Предмет | География |
Класс | 6 |
Тема урока | Гидросфера |
Цель урока | Обобщить и систематизировать материал по теме «Гидросфера» |
Задачи урока | Образовательные: совершенствовать навыки работы с картами, географическими терминами, умение применять географические знаний в жизни. Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление, умение работать в группе; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и выручки, формировать у учащихся интерес к совместной деятельности, чувство ответственности за общее дело. |
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать полученные знания для коллективного результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками при определении целей и задач, функций участников, способов взаимодействия, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать - основные понятия и термины по теме «Гидросфера» Уметь – работать с картами атласа, схемами и рисунками, применять географические знания в жизни Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Гидросфера, мировой океан (море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг), водоемы суши (реки, болота, ледники, озера, родники), искусственные водоемы (канал, пруд, водохранилище), |
Межапредметные связи | Музыка, ОБЖ |
Ресурсы урока | Атласы, компьютер, проектор. |
Формы урока | Фронтальная, групповая. |
Технологии | Метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ. |
Время | Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Примечание |
| Орг. момент | Учитель раскладывает на столы групп-экипажей: - географические атласы - конверты с заданиями Учитель настраивает аппаратуру и презентацию (приложение 1) | Учащиеся рассаживаются по заранее сформированным группам-экипажам. | Личностные: смыслообразование (мотивация к учебной деятельности), самоопределение (положительный настрой на работу) | Учащиеся заранее сформированы в группы и знают свое рабочее место в классе. |
2 мин. | Обозначение темы и целей урока | - Приветствую вас, участники регаты. Сегодня у нас пройдут соревнования на парусных судах. Я вижу, экипажи сформированы и готовы начать соревнование на знание самого быстрого и умного экипажа. -Регата проходит под девизом «Повторим …» - Что мы повторим во время нашего путешествия? | Учащиеся отгадывают ребус Учащиеся формируют цели урока. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные: извлечение необходимой информации. | Ребус Учитель прикрепляет слово «Гидросфера» на доску Учитель обобщает сформулированные учащимися цели урока. |
1 мин. | Планирование | - Я сегодня замещаю капитана Врунгеля, который сейчас находится в очередном путешествии. Экипажам удобно на яхтах? - Перед отплытием выберите в каждом экипаже капитана. В его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении и сигнализировать мне в случае затруднений. | Учащиеся выбирают капитана. | Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | |
5 мин. | Практическая деятельность учащихся (работа с картой) | - Мы отчаливаем от острова «Школьный» и вот уже плывем через пролив названий. Но здесь сильное течение. Вас качает из стороны в сторону и карта нашего плавания падает. Отпадения все названия перепутались. - А вот и первое испытание. Возьмите конверт . Необходимо правильно разместить названия на карте. На выполнение задания 3 минуты. - Закончили. Начинаем проверку. Экипажи поменяйтесь местами: экипаж 1 проверяет у 2, 2 у 3, 3 у 4, 4 у 5, 5у 1. - Карта на доске. Подсчитайте количество правильно установленных названий. - За каждый правильный ответ экипаж получает узлы. - Что в морском деле означает узел? -Капитаны экипажей узлы держат при себе, чтобы ваша скорость не терялась. Чем больше узлов, тем выше ваша скорость, тем быстрее вы придете к финишу. | Учащиеся располагают на контурной карте название географических объектов с использованием атласа. Учащиеся пересаживаются и начинают взаимопроверку. Подчитывают количество правильных ответов. Узел – единица, применяемая для определения скорости судов. | Личностные: адекватное оценивание других, познавательная мотивация Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выполнение групповой работы Познавательные: извлечение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Команды получают «узлы» (скрепки)по количеству правильных ответов и сцепляют их между собой. |
3 мин. | Практическая деятельность учащихся(работа с изображениями объектов на местности по теме). | - Мы причалили к бухте Водяного, где есть замечательная фотовыставка. Вот и второе задание. Определить, что изображено на фотографии, и дать определение этого понятия. | Учащиеся отгадывают объекты гидросферы и дают определения понятий. | Личностные: адекватное оценивание других, познавательная мотивация Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выполнение групповой работы Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | |
3 мин. | Практическая деятельность учащихся (Разгадывание кроссворда). | - Мы отчаливаем. Перед нами залив Опасный. Наши яхты попали в шторм и терпят бедствие. - Какой сигнал необходимо подать? (SOS) - Необходимо отправить по SMS кодовое слово. Какое? Вы узнаете, решив кроссворд. Это слово вы отправите на указанный номер. - Сигнал поступил. Проверяю. Правильно. Всем стоп. Какого экипажа позывной… (называется номер телефона учащегося, от которого поступил сигнал). | Учащиеся разгадывают кроссворд и отправляют по SMS кодовое слово. | Личностные: адекватное оценивание других, познавательная мотивация Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выполнение групповой работы Познавательные: извлечение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Кроссворд. Определяется победитель этого конкурса. |
2мин. | Практическая деятельность учащихся (составление схемы) | - Вот мы и на материке. Необходимо пополнить запасы пресной воды. Но здесь только искусственные водоемы. Ваша задача определить какие и заполнить схему. Время на выполнение 1 минута. - Экипажи поменяйтесь местами. Проверяем. Сколько правильных ответов. | Учащиеся заполняют схему «Искусственные водоемы». Взаимопроверка. | Личностные: адекватное оценивание других, познавательная мотивация Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выполнение групповой работы, управление поведением партнёра. Познавательные: извлечение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Схема |
4 мин. | Осуществление контроля | - Мы продолжаем регату, и огибаем полуостров Успех. Чтобы правильно сманеврировать я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю каждому из вас пройти квалификационный тест юного моряка. - На выполнение теста 2 минуты. - Проверяем. Считаем количество правильных ответов, и я фиксирую, сколько правильных ответов в сумме набрала команда. | Учащиеся индивидуально выполняют задание теста. Самопроверка. | Личностные: смыслообразование Регулятивные: оценка Познавательные: извлечение необходимой информации | Квалиф.тест. |
4 мин. | Повторение названий географических объектов. | - Перед вами архипелаг Звенящей воды. Пополним запасы продовольствия. А рассчитаемся ответами на музыкальные загадки. - Ваша задача вставить пропущенное слово и перечислить три названия этого объекта. | Учащиеся слушают отрывки из песен, называют пропущенное слово и перечисляют три объекта. | Личностные: смыслообразование Регулятивные: оценка Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками Познавательные: извлечение необходимой информации | |
6 мин. | Этап рефлексии. | - Ну, вот мы и на финише. Но прежде чем подвести итог и наградить победителей, организаторы регаты просят выразить свое отношение к ней. Для этого на паруснике прикрепите сигнальные флажки. Если вам понравилось, то вы наклеиваете красный флажок. Если вам не все понравилось, но в целом вы остались довольны, то – зеленый. Если вы остались, не довольны организацией регаты, то – желтый. - Капитаны экипажей закрепите ваши парусники на доске. А организаторы регаты награждают всех участников памятными медалями .- Какие же скорости развили наши экипажи. Подсчитайте узлы. - Самым быстрым оказался экипаж… В честь победителя фейерверк. - А мы вместе с нашими шарами из водного океана перемещаемся в океан воздушный. Следующие уроки вас ждут увлекательные путешествия по Атмосфере. | Учащиеся закрывают флажки на паруснике Капитаны прикрепляют к концу своего парусника скрепки-«узлы». Определяют победителя. | Личностные: адекватное оценивание себя и членов группы Регулятивные: самостоятельность и контроль оценки своей деятельности Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками | Экипажу – победителю выдаются воздушные шары, а капитану хлопушка. |
Фамилия, имя ______________________________________________________.
Из нижеперечисленных вариантов ответов выберите правильный ответ, и обведи кружком.
в) рельеф морского дна.
в) волны, вызванные ветром.
в) неограниченный лов рыбы в океане.
в) осенью.
б) грунтовые.
Часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями и Живущими в нем организмами.
Часть океана (моря), глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном (морем).
Участок суши, окруженный со всех сторон водой.
Группа островов, находящихся близко друг другу.
Часть материка, далеко вдающаяся в океан.
Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
Основная часть гидросферы.