kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии - "Реки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ урока

Урок по теме «Реки» является вторым по изучению раздела «Внутренние воды». С представлениями о реках дети знакомились на уроках окружающего мира в 3 классе, уроках музыки, литературы, истории, ОБЖ.

Урок – изучение нового материала, поэтому я делала основной акцент на метапредметное содержание, потому что дети имеют первичные  представления о реках.

Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:

- продолжить у учащихся формирование представлений о реке как географическом объекте;

- развивать умение работать с картами атласа;

- воспитывать бережное отношение к рекам малой родины и культуру учебного труда.

Цель моего урока: рассмотреть реку как географическое понятие, поэтому наряду с общеобразовательными целями я развивала метапредметный подход, который предполагал создание условий для формирования целостной картины.

На основе межпредметных связей с историей, литературой, музыкой, ОБЖ, ИЗО учащимися была определена тема, а проблемно-диалоговые технологии  позволили решить все поставленные задачи.

Для достижения поставленных целей и задач использовала средства ИКТ, произведения художественной литературы, живописи, музыки, схемы реки.

Композиционно урок состоял из 4 частей.

В первой части была проведена актуализация знаний  учащимися по теме «Река», в процессе которой дети рассмотрели картины  Васнецова и Левитана с изображением русских рек. Отрабатывалась терминология.

На следующем этапе ученики расширяли свои представления о строении реки, для этого  я  создавала условия, в которых дети могли найти решение поставленных задач.  Обращение к жизненному опыту детей позволило уточнить понятие о левом и правом притоке реки.

Привлечение анимационного материала способствовало созданию представления о характере течения рек и эмоциональному восприятию их образа.

 Работая в парах, школьники находили  в стихах русских поэтов описание горных и равнинных рек.

На этапе закрепления материала ученики  выполняли задания различной степени  сложности; отрабатывалась монологическая речь.

Итоговая рефлексия урока была проведена для выявления уровня усвоения материала, отношения к уроку и эмоциональной атмосфере на уроке.

На заключительном этапе учащимся было предложено дифференцированное домашнее задание в занимательной форме с элементами поисковой деятельности.

 На всех этапах урока прослеживалось формирование и развитие ключевых компетенций: информационные, коммуникативные (умение слушать, поправлять, оценивать, делать выводы), предметные (работа с контурными картами, атласами, моделью).

На уроке закладывались основы исследовательской проектной деятельности по данной теме.

Расширение круга  вопросов по данной теме стимулирует учащихся к поиску дополнительной  информации. Ряд понятий, с которыми они сталкиваются для них неизвестен и у меня  есть возможность  использовать эту работу как элемент опережающего обучения.

В ходе занятия вырабатываются надпредметные понятия: символы, система.  Считаю, что методы (наглядные, игровые, моделирование,  самостоятельная и групповая работа, беседа) подобраны оптимально с учетом психологических особенностей учащихся 6 класса.

На  уроке была создана атмосфера доброжелательности, успешности, творчества. Для оценивания учащихся использовала словесную оценку, давала возможность оценить ответ товарищей  и дать оценку собственного ответа.

Большую роль в формировании познавательной активности учащихся и конечного результата оказала эмоциональная составляющая, которая прослеживалась в ходе всего урока.

Метапредметный подход позволил стимулировать учащихся к дальнейшему  самостоятельному поиску информации, поставленных задач и нахождение их решения.

На уроке были задействованы  различные виды восприятия: визуальная, даже разминка ставила своей целью – закрепить строение реки.

Учащиеся усвоили основной материал темы урока, расширили представления о реках и их разнообразии.

Поэтому считаю, что разрывов между поставленными задачами и конечными результатами нет.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии - "Реки" »

Тема «Реки»

Задачи урока:

  • сформировать у учащихся представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины;

  • научить измерять длину реки по географической карте, определять правые и левые притоки;

  • познакомить с крупными речными системами мира и России, научить показывать их на географической карте;

  • представление о реках своей местности;

  • оказать эмоциональное воздействие на учащихся посредством литературно-художественных средств обучения.



Ход урока

Этап урока

Действие учителя

Действия ученика


Загадываю загадки:

Течет, течет- не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь.

- О чем пойдет речь?

- Почему вы решили, что это описание реки?









Ответы детей


– Посмотрите на карту мира, и вы увидите на ней множество голубых нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это реки нашей планеты. Через горы, равнины, леса несут они свои воды – чистые и мутные, студеные и теплые. Одни реки – могучи и полноводны, другие скромны и незаметны. Сколько же этих рек, больших и малых, на нашей планете Земля? Считал ли их кто-нибудь?

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…

– Реки играли и играют в жизни человека большую роль. По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека связана с реками. Реки “кормили” и “поили”. Они были естественной преградой от врагов. На Руси всегда любили реки. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как: “ Волга– матушка, Амур – батюшка, Ока – красавица, Енисей – богатырь”. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, много прекрасных строк они посвятили им.

Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид.

Если можно встретить человека, который не видел океан или ни разу не был на море, то о реке такого сказать нельзя. Реку видел каждый из нас. На территории нашего села протекает река________

Река.

Река!
Из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела,
И отражала небеса.
Пора разливов миновала,
Река ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
В. Павлинов.



Давайте полюбуемся картинами рек великих художников Васнецова, Сурикова, Левитана.

Послушайте описание рек прозаиками

- А может быть, кто-нибудь из вас помнит стихи о реках?

- Мы посмотрели картины, почитали стихи

-Что же такое река? Попробуем дать определение.

Мы уже знаем, что вода подвижна. После выпадения дождя большая часть воды стекает по поверхности суши, образуя ручьи. Ручьи сливаются, и образуется река.

Значит, рекой называют водный поток, который течет в углубление поверхности суши.

Осталось уточнить, что такое углубление – это русло реки.

Руслом называют не любое углубление поверхности суши. Важно, чтобы, во-первых, углубление было занято водным потоком. Во-вторых, оно должно образоваться под действием текучих вод.

Теперь мы можем дать определение реки.

Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.


Схема на доске с терминами «исток, устье, русло, правый приток, левый приток»

- Обозначьте части речной системы (исток, устье, русло – разного цвета)


Вспомните термины, о которых вы говорили раньше -

Что такое исток, устье, русло?

Обозначьте их на карте:

  1. Волга

  2. Лена

  3. Амазонка

  4. Енисей

  5. Ангара

  6. Обь

  7. Амур


1-обозначает с помощью магнитов на доске

Другие – работают у себя на листах



Ответы детей

Дети работают с контурными картами – подписывают реки

1-7 ученик – каждый обозначает по реке на доске магнитами разного цвета


Давайте посмотрим на карту – у нас истоки обозначены красным цветом,

- Где река может брать свое начало?

устья – зеленым

- Куда река может впадать?

- Как правильно показывать реку на карте?

Из анализа карты дети отвечают на вопросы.




Показывают названные реки.


- обратите внимание на схему

- бассейн рек


- Объясните, как вы понимаете пословицу «Река Ока – Волги правая рука»

? А, какая река будет «левой рукой» Волги?

-правые притоки

- левые притоки


- Показать правые притоки у рек


Амазонка


Вывод: у нас образовалась речная система


- Что вас всех объединяет?




- А что объединяет реки?


- А чем вы отличаетесь друг от друга?


-А как вы думаете, есть ли у рек отличия?


- Какие? (И реки тоже отличаются характером)

- Давайте посмотрим м/ф и определим, какой характер у реки. (вы можете выписывать слова, делать другие заметки с помощью которых будете доказывать свои версии)

Возможные ответы:

Класс, возраст





Ответы на вопросы (характер)




Просмотр мультфильма №1

-какой характер реки?

- при помощи чего изображен характер реки?


Слова, музыка, иллюстрации



Просмотр мультфильма №2

-какой характер реки?

- при помощи чего изображен характер реки?

Вывод: они отличаются характером.

? От чего зависит характер рек?


Слова, музыка, иллюстрации





От территории на которой протекает.

Вывод: если река протекает по горной местности, то она имеет горный характер течения, если река протекает по равнинной территории, то она будет иметь равнинный характер течения.


На столах лежат листы со стихотворениями

- Причитайте и определите, какие относятся к 1 мультф, а какие – 2

-Почему?

(находят ключевые слова)

- А почему у рек разный характер течения?

В зависимости от характера течения река бывает равнинная и горная.


Читают вслух стихи и определяют, к какой по характеру течения относятся.





Рефлексия

- закончить предложения





Составьте словарь изученных на уроке терминов, о которых мы с вами говорили.






Домашнее задание

  1. Параграф

  2. Работа в контурных картах

  3. Подготовить сообщение о реках нашего региона (по желанию)
















История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история человечества неразрывно связана с природой и особенно с одним из важнейших ее даров – водой. Долины рек на протяжении тысячелетий были колыбелями человеческой культуры и явились родиной многих народов. Человек пользовался реками как удобными путями, они поили своими водами поля и сады, давали свет и тепло. На берегах рек создавались и развивались крупные города, происходили кровопролитные битвы.

1-я группа.

Найдите на карте полушарий (ч.4 ) реки, название которых впишите в текст.

Большая река, которая течёт в Африке с Юга на Север, называется ________

Любимая река нашей Лены, текущая на севере Азии______________.

Самая большая река в Южной Америке ___________________.

Знаменитая река в Европе______________.



2-я группа.

Выписать самые крупные реки, расположенные на следующих материках;

Северная Америка:________________________________________________

Южная Америка:__________________________________________________

Евразия:__________________________________________________________

Африка:__________________________________________________________

3-я группа.

Допишите.

Исток-это место, где река___________________________________________

Истоком может служить____________________________________________

Речки, впадающие в большую реку, называются__________________________

Устье, место, где река_______________________________________________

Как     определить    правый и левый берег реки?________________________

_____________________________________________________________

VII. Итог урока (Тест)

1. Куда не может впадать река?

а) в озеро

б) в море

в) в пруд

2. Какая река впадает в Каспийское море?

а) Волга

б) Обь

в) Лена

3. Как называется начало реки?

а) исток

б) устье

в) приток

4.Как называют место ,где река впадает в другой водоём?

а) исток

б) устье

в) русло

5. Как называется река, которая впадает в другую реку?

а) приток

б) исток

в) ответвление

– Реки играли и играют в жизни человека большую роль. По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека связана с реками. Реки “кормили” и “поили”. Они были естественной преградой от врагов. На Руси всегда любили реки. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как: “ Волга– матушка, Амур – батюшка, Ока – красавица, Енисей – богатырь”. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, много прекрасных строк они посвятили им.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

Впадая в реку, другая река становится ее притоком. Например: Ока – правый приток Волги, а Кама – левый приток Волги.

– Как мы определим, какой левый, какой правый? Нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа – он правый, если слева – он левый.

Нил – самая длинная река мира.

Амазонка – царица рек. Имеет самый большой речной бассейн. Самая полноводная река мира.

Конго – по обилию вод уступает только Амазонке.

Миссисипи – великая американская река. Название ей дали индейцы, в переводе означает “отец вод”.

Ганг – священная индийская река.

Тигр и Евфрат – реки Месопотамии.

Россия – страна рек. В ее пределах насчитывается свыше 2,5 млн. рек и ручьев, общей протяженностью более 8 млн. км.!

Волга – великая русская река.

К морю Каспию она
Течет довольно долго.
Источником была река,
Ну а зовется… (Волга.)

Енисей – могучий богатырь.

Ангара – дочь Байкала.

Лена – сибирская красавица

Обь – свое имя получила от народа коми, что в переводе означает “бабушка”

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река

Река полноводно бежит на просторе,

Пока наконец не вливается в море.















Схема реки





































Дополнительный материал к уроку



Течет, течет - не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь.



О, Волга! Колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?

(Н.А. Некрасов)


Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М.Ю. Лермонтов)



Вот от сюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светёлка.
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте люди!
Здесь родилась Волга,
Здесь её и дом и колыбель.

Н. Пулькин



Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны…

С.Есенин


Меж горных рек несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг громадных скал…

А.С.Пушкин


О Волга!..колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке…-

Н.А.Некрасов



Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь ,

Морю Каспию журчит



















В Польше есть место, где под прямым углом пересекаются две реки — Велна и Нельба. При этом из-за различий температур воды, разных скоростей и уровней течений воды рек не смешиваются. Это подтвердили эксперименты: незадолго до места пересечения в реки наливали краски разных цветов, и никакого смешения не происходило.

В Воронежской области протекают две реки с именем Девица, обе впадают в Дон, и обе имеют притоком реки с именем Россошка.

По территории современного Ирака протекала река Гинд, которая сейчас называется Дияла. В одном из походов на Вавилон персидской армии во главе с царём Киром II в ней утонул священный белый конь. Кир приказал казнить реку, вырыв множество каналов

В Саудовской Аравии нет ни одной постоянно текущей реки.



А знаете ли вы, что существуют реки, в которых периодически меняются местами исток и устье? Если озера расположены на одной высоте над уровнем моря, то уровень воды в них зависит от направления течения реки, соединяющей озера, и от колебаний уровня грунтовых вод. А последнее, в свою очередь, самым непосредственным образом влияет на направление реки. Ведь при повышении уровня грунтовых вод под одним озером, в нем повышается и уровень воды, и течение реки направляется в сторону озера более мелководного, и наоборот. Такое явление свойственно, например, реке Шуя, соединяющей Шотозеро с озером Суоярви. Правда, не всегда в изменении направления течения реки виноваты грунтовые воды. Это может быть вызвано также ветровыми волнами.



А знаете ли вы, что существуют реки без воды, и таких рек не так уж и мало. Встречаются они в основном в пустынях и называются «вади». Вода в руслах таких рек появляется только во время дождей, в остальное время они представляют собой сухие впадины. Галька и гравий на их дне дают повод считать, что в более влажные периоды вади могли быть полноводными реками. Некоторые вади достигают огромной длины, равной сотне, а иногда и больше километров. Так же как и привычные нам реки, наполненные водой, вади имеют «притоки», которые тоже не имеют воды в своем русле.

А знаете ли вы, что в северной части России, в  Вологодской и Кировской областях, есть река, которая начинается на возвышенности Северные Увалы, течет на север, и, сливаясь с Сухоной, образует Северную Двину. Вот только незадача – называется эта речка – «Юг». Правда, с географическим югом она никак не связана. Название это означает «река, по которой можно плыть на лодке».Самое интересное, что река Юг дала название и родине очень даже северного персонажа – Деда Мороза. Ведь, [Великий] Устюг, в котором находится его резиденция, означает «устье реки Юг». Кстати, произносите Великий Устюг правильно, с ударением на «У»!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока географии - "Реки"

Автор: Мацкевич Елена Геннадьевна

Дата: 21.07.2015

Номер свидетельства: 223259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План-конспект урока географии в 6 классе по теме " Реки""
    ["seo_title"] => string(61) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "264231"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449673094"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "конспект урока географии по теме "Реки" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "154298"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421147210"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока географии в 6 классе по теме "Реки" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "154304"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421148052"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока географии "Реки""
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekturokaghieoghrafiirieki"
    ["file_id"] => string(6) "291270"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455100184"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства