки, содержащие отрабатываемый материал. С их помощью новые структуры запоминаются гораздо быстрее. Детям нравится простукивать ритм во время пения рифмовок, что позволяет задействовать и кинестетическую память.
Целесообразно использовать и элементы сказок на уроке. Так например неопределенные артикли a/an становятся двумя веселыми сестричками-липучками, которые хотят поиграть со всеми словами и поэтому приклеиваются к ним. А вот с красками (цветами) они подружиться никак не могут, потому что они очень яркие и ослепляют сестричек. Ребята очень быстро увлекаются сюжетами таких мини-сказок и с удовольствием помогают липучкам приклеиваться к словам.
Т.е. из сказок мы плавно переходим к играм на уроке английского языка. Они могут быть самыми разнообразными. И самым большим плюсом использования игр на уроке является возможность комбинирования собственно игры с двигательной активностью, что дает нам физкультминутку без отрыва от основной деятельности на уроке. Например, игра «сломанный телефон» – это самый простой, но и хороший способ отработки лексики, структур и даже алфавита. Своего рода игрой являются и инсценировки историй, которые прослушиваются и читаются на уроках. Ребята имеют возможность не только отработать материал, но и побыть в роли любимого героя из истории.
Многим детям в начальных классах нравится почувствовать себя учителем, когда они находятся перед всей группой, выполняя определенное задание. Например, игры-угадайки пользуются невероятной популярностью, если ученик, являющийся ведущим, отвечает на вопросы всей группы, которая должна отгадать, что же он загадал. Например, можно угадывать выбранное ведущим животное, задавая вопросы типа “Is it big or little?”, “Does it like meat?” и т.д. Преимущество состоит в том, что отработка лексики/грамматики/речевых клише происходит параллельно с ростом интереса к происходящему на уроке.
Почувствовать себя учителем можно и при взаимоконтроле. Ребята обмениваются тетрадями с выполненными заданиями с соседом и карандашиком исправляют ошибки у одноклассника. Это не только повышает интерес к предмету, но и учит ребят аккуратно выполнять записи в тетрадях.
Отдельно хочется отметить проектную деятельность, где ребята имеют возможность сочетать язык и свое творчество, что не может не стимулировать познавательной активности. Кроме того проекты позволяют детям рассказать о себе. А рассказывать о самом себе интересно любому человеку любого возраста. По этой причине, помимо проектов, на уроке тоже часто использую задания типа «расскажи о себе». Например, при отработке множественного числа существительных дети проявляли неподдельный интерес к тому, сколько и каких питомцев имеют их одноклассники.
Методы и приемы, стимулирующие познавательный интерес учащихся среднего звена
При работе со средним звеном многие из вышеперечисленных методов и приемов работают так же хорошо, как и с начальными классами. Но здесь уже гораздо ярче проявляется дух соперничества, который можно использовать для повышения интереса к предмету. Для этого хорошо разработать свою систему бонусов, которыми можно поощрять ребят. И эта система может одинаково хорошо работать как при выполнении заданий индивидуально, так и в парах или группах. Например, те ребята, которые быстрее и правильнее всех справляются с заданиями могут получить дополнительный балл к своей итоговой отметке за урок. Или если учитель оценивает результаты работы на каждом этапе урока, то этот балл может добавляться к отметке, которую ребята получают по завершении того или иного этапа урока, что, в свою очередь, положительно влияет на итоговую отметку за урок, которая представляет собой среднее арифметическое отметок за все этапы урока.
Повышать мотивацию в среднем звене помогают и нестандартные уроки: уроки-викторины (в них уже изначально заложен соревновательный компонент, описанный выше), уроки-экскурсии, уроки-путешествия и другие. Они вносят разнообразие в образовательный процесс, показывая тем самым детям, что урок это не только скучные тексты и трудные задания.
Внеклассная работа имеет огромное значение, на мой взгляд, именно в среднем звене, поскольку именно в этом возрасте подростки начинают осознавать себя как личность и любые возможности проявить себя, продемонстрировать свои таланты перед публикой имеют невероятный успех. Различного рода театральные постановки на иностранном языке, игры-конкурсы позволяют отвлечься от процесса изучения иностранного языка, маскируя его, делая этот процесс незаметным для школьников, но в то же время это средства обогащения словарного запаса, улучшения разговорных навыков, приобщения к литературе… Список преимуществ практически бесконечен.
Методы и приемы, стимулирующие познавательный интерес учащихся старшего звена
Нестандартные уроки хорошо себя зарекомендовали и в старшем звене (уроки-дебаты, уроки, которые ведут учащиеся, уроки представления проектов и другие). Но зачастую подготовка таких уроков – процесс, требующий больших затрат времени и сил учителя. Тем не менее, мне кажется, что нестандартным можно сделать почти любой урок. Ведь нестандартный – это отличный от обычного, обыденного. Чтобы получить урок, отличный от обычного, нужно внести в него некий элемент новизны: изменить привычную для ребят структуру урока, типы выполняемых заданий, виды работ над этими заданиями. При этом изменение одного элемента урока повлечет за собой дальнейшие изменения. Например, сегодня домашнее задание будет для каждого ученика разным, завтра учитель проверит выполнение домашнего задания не у всех учеников, а у некоторых (например, самых сильных), а те, в свою очередь, проверят остальных и оценят их работу и т.д. А так как все новое, как правило, вызывает интерес, то даже такие маленькие изменения будут способствовать росту интереса к предмету.
Кроме того мною было замечено, что в 10-11 классах учащиеся легко, а главное, с интересом вовлекаются в обсуждение/изучение любой темы, если она связана с искусством. Достаточно включить в урок песню, соответствующую изучаемой теме, и нужный настрой и активность обеспечены. Особенно хорошо, если преподаватель знает, какой музыкальный жанр является любимым у его учеников, тогда они наверняка не смогут остаться в стороне от происходящего в классе. Песни хороши на любом этапе урока: в начале урока они помогут создать нужный настрой и натолкнут на мысли о теме урока; в конце урока песня может быть использована в качестве резюме и обобщения, а также может быть своеобразным «послевкусием» урока, настраивая ребят на последующие занятия; в середине урока это своеобразное расслабление, отдых, а также тренировка различных навыков и умений. Не секрет, что на основе песен можно отрабатывать грамматику, лексику, совершенствовать навыки восприятия речи на слух, а также совершенствовать разговорные навыки, обсуждая основную мысль песни или просто делясь своими впечатлениями после прослушивания.
Средства, позволяющие повысить мотивацию учащихся любого возраста
Помимо уже рассмотренных способов повышения познавательного интереса в обучении иностранному языку существует ряд универсальных приемов, работающих с учениками любого возраста. К ним относятся:
Похвала. Похвала способна окрылить даже самого слабого ученика, она может помочь ему поверить в свои силы. Поэтому похвалой никогда не стоит пренебрегать.
Атмосфера на уроке. Только доброжелательная, спокойная обстановка на уроке позволит ученикам как можно эффективнее осваивать иностранный язык.
Использование интерактивной доски, различных образовательных интернет-ресурсов, электронных средств обучения. Возможности, которые дает интерактивная доска, поражают воображение. Не удивительно, что уроки с использованием интерактивной доски очень нравятся детям и учителям. С помощью возможностей сети интернет сухое и нудное аудирования можно превратить в увлекательное занятие. Существует сайт voki.com, где можно выбрать персонажа, который озвучит ваш текст (будь то печатный текст или аудио запись). Т.е. это имитация живого общения. Вместо того, чтобы писать в тетрадях скучные упражнения, отрабатывая грамматику, можно воспользоваться сайтом ego4u.com. Там собрано огромное количество упражнений по всевозможным разделам грамматики с возможностью онлайн проверки. Учитель сразу же имеет обратную связь, видит ошибки учеников и сразу же может помочь им их исправить, не дожидаясь следующего урока, к которому ученики уже забудут, что же они писали на предыдущем уроке. Единственное «но» – это не использовать эти возможности более 10-15 мин урока.
Отдельным пунктом хочется отметить возможности посткроссинга. Это сайт в сети интернет postcossing.com, который позволяет людям со всего мира обмениваться обычными почтовыми открытками. Основным языком общения является английский. Дети, участвуя в посткроссинге, во-первых, видят, что английский действительно можно использовать для общения с реальными людьми. Во-вторых, посткроссинг особенно хорош для тех детей, которые испытывают стеснение при устном общении с собеседником.
Подводя итог, позволю себе завершить рассмотрение методов и приемов, способствующих повышению мотивации учащихся, выводом, который я сделала для себя: выбирая методы и приемы, выбирать те, которые интересны мне. Если это будет интересно мне, то велика вероятность того, что это понравится и моим ученикам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы формирования познавательного интереса на уроках английского языка»
Различные методы формирования познавательного интереса в обучении английскому языку
В условиях современного общества роль иностранного языка очень велика, так как иностранный язык является не только средством межкультурного общения, но и обеспечивает овладение навыками и умениями познавательной и самообразовательной деятельности учащихся. Одним из главных факторов успешного овладения иностранным языком выступает личная заинтересованность, личное стремление каждого учащегося освоить иностранный язык. То есть именно мотивация играет ключевую роль, побуждая каждого ученика к активной познавательной деятельности. Но, к сожалению, зачастую учителя сталкиваются с нежеланием учеников что-либо делать: трудные тексты, большие объемы информации и прочие им подобные причины лишают наших учеников самого главного – желания учиться. Поэтому первостепенной задачей учителя становится формирование познавательного интереса в обучении иностранному языку. Что же может мотивировать ученика? Я рассмотрю те приемы, которые применяю сама в своей деятельности и которые, на мой взгляд, эффективно мотивируют учащихся к активной познавательной деятельности на уроке. Кроме того считаю целесообразным разбить эти приемы на блоки в соответствии с возрастными особенностями детей: приемы, стимулирующие познавательный интерес младших школьников и приемы, стимулирующие познавательный интерес в среднем и в старшем звеньях.
Методы и приемы, стимулирующие познавательный интерес младших школьников
Младшие школьники, как правило, начиная изучать иностранный язык, проявляют огромный интерес ко всему, что с ним связано. Поэтому необходимо прилагать усилия для поддержания этого интереса и в дальнейшем.
Эффективно использовать всевозможные песенки и рифмовки, содержащие отрабатываемый материал. С их помощью новые структуры запоминаются гораздо быстрее. Детям нравится простукивать ритм во время пения рифмовок, что позволяет задействовать и кинестетическую память.
Целесообразно использовать и элементы сказок на уроке. Так например неопределенные артикли a/an становятся двумя веселыми сестричками-липучками, которые хотят поиграть со всеми словами и поэтому приклеиваются к ним. А вот с красками (цветами) они подружиться никак не могут, потому что они очень яркие и ослепляют сестричек. Ребята очень быстро увлекаются сюжетами таких мини-сказок и с удовольствием помогают липучкам приклеиваться к словам.
Т.е. из сказок мы плавно переходим к играм на уроке английского языка. Они могут быть самыми разнообразными. И самым большим плюсом использования игр на уроке является возможность комбинирования собственно игры с двигательной активностью, что дает нам физкультминутку без отрыва от основной деятельности на уроке. Например, игра «сломанный телефон» – это самый простой, но и хороший способ отработки лексики, структур и даже алфавита. Своего рода игрой являются и инсценировки историй, которые прослушиваются и читаются на уроках. Ребята имеют возможность не только отработать материал, но и побыть в роли любимого героя из истории.
Многим детям в начальных классах нравится почувствовать себя учителем, когда они находятся перед всей группой, выполняя определенное задание. Например, игры-угадайки пользуются невероятной популярностью, если ученик, являющийся ведущим, отвечает на вопросы всей группы, которая должна отгадать, что же он загадал. Например, можно угадывать выбранное ведущим животное, задавая вопросы типа “Is it big or little?”, “Does it like meat?” и т.д. Преимущество состоит в том, что отработка лексики/грамматики/речевых клише происходит параллельно с ростом интереса к происходящему на уроке.
Почувствовать себя учителем можно и при взаимоконтроле. Ребята обмениваются тетрадями с выполненными заданиями с соседом и карандашиком исправляют ошибки у одноклассника. Это не только повышает интерес к предмету, но и учит ребят аккуратно выполнять записи в тетрадях.
Отдельно хочется отметить проектную деятельность, где ребята имеют возможность сочетать язык и свое творчество, что не может не стимулировать познавательной активности. Кроме того проекты позволяют детям рассказать о себе. А рассказывать о самом себе интересно любому человеку любого возраста. По этой причине, помимо проектов, на уроке тоже часто использую задания типа «расскажи о себе». Например, при отработке множественного числа существительных дети проявляли неподдельный интерес к тому, сколько и каких питомцев имеют их одноклассники.
Методы и приемы, стимулирующие познавательный интерес учащихся среднего звена
При работе со средним звеном многие из вышеперечисленных методов и приемов работают так же хорошо, как и с начальными классами. Но здесь уже гораздо ярче проявляется дух соперничества, который можно использовать для повышения интереса к предмету. Для этого хорошо разработать свою систему бонусов, которыми можно поощрять ребят. И эта система может одинаково хорошо работать как при выполнении заданий индивидуально, так и в парах или группах. Например, те ребята, которые быстрее и правильнее всех справляются с заданиями могут получить дополнительный балл к своей итоговой отметке за урок. Или если учитель оценивает результаты работы на каждом этапе урока, то этот балл может добавляться к отметке, которую ребята получают по завершении того или иного этапа урока, что, в свою очередь, положительно влияет на итоговую отметку за урок, которая представляет собой среднее арифметическое отметок за все этапы урока.
Повышать мотивацию в среднем звене помогают и нестандартные уроки: уроки-викторины (в них уже изначально заложен соревновательный компонент, описанный выше), уроки-экскурсии, уроки-путешествия и другие. Они вносят разнообразие в образовательный процесс, показывая тем самым детям, что урок это не только скучные тексты и трудные задания.
Внеклассная работа имеет огромное значение, на мой взгляд, именно в среднем звене, поскольку именно в этом возрасте подростки начинают осознавать себя как личность и любые возможности проявить себя, продемонстрировать свои таланты перед публикой имеют невероятный успех. Различного рода театральные постановки на иностранном языке, игры-конкурсы позволяют отвлечься от процесса изучения иностранного языка, маскируя его, делая этот процесс незаметным для школьников, но в то же время это средства обогащения словарного запаса, улучшения разговорных навыков, приобщения к литературе… Список преимуществ практически бесконечен.
Методы и приемы, стимулирующие познавательный интерес учащихся старшего звена
Нестандартные уроки хорошо себя зарекомендовали и в старшем звене (уроки-дебаты, уроки, которые ведут учащиеся, уроки представления проектов и другие). Но зачастую подготовка таких уроков – процесс, требующий больших затрат времени и сил учителя. Тем не менее, мне кажется, что нестандартным можно сделать почти любой урок. Ведь нестандартный – это отличный от обычного, обыденного. Чтобы получить урок, отличный от обычного, нужно внести в него некий элемент новизны: изменить привычную для ребят структуру урока, типы выполняемых заданий, виды работ над этими заданиями. При этом изменение одного элемента урока повлечет за собой дальнейшие изменения. Например, сегодня домашнее задание будет для каждого ученика разным, завтра учитель проверит выполнение домашнего задания не у всех учеников, а у некоторых (например, самых сильных), а те, в свою очередь, проверят остальных и оценят их работу и т.д. А так как все новое, как правило, вызывает интерес, то даже такие маленькие изменения будут способствовать росту интереса к предмету.
Кроме того мною было замечено, что в 10-11 классах учащиеся легко, а главное, с интересом вовлекаются в обсуждение/изучение любой темы, если она связана с искусством. Достаточно включить в урок песню, соответствующую изучаемой теме, и нужный настрой и активность обеспечены. Особенно хорошо, если преподаватель знает, какой музыкальный жанр является любимым у его учеников, тогда они наверняка не смогут остаться в стороне от происходящего в классе. Песни хороши на любом этапе урока: в начале урока они помогут создать нужный настрой и натолкнут на мысли о теме урока; в конце урока песня может быть использована в качестве резюме и обобщения, а также может быть своеобразным «послевкусием» урока, настраивая ребят на последующие занятия; в середине урока это своеобразное расслабление, отдых, а также тренировка различных навыков и умений. Не секрет, что на основе песен можно отрабатывать грамматику, лексику, совершенствовать навыки восприятия речи на слух, а также совершенствовать разговорные навыки, обсуждая основную мысль песни или просто делясь своими впечатлениями после прослушивания.
Изобразительное искусство – это клад для учителя, работающего в старших классах. Используя картины разных художников, а также просто любые картинки, можно значительно разнообразить работу на уроке. Одним из моих любимых приемов является описание предложенной картины посредством хайку. Хайку – это трехстрочное стихотворение, родиной которого является Япония. В первой и в третьей строке такого стихотворения имеется 5 слогов, а во второй строке 7 слогов. Причем между собой строки никак не рифмуются. Благодаря этой особенности почувствовать себя поэтом может каждый, а значит, и проявить себя, отвлекаясь от скучных текстов. Хайку хорошо применять в качестве творческого домашнего задания или как рефлексию в конце урока, где ребята в мини-группах или парах подводят итог урока, составляя такие стихи, содержание которых отражает их внутренний мир вкупе с впечатлениями от урока.
Средства, позволяющие повысить мотивацию учащихся любого возраста
Помимо уже рассмотренных способов повышения познавательного интереса в обучении иностранному языку существует ряд универсальных приемов, работающих с учениками любого возраста. К ним относятся:
Похвала. Похвала способна окрылить даже самого слабого ученика, она может помочь ему поверить в свои силы. Поэтому похвалой никогда не стоит пренебрегать.
Атмосфера на уроке. Только доброжелательная, спокойная обстановка на уроке позволит ученикам как можно эффективнее осваивать иностранный язык.
Использование интерактивной доски, различных образовательных интернет-ресурсов, электронных средств обучения. Возможности, которые дает интерактивная доска, поражают воображение. Не удивительно, что уроки с использованием интерактивной доски очень нравятся детям и учителям. С помощью возможностей сети интернет сухое и нудное аудирования можно превратить в увлекательное занятие. Существует сайт voki.com, где можно выбрать персонажа, который озвучит ваш текст (будь то печатный текст или аудио запись). Т.е. это имитация живого общения. Вместо того, чтобы писать в тетрадях скучные упражнения, отрабатывая грамматику, можно воспользоваться сайтом ego4u.com. Там собрано огромное количество упражнений по всевозможным разделам грамматики с возможностью онлайн проверки. Учитель сразу же имеет обратную связь, видит ошибки учеников и сразу же может помочь им их исправить, не дожидаясь следующего урока, к которому ученики уже забудут, что же они писали на предыдущем уроке. Единственное «но» – это не использовать эти возможности более 10-15 мин урока.
Отдельным пунктом хочется отметить возможности посткроссинга. Это сайт в сети интернет postcossing.com, который позволяет людям со всего мира обмениваться обычными почтовыми открытками. Основным языком общения является английский. Дети, участвуя в посткроссинге, во-первых, видят, что английский действительно можно использовать для общения с реальными людьми. Во-вторых, посткроссинг особенно хорош для тех детей, которые испытывают стеснение при устном общении с собеседником.
Подводя итог, позволю себе завершить рассмотрение методов и приемов, способствующих повышению мотивации учащихся, выводом, который я сделала для себя: выбирая методы и приемы, выбирать те, которые интересны мне. Если это будет интересно мне, то велика вероятность того, что это понравится и моим ученикам.