Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся - технологическая карта урока. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, или возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
При конструировании технологической карты урока необходимо учитывать аспекты, на которые нужно ориентироваться:
- должны быть указаны операции, их составляющие.
Для реализации поставленной цели очень полезным оказались идеи Мороза Н. Я. об особенностях конструирования технологической карты урока. Его подход отличается тем, что автор предлагает в структуры карты выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
.
Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица – замкнутая матрица,
Предлагаемая разработка - технологическая карта урока географии (приложение ) не являются готовым образцом деятельности учителя. Она являются лишь иллюстрацией, доказательством того, что способ проектирование урока на основе технологической карты работает, что он жизнеспособен и существенно повышает качество образовательного процесса.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
познавательная | коммуникативная | регулятивная | личностная |
Осуществля- емые действия | Осущест-вляемые действия | Формируе-мые способы деятель-ности | Осуществ-ляемые действия | Формируемые способы деятель-ности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятель-ности | Осущест-вляемые действия | Формируе-мые способы деятель-ности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I. Актуализа-ция знаний и умений.
1.Актуализация понятий «Реки» и плана анализа географическо-го объекта «Реки». | 1.Просит вспомнить и записать на доске план анализа географическо-го объекта «Реки». | Во фронталь-ном режиме (по вызову учителя) озвучива-ют план анализа географического объекта | Анализи-ровать сказанное, осуществ-лять актуализа-цию знаний, с выделением существен-ных и несущест-венных признаков. | Слушают отвечаю-щих одноклас-сников | Понима-ют и воспринимают на слух словесные указания учителя | Самокон-тролируют знание плана, анализа географи-ческого объекта «Реки» | Прини-мать и сохранять учебную деятель-ность | Самоконтроль процесса составле-ние плана анализа. | оценивать правиль-ность выполнения |
| 2.Ставить цель слушания сообщений по теме «Реки», в рамках домашнего задания: по ходу ответов учащихся осуществлять анализ полноты хара-ктеристики объекта «Реки | Слушают учителя и одноклас-сников. | Понимают на слух словесные указания учителя. | | | | Уметь слушать в соответствии с целевой установ-кой. | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 3. Вызывает учащихся для сообщений по теме «Реки – артерии Земли».(2 человека) | Вызванные учащиеся: отвечают Класс: восприни-мают информа-цию отвечаю-щих | Класс анализурует информацию на соответствие всем необходи-мым позициям плана. Вызванные учащиеся: умение строить рассуждения в форме связи простых умозаключе-ний об объекте «Реки», его строении, свойствах и связях. | Класс: слушает отвечаю-щих одноклас-сников. Вызванные учащиеся: строят монологи-ческие высказыва-ния. | Класс: понима-ют и воспринимают на слух ответ учащегося Вызван-ные учащиеся: интериор-ганизация – умение строить понятные для собеседника речевые высказывания. | | Класс: уметь слушать в соответствии с целевой установ-кой. | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 4.Предлагает определенным учащимся после озвучивания сообщений выступить экспертами – оценить степень полноты и правильности характерис-тики объекта «Реки» (2 чел.) | Вызванные учащиеся: отвечают Класс: восприни-мают анализ отвеча-ющих | Класс: анализирует информацию по качеству проводимого анализа | Класс: слушает отвечаю-щих одноклас-сников. Вызванные учащиеся: строят монологи-ческие высказыва-ния. | Класс: понима-ют и воспринимают на слух ответ учащегося. Вызван-ные учащиеся: умение строить понятные для собеседника речевые высказывания | Отвеча-ющие «эксперты оценивают степень полноты и правиль-ности характе-ристики объекта «Реки». Класс: осуществ-ляет самокон- троль совпадения своего мнения с экспертами | Класс и отвечаю-щие «эксперты» уметь оценивать правиль-ность выполне-ния действия на уровне адекват-ной оценки. | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 5.Подводит итог качества экспертизы – анализа степени полноты и правильности характерис-тики объекта. Выставляет отметки | Слушают учителя | Понимают и воспринима-ют на слух словесные указания учителя. | | | | Адекват-но воспринимать оценку учителя | | |
Физ-минутка | Проводит физкульт-минутку | | | | | | | | |
2. Актуализация понятия «физическая карта» | 1.Организует работу по карте. Предлагает определенным учащимся после показа выступить экспертами. | Вызванные учащиеся во фронталь-ном режиме (по вызову учителя) показыва-ют реки России. Класс: набюлю-дают за показом рек. | Идентифици-ровать географичес-кие объекты на карте. | Слушают отвечаю-щих одноклас-сников | Понима-ют и воспри-нимают информа-цию на слух и визуально. | Проводят анализ выполнен-ной работы на контурной карте по теме «Реки – артерии Земли» | Прини-мать и сохранять учебную задачу | Самоконтроль процесса работы с картой | оценивать правиль-ность работы с контурной картой |
| 2. Подводит итог работы с картой. Выставляет отметки. | Слушают учителя | Принимают и воспринима-ют на слух словесную информацию | | | | Адекват-но воспринимать оценку учителя. | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
II. Изучение нового материала (усовершенст-вование способа деятельности) | 1.Проводит вводную беседу (актуализация жизненного опыта), позволяющего выяснить: - знают ли учащиеся какие-либо водные объекты, в том числе озера; - насколько знакомы дети с понятием «подземные воды», «ледники» и каковы их признаки. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Осущест-вляют актуализа-цию личного жизненного опыта; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объектах «озеро», «подземные воды», «ледники» его строении, свойствах и связях. | Взаимодей-ствуют с учителем во время опроса, осуществ-ляемого во фронталь-ном режиме. | Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания | Контроли-руют правиль-ность ответов учащихся. | Уметь слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой; прини-мать и сохранять учебную цель и задачу | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 2.Подводит итог обсуждения и организует постановку цели: - что мы будем изучать на данном уроке? -каким образом мы будем изучать особенности озер, подземных вод, ледников? - что для этого нам необходимо сделать? | Вызванные учащиеся: - во фронталь-ном режиме делают вывод: - об изучении на данном уроке озер, подземных вод, ледников - о необходи-мости использования плана анализа географи-ческого объекта; - о необходи-мости перера-ботки плана анализа географи-ческого объекта «Реки» в соответст-вии с особен-ностями озер. | | Идентифи-цировать способ деятель-ности по заданным (алгоритм анализа водного объекта) | | | | | |
| 3.Организует работу по выполнению тестового задания (письменно по карточкам) где записывается понятие «озера, подземные воды, ледники» | В индиви-дуальном режиме (каждый учащийся самостоя-тельно) решают тест и дают определе-ния понятию «озера, подземные воды, ледники»
| Уметь выделять существен-ные признаки предмета. | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 4. Организует работу по контролю за выполнением текстового задания: предлагает оценить правильность заполнения теста в парах друг у друга. | Осуществ-ляют проверку выполне-ния текстового задания в парах. | Умение обнаружи- вать ошиб- ки и отклонения; Выносить соответствующие коррективы (исправле-ния0 | Работают в парах (поменяв партнера) | Умение осуществ-лять взаимо-контроль и взаимо-помощь, обосно-вывать свою точку зрения | Рефлексив-ный контроль | Умение давать оценку результа-тов учебной деятель-ности | | Ориентация на выполне-ние мораль-ных норм, регулирую-щих поведение в группе; Формиро-вание границ собствен-ного знания и незнания |
| 5. Организует работу учащихся в группах Формирова-ние групп в зависимости от разбивки учебных зон в кабинете. | Выбор руководителя группы | Правильно выполнять команды учителя. | Вниматель-но слушать учителя | | | Прини-мать и сохранять учебную задачу. | | |
| 6.Мотивиру-ет к составлению плана анализа географическо-го объекта «озеро», «ледники» - обсудить в ходе индивидуаль-ного текста понятия озера, подводные воды, ледники и записать окончатель-ный вариант определения. Выдает каждой группе карточку «План анализа объекта «озера, ледники» | Слушают учителя | Понимают и воспринима-ют на слух словесные указания учителя. | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 7.Контролиру-ет работу групп и при необходимос-ти помогает группам в выполнении заданий. | Заполняют карточку «План анализа географи-ческого объекта «озера», «ледники» в группах | Самостоя-тельное создание способов решения проблем (свой вариант плана анализа); умение осуществ-лять сравнение (признаков разных водных объектов) по заданным критериям. | Обсуждают задания в группах | Строить понятные для собеседника высказывания; догова-риваться и прихо-дить к общему решению в совмест-ной деятель-ности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. | | Выпол-нять учебные действия в материа-лизо-ванной, громко-речевой и умствен-ной форме; планиро-вать свое действие в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями ее реализа-ции, в т.ч. во внутрен-нем плане | | Ориентация на выполне-ние мораль-ных норм, регулирую-щих поведение в группе и классе |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 8. Предлагает группам (по желанию или выбору учителя) принять на себя роли: - спикеров (представляю-щие свой план анализа) - экспертов (оценивающие представлен-ную характеристи ку план и определение изучаемых географичес-ких понятий | | | | | | | Обдумы-вают особен-ности деятель-ности в составе своей группы | Идентефицировать (осознавать) принад-лежность к группе «спикеров» или «экспер-тов» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 9. Организует работу по контролю за выполнением карточки «План анализа географичес-ких объектов «озеро», «ледник» - предлагает одной из групп озвучить характерис-тику изучаемого географического объекта - предлагает остальным группам (или фронтально по вызову учителя) вынести заключение о правильности озвученной характеристи-ки, плана и определения понятий. | Руководи-тель группы «спике-ров»: озвучивает характе-ристику одного из географи-ческих объектов на основе разрабо-танного плана, все остальные члены группы при необходи-мости дополняют или уточняют своего спикера. Руководи-тели групп «экспертов»: Озвучива-ют оценоч-ное суждение о правиль-ности данной характе-ристики, плана и определе-ния географи-ческих понятий; Записыва-ют на доске совместно выработан-ное понятие изучаемых объектов | Руководи-тель группы «спикеров»: умение строить рассуждения в форме связи простых умозаключе-ний о изучаемом географичес-ком объекте, его строении, свойствах и связях | Взаимодействуют друг с другом и учителем во время опроса. | Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания | Группа «экспер-тов»: контроли-руют правиль-ность ответов учащихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установ-кой; прини-мать и сохранять учебную цель и задачу; Оцени-вать правиль-ность выполне-ния действия на уровне адекват-ной ретроспек-тивной оценки | | Формиро-вание границ собствен-ного знания и «незнания» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 10. Организует сравнение совместно выработан-ного определения изучаемых географичес-ких понятий с определени-ем, приведен-ным в учебнике. | В индиви-дуальном режиме читают определе-ние в учебнике (в дополни-тельной литературе).Во фронтальном режиме озвучива-ют заключе-ние о расхожде-нии в определе-ниях понятий изучаемых географи-ческих объектов
| Осущест-влять сравнение по заданным критериям
Доказывать свое мнение, делать выводы и заключения. | Класс: - слушает учащихся; - при необходи-мости дополняют -уточняют высказан-ные мнения по существу поставлен-ного задания. Отвечаю-щие: взаимодей-ствуют с учителем во время опроса | Класс: воспри-нимать на слух длитель-ное и сложное высказывание. Отвечаю-щие: осознан-но и произ-вольно строить рассуж-дение; Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию | Осуществ-ляют самоконт-роль совпадения с ответами учащихся. | | | Формиро-вание границ собствен-ного знания и «незнания» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11. Организует подведение итогов работы с понятием «озеро», «подводные воды», «ледники» | Во фронталь-ном режиме дополняют уточняют или изменяют формули-ровку понятия «озеро», «подзем-ные воды», «ледники» Записыва-ют окончательную формули-ровку понятий географи-ческих объектов в словарь терминов. | | Класс: слушают учащихся - при необходи-мости дополняют, уточняют высказан-ные мнения по существу поставлен-ного задания. Отвечаю-щие: взаимодей-ствуют с учителем во время опроса | Класс: воспринимать на слух длитель-ные и сложные речевые высказы-вания Отвечаю-щие: осознан-но и произ-вольно строить рассуж-дения Форму-лировать собствен-ное мнение и позицию | Осуществ-ляют самоконт-роль совпадения своего мнения с ответами учащихся. | | | |
Физминутка | Использует звуковой фон – звуки природы | | | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
III. Закрепле-ние изученного материала | Рассказывает о самых крупных и известных озерах России, сопровождая показом презентацией к уроку (Каспийское море, Байкал, Аральское, Ладожское, Онежское озеро) | Понимают и восприни-мают на слух информа-цию учителя. | | | | | | | |
Домашнее задание | § 22, з.№7 Выполнить на конт.карте Разработать проект «Опрос одноклас-ков по проблеме охраны водоемов г.Иркутска. Подготовить сообщение о Байкале. | | | | | | | | |